student
The article reveals the concept of emotional intelligence. Based on the analysis of the points of view of various authors, the main components included in this concept are determined. The relationship between emotional intelligence and success in education of students of higher educational institutions is considered. An analysis of the influence of emotional intelligence on success in educational activi-ties of students is conducted
emotional intelligence, education, success
Изучение эмоционального интеллекта представляет собой относительно новое, но быстро развивающееся направление в психологии, направленное на глубокое понимание механизмов взаимодействия людей в различных социальных ситуациях, где социальные связи и межличностные отношения являются основой для успешного сотрудничества и достижения целей.
В условиях быстрого изменения рынка труда и высоких требований к профессиональным навыкам выпускников особое внимание уделяется уровню развития эмоционального интеллекта и навыкам межличностного общения. Развитие эмоционального интеллекта у студентов может привести к их более успешной интеграции в профессиональную среду, что, несомненно, важно учитывать в образовательных программах. Таким образом, исследование взаимосвязи эмоционального интеллекта и академической успеваемости студентов имеет значительную актуальность. Понимание этой взаимосвязи может помочь в разработке эффективных образовательных стратегий и программ, направленных на развитие не только когнитивных, но и эмоциональных навыков студентов, что, в свою очередь, способствует их успехам в учебе и будущей профессиональной деятельности.
Эмоциональный интеллект выражается в способности понимать свои эмоции, распознавать их, и управлять ими и влиять на эмоции других людей. Это создает фундамент для межличностного общения, формирования отношений и успешного взаимодействия в социальной среде. Эмоциональный интеллект, который подразумевает понимание и адекватное реагирование на эмоции, мотивации и поведение других людей, становится необходимым компонентом успешной работы в команде. Это значит, что у студентов с высоким уровнем эмоционального интеллекта больше шансов наладить позитивные рабочие отношения, что оказывает положительное влияние на общий климат в коллективе и результативность учебы. Связь между эмоциональным интеллектом и успешностью в образовании активно исследуется в теоретическом и практическом плане, что еще раз подчеркивает актуальность темы исследования.
Цель данного исследования заключается в установлении взаимосвязи между эмоциональным интеллектом и успехом в образовании обучающихся высшего учебного заведения.
С целью выявления взаимосвязи уровня эмоционального интеллекта обучающихся и их успехом в образовании было проведено тестирование среди студентов Ангарского государственного технического университета. В качестве методов исследования были использованы тест эмоционального интеллекта МЭИ и метод статистической обработки данных – коэффициент ранговой корреляции Спирмена.
В теоретической части работы мы рассмотрели влияние эмоционального интеллекта на академические достижения, социальные навыки, мотивацию, стрессоустойчивость. На основе анализа литературных источников, мы установили, что развитый эмоциональный интеллект помогает людям лучше понимать свои собственные эмоции, что способствует принятию более аутентичных и соответствующих их потребностям решений. Также эмоциональный интеллект дает лучшее понимание собственных сильных и слабых сторон. Понимание собственного эмоционального и интеллектуального потенциала является важным для определения дальнейших планов учебного, профессионального и личностного развития.
Эмоциональный интеллект – это свойство личности, которое предполагает не только умение управлять своими эмоциями, но и умение регулировать их, управлять межличностными отношениями, адаптироваться к переменам и принимать решения в повседневной жизни [1].
В качестве основных компонентов эмоционального можно выделить самосознание, саморегуляцию, мотивацию, эмпатию и социальные навыки.
По мнению И.Н. Андреевой, эмоциональный интеллект способствует саморегуляции и контролю над стрессом, что ведет к улучшению концентрации в учебе, уменьшению тревожности во время экзаменов и тестов, а также облегчает учебный процесс. И.Н. Андреева рассматривает такие элементы эмоционального интеллекта, как навыки общения, умение разрешать конфликты и работать в команде. Она утверждает, что эмоциональный интеллект является личностной характеристикой и неотъемлемой частью успешной учебной деятельности [2].
Развитый эмоциональный интеллект позволяет точнее определять свои цели и источники мотивации, помогает управлять своей мотивацией и способствует усилиям в достижении учебных целей. А.В. Карпов подчеркивает, что эмоциональный интеллект способствует формированию настойчивости и трудолюбия. Согласно А.В. Карпову, эмоциональный интеллект представляет собой комплексную способность, позволяющую индивиду адаптироваться к социальным условиям и эффективно решать поставленные задачи [3].
С точки зрения Т.З. Аверкиевой, эмоциональный интеллект дает лучшее понимание собственных сильных и слабых сторон, помогает лучше понимать свои эмоции, что важно для определения учебных потребностей, разработки более эффективных стратегий обучения, преодоления возникающих трудностей. Т.З. Аверкиева утверждает, что эмоциональный интеллект является неотъемлемой частью общего интеллекта и играет ключевую роль в коллективной и личной жизни, она рассматривает эмоциональный интеллект как элемент, способствующий психосоциальному благополучию и успешной адаптации индивида к различным видам деятельности [4].
Особое внимание развитию эмоционального интеллекта в контексте саморегуляции и управления стрессом уделяет Д.Р. Гаджибабаева. По мнению автора, развитый эмоциональный интеллект способствует более адаптивному отношению к неудачам и провалам. Люди с развитым эмоциональным интеллектом быстрее восстанавливаются после неудач и обращают их в уроки для будущих действий. В ее работах эмоциональный интеллект представлен как совокупность навыков и способностей, позволяющих человеку успешно функционировать в социуме, строить отношения, работать в команде и адаптироваться к меняющимся условиям [5]. Эмоциональный интеллект может играть защитную роль в поддержании психологического здоровья и благополучия студентов. Умение управлять своими эмоциями и справляться с негативными переживаниями снижает уровень стресса и предрасположенность к выгоранию.
Взгляды различных авторов на понятие «эмоциональный интеллект» объединены обобщенным восприятием эмоционального интеллекта как сложного феномена, включающего не только когнитивные аспекты, но и эмоциональные и интерактивные компоненты, необходимые для успешного взаимодействия в социальной среде. Эти составляющие в совокупности могут способствовать повышению общей успеваемости и академических достижений студентов.
Для анализа взаимосвязи между эмоциональным интеллектом и успехами студентов в высшем образовании было осуществлено практическое исследование. Была сформулирована гипотеза: студенты с более высоким уровнем эмоционального интеллекта достигают лучших результатов в учебе. Основной целью исследования стало определение связи между уровнем развития эмоционального интеллекта и академической успеваемостью студентов.
В исследовании принимали участие студенты ФГБОУ ВО «Ангарский государственный технический университет»: 20 студентов в возрасте от 18 до 30 лет, 10 мужчин и 10 женщин. На базе высшего учебного заведения было проведено онлайн-тестирование эмоционального интеллекта с помощью теста МЭИ [6]. В результате проведенного тестирования был определен интегральный показатель эмоционального интеллекта.
Для выявления связи между эмоциональным интеллектом и академической успеваемостью студентов в высшем учебном заведении была проанализирована существующая документация (зачетные книжки), а также вычислен средний аттестационный балл каждого обучающегося.
Статистическая достоверность взаимосвязи между эмоциональным интеллектом и академической успеваемостью была доказана при помощи использования коэффициента корреляции Спирмена. Эмпирический результат rs = 0,796 мы сопоставили с критическими значениями: 0,45 (уровень достоверности 0,05) и 0,57 (уровень достоверности 0,01). Так как эмпирическое значение 0,796 больше критических значений, можно сделать вывод, что корреляция между средним аттестационным баллом и интегральным показателем эмоционального интеллекта статистически значима.
По результатам проведенного практического исследования были сделаны следующие выводы. Связь между эмоциональным интеллектом и академической успеваемостью студентов имеет статистическую значимость: высокий уровень интегрального показателя эмоционального интеллекта соответствует высокому среднему аттестационному баллу учащегося. Следовательно, гипотеза исследования была подтверждена: студенты с более высоким уровнем эмоционального интеллекта достигают больших успехов в учебе.
Таким образом, мы можем заключить, что эмоциональный интеллект у студентов способствует более эффективному управлению своими эмоциями, развитию социальных навыков, формированию мотивации к деятельности, более эффективному решению проблем и контролю над стрессом. Все эти аспекты ведут к более успешному обучению и достижению лучших результатов в образовании. Студенты с высоким уровнем эмоционального интеллекта демонстрируют значительно лучшие показатели успеваемости.
Результаты тестирования эмоционального интеллекта открывают большие возможности для их применения в образовании и психологии. Для улучшения социальной адаптации студентов и успеха в образовательной деятельности, навыки эмоционального интеллекта могут быть крайне полезны.
Практическое исследование взаимосвязи эмоционального интеллекта с успехами в образовании формирует новые подходы к обучению студентов и внедрению программ, направленных на развитие эмоционального интеллекта. Данное исследование открывает новые точки зрения на стратегическое управление человеческими ресурсами, становится основой для будущих исследований развития эмоционального интеллекта на уровне образовательных организаций, его влияния на атмосферу в коллективе и общие результаты работы учебного коллектива.
Несмотря на значительные успехи в области изучения эмоционального интеллекта, остается еще множество вопросов, требующих дальнейшего изучения. Актуальны исследования, направленные на выявление влияния культурных различий на проявления эмоционального интеллекта, изучение взаимосвязи эмоционального интеллекта с другими составляющими общего интеллекта и личностных характеристик.
1. Goulman D. Emocional'nyy intellekt: pochemu on mozhet znachit' bol'she, chem IQ / D. Goulman; perevod s angliyskogo E. Efimova. – 12-e izd., pererab. i dop. – M.: Mann, Ivanov i Ferber, 2022. – 544 s. – Tekst: neposredstvennyy.
2. Andreeva I.N. Emocional'nyy intellekt kak fenomen sovremennoy psihologii / I.N. Andreeva; Poloc. gos. un-t. – Novopolock: PGU, 2011. – 388 s. – 100 ekz. – ISBN 978-985-531-260-5. – Tekst: neposredstvennyy.
3. Karpov A.V. Psihologiya emocional'nogo intellekta: teoriya, dia-gnostika, praktika: monografiya / A.V. Karpov, A.S. Petrovskaya; Yaroslav. gos. un-t im. P.G. Demidova. – Yaroslavl': YarGU, 2008. – 344 s. – Bibliogr.: s. 325-342. – 100 ekz. – ISBN 978-5-8397-0638-5. – Tekst: neposredstvennyy.
4. Averkieva T.Z. Emocional'nyy intellekt kak lichnostnyy resurs sovladaniya so stressom / T.Z. Averkieva, D.Z. Kincurashvili. – Tekst: neposredstvennyy // Fundamental science and technology: sb. nauch. st. po materialam XII Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. – Ufa, 2023. – Ch. 3. – S. 157-162. – Bib-liogr.: s. 158.
5. Gadzhibabaeva D.R. Vzaimosvyaz' emocional'nogo intellekta i spo-sobov sovladayuschego povedeniya u studentov / D.R. Gadzhibabaeva. – DOIhttps://doi.org/10.25629/HC.2024.01.26. – Tekst: elektronnyy // Chelovecheskiy kapital. – 2024. – T. 1, № 181. – S. 253-264. – URL: https://humancapital.su/wp-content/uploads/2024/01/202401_p253-264.pdf (data obrascheniya: 11.04.2025).
6. Manoylova M. Metodika diagnostiki emocional'nogo intellekta / M. Manoylova. – Tekst: neposredstvennyy // Akmeologiya. Metodologicheskie i metodicheskie problemy. – 2006. – Vyp. 11. – S. 139-143.