student
The article analyzes the competitiveness of the trading organization OOO MAYAK, the owner of the supermarket chain Slata and grocery discounters KhlebSol in several regions of the Siberian Federal District. The analysis is based on the dynamic method of assessing competitiveness proposed by D.S. Voronov, which allows assessing the level of efficiency of the organization's use of economic resources relative to the efficiency of the use of economic resources by competitors. The analysis identified the main competitors of OOO Mayak in the market by the main type of activity and determined the weak points in the financial policy of the organization
competitiveness, dynamic method of assessing the competitiveness of enterprises, competitiveness analysis, MAYAK LLC
ООО «МАЯК» – владелец сети супермаркетов «Слата», расположенных на территории Иркутской области и соседних регионов. Компания развивает три формата торговли: супермаркет «Слата», продуктовый дискаунтер «ХлебСоль», интернет-магазин. История создания компании охватывает период с 1996 года, когда в феврале 1996 года в г. Ангарске была зарегистрирована фирма «Слата». Начиная с 1997 года начала осуществляться экспансия в соседние муниципальные образования и регионы: 1997 год – Бурятия, 1999 год – Братск и Усть-Илимск, 2000 г. – Иркутск, Байкальск, Саянск, Усолье-Сибирское. К 2025 году ООО «МАЯК» насчитывает в своем составе 362 магазина – «Слата» (80 шт.) и «Хлеб-Соль» (282 шт.) в Иркутской области, Бурятии и Забайкальском крае совокупной торговой площадью 132,3 тысячи квадратных метров [1].
Основной вид деятельности организации ООО «МАЯК»: «Торговля розничная пищевыми продуктами, напитками и табачными изделиями в специализированных магазинах» (код по ОКВЭД 47.2). По своему основному виду деятельности ООО «МАЯК» в рейтинге компаний по размеру выручки по итогам 2024 года входит в десятку лучших организаций России (по данным на 01.04.2025 г.) (таблица 1) [2].
Таблица 1
Рейтинг организаций России по размеру выручки по виду деятельности
47.2 «Торговля розничная пищевыми продуктами, напитками и табачными
изделиями в специализированных магазинах» по итогам 2024 года
Место |
Организация |
Показатели, млн. руб. |
Регион |
|
выручка |
||||
1. |
333 547 |
75064 |
Нижегородская область |
|
2. |
(«Пятерочка») |
270 231 |
77 122 |
Москва |
3. |
149 793 |
26 706 |
Нижегородская область |
|
4. |
101 205 |
45 179 |
Москва |
|
5. |
(«КрасноеБелое») |
51 732 |
8 808 |
Рязанская область |
6. |
(«Слата», «ХлебСоль») |
50 653 |
19 978 |
Иркутская область |
7. |
(«КрасноеБелое») |
46 143 |
7 536 |
Владимирская область |
8. |
(«Красный Яр», «Батон») |
43 123 |
12 092 |
Красноярский край |
9. |
ООО «ЛАБИРИНТ-ВОЛГА» («КрасноеБелое») |
37 297 |
5 701 |
Нижегородская область |
10. |
ООО «Винлаб-Запад» |
33 805 |
30 129 |
Московская обл. |
Для анализа и оценки конкурентоспособности объекта исследования нами выбран динамический метод, автором которого выступает Д. С. Воронов, который позволяет весьма эффективно оценивать конкурентоспособность как в статике, так и в динамике. Применение указанного подхода делает возможным анализ динамики общих и частных показателей конкурентоспособности как отдельных компаний, так и групп предприятий. В качестве главного преимущества динамического метода оценки конкурентоспособности предприятия автор методики считает то, что оценка осуществляется по конечным критериям конкурентоспособности – прибыльности и доле предприятия на рынке, которые в условиях рыночной экономики и определяют жизнеспособность предприятия, перспективы его функционирования и развития [3].
Для оценки конкурентоспособности ООО «МАЯК» и его организаций-конкурентов, приведенных в таблице 1, рассмотрим значения необходимых для проведения анализа показателей из отчетов о финансовых результатах. Данные взяты из ресурса БФО и обобщены в таблице 2 [4].
Таблица 2
Основные показатели финансово-хозяйственной деятельности ООО «МАЯК» и его основных конкурентов по РФ за 2022-2024 гг., млн. руб.
Организация |
2022 г. |
2023 г. |
2024 г. |
|||
выручка |
чистая прибыль |
выручка |
чистая прибыль |
выручка |
чистая прибыль |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
236 421 |
10 281 |
278 262 |
1 390 |
333 547 |
1 996 |
|
(«Пятерочка») |
224 240 |
5 922 |
243 518 |
5 286 |
270 231 |
6 201 |
158 611 |
2 333 |
145 006 |
2 751 |
149 793 |
3 062 |
|
77839 |
- 953 |
86 299 |
812 |
101 205 |
3 629 |
|
ООО «Альфа Рязань («КрасноеБелое») |
51 051 |
3 017 |
48 987 |
2 269 |
51 732 |
2 189 |
Окончание таблицы 2
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
(«Слата», «ХлебСоль») |
39 620 |
207 |
43 882 |
1 098 |
50 653 |
1 717 |
ООО «Альфа Владимир» («КрасноеБелое») |
45 816 |
2 638 |
44 241 |
2 004 |
46 143 |
1 853 |
(«Красный Яр», «Батон») |
33 557 |
629 |
37 132 |
677 |
43 123 |
3 711 |
ООО «ЛАБИРИНТ-ВОЛГА» («КрасноеБелое») |
36 525 |
1 637 |
35 329 |
1 075 |
37 297 |
537 |
ООО «Винлаб-Запад» |
13 290 |
471 |
23 245 |
285 |
33 805 |
256 |
Для проведения анализа конкурентоспособности динамическим методом необходимо рассчитать общий показатель конкурентоспособности предприятия в разрезе объектов сопоставления (формула 1) [5]
|
(1) |
где K о – коэффициент эффективности хозяйственной деятельности исследуемого предприятия; r – операционная эффективность предприятия (определяется как отношение выручки от реализации продукции ко всем затратам, связанным с производством и реализацией продукции); I – индекс изменения объемов выручки рассматриваемого предприятия (по сравнению с прошлым годом).
Чем выше показатель K о, тем более конкурентоспособным по отношению к выборке является рассматриваемое предприятие. Очевидно, что 0 < K о < ∞. При этом, в случае, если 0 < K о < 1, конкурентоспособность предприятия по отношению к выборке является низкой (чем ближе к нулю, тем ниже конкурентоспособность). При K о = 1 конкурентоспособность предприятия идентична конкурентоспособности выборки. При K о > 1 конкурентоспособность предприятия выше, чем по выборке [3].
Для оценки конкурентоспособности ООО «МАЯК» и иных рассматриваемых нами организаций на основании данных таблицы 2 определяем коэффициент эффективности хозяйственной деятельности по каждой компании (K оj). Результаты расчетов представлены в таблице 3.
Таблица 3
Значение коэффициентов эффективности хозяйственной деятельности
ООО «МАЯК» и его основных конкурентов по РФ за 2023-2024 гг.
Организация |
2023 г. |
2024 г. |
||||
r |
√I |
K о |
r |
√I |
K о |
|
1,005 |
1,085 |
1,090 |
1,006 |
1,094 |
1,100 |
|
(«Пятерочка») |
1,022 |
1,042 |
1,065 |
1,024 |
1,053 |
1,077 |
1,019 |
0,956 |
0,974 |
1,021 |
1,016 |
1,038 |
|
1,010 |
1,053 |
1,064 |
1,037 |
1,083 |
1,123 |
|
ООО «Альфа Рязань» («КрасноеБелое») |
1,049 |
0,980 |
1,028 |
1,044 |
1,027 |
1,072 |
(«Слата», «ХлебСоль») |
1,026 |
1,052 |
1,079 |
1,035 |
1,074 |
1,112 |
ООО «Альфа Владимир» («КрасноеБелое») |
1,048 |
0,983 |
1,030 |
1,041 |
1,021 |
1,063 |
(«Красный Яр», «Батон») |
1,019 |
1,052 |
1,072 |
1,094 |
1,078 |
1,179 |
(«Красный Яр», «Батон») («КрасноеБелое») |
1,031 |
0,984 |
1,015 |
1,015 |
1,027 |
1,043 |
ООО «Винлаб-Запад» |
1,013 |
1,323 |
1,340 |
1,008 |
1,206 |
1,216 |
Полученные результаты позволяют констатировать высокую конкурентоспособность в 2023 году ООО «Винлаб-Запад», существенно опережающего всех конкурентов. При этом основным фактором, обусловившим высокую конкурентоспособность указанного хозяйствующего субъекта, является максимальная динамика объемов выручки. Наибольшие значения показателя конкурентоспособности также показали «Альбион-2002», ООО «МАЯК» и ООО «Смарт».
При этом, с точки зрения операционной эффективности лидерами в 2023 году являются ООО «Альфа Рязань» и ООО «Альфа Владимир», но динамика выручки у них отрицательная, что не позволило им войти в число лидеров по конкурентоспособности в 2023 году.
В 2024 году наибольшую конкурентоспособность по методике Д.С. Воронова показала вновь организация ООО «Винлаб-Запад» по причине значительного ежегодного прироста выручки, при этом размер чистой прибыли у данной организации небольшой по сравнению с конкурентами. Устойчивое положение в 2024 году сохранили ООО «Смарт», «Азбука вкуса» и ООО «МАЯК».
Рассматривая динамику выручки ООО «МАЯК» за период с 2022 по 2024 год виден постоянный рост выручки. В 2023 году по сравнению с 2022 годом рост выручки составил 11%, в 2024 году рост выручки по сравнению с 2023 годом составил 15,4%. Чистая прибыль выросла за два года более, чем в 8 раз.
При этом, несмотря на положительную динамику выручки и чистой прибыли, анализ динамическим методом показал, что ООО «МАЯК» уступает конкурентам в части осуществляемой финансовой политики по причине высокой суммы затрат и невысокого темпа прироста выручки. Данный факт является моментом для совершенствования политики организации для укрепления своих конкурентных позиций.
1. Istoriya kompanii «Slata». – Tekst: elektronnyy. – URL: https://www.slata.ru/history/ (data obrascheniya: 15.03.2025).
2. Reyting organizaciy po vyruchke po vidu deyatel'nosti 47.2 «Torgovlya roznichnaya pischevymi produktami, napitkami i tabachnymi izdeliyami v specializirovannyh magazinah». – Tekst: elektronnyy. – URL: https://www.testfirm.ru/rating/47_2/ (data obrascheniya: 01.04.2025).
3. Voronov D.S. Dinamicheskiy metod ocenki konkurentosposobnosti predpriyatiy / D.S. Voronov. – Tekst: elektronnyy. – URL: https://vds1234.ru/concurency/13-32 (data obrascheniya: 03.04.2025).
4. Gosudarstvennyy informacionnyy resurs buhgalterskoy (finanso-voy) otchetnosti. – Tekst: elektronnyy. – URL: https://bo.nalog.ru/ (data obrascheniya: 05.04.2025).
5. Voronov D.S. Faktornyy analiz konkurentosposobnosti predpriyatiya / D.S. Voronov. – Tekst: elektronnyy. – URL: https://vds1234.ru/concurency/14-33 (data obrascheniya: 08.04.2025).