Media education and media competence are concepts that have entered our education and play an important role in it. A huge flow of information requires its critical understanding, and this requires skills that allow you to distinguish fake information from the truth. One of the main tasks of media education is to lay the foundations of the main competencies of a lifetime. The modern model of education presupposes education during the period of readiness for retraining, a culture of knowledge renewal
media education, media competence, information, critical thinking
Сегодня понятие медиаобразование стало гораздо шире, оно определя-ется как обучение, которое стремится развивать медиакомпетентность, пони-маемую как критическое и вдумчивое отношение к медиа с целью воспитания ответственных граждан, способных высказать собственные суждения на основе полученной информации. Медиаобразование обучает, как необходимо интер-претировать и создавать сообщения, выбирать наиболее подходящие для ком-муникации медиа. Нельзя не согласиться с А.П. Короченским, что медиаобра-зование должно стать долговременной общественно-просветительской дея-тельностью [3].
В статье рассматриваются различные точки зрения на понятие медиаобразование как российскими, так и зарубежными авторами.
В ходе исследования было высказано предположение, что практический подход наиболее приемлемый, поскольку включает в себя не только умения использовать различную аппаратуру, т.е. умения чисто практического характера, например пользование компьютером, умение выйти в Интернет, умения пользоваться мультимедийными средствами, практический подход включает в себя также умения пользоваться языком медиа, т.е. уметь отличать навязанные образцы поведения, уметь отличать эмоционально-окрашенный характер сообщений от истины, т.е. подходить к восприятию информации критически, не всегда доверяя, казалось бы, авторитетным источникам, уметь видеть, что некоторые массмедиа преследуют свои собственные цели, выдавая желаемое за действительное. По нашему мнению, практический подход соединяет в себе теорию критического мышления, практическую теорию, семиотическую теорию [1].
Говоря о профессиональной компетентности, нельзя не согласиться с мнением И.А. Зимней, что компетентность – одна из составляющих общей культуры человека, совокупность его мировоззрения и системы знаний, умений, обеспечивающих целенаправленную самостоятельную деятельность с использованием как традиционных, так и новых информационных технологий [2].
По нашему мнению, в понятии профессиональная компетентность специалиста необходимо рассматривать медиакомпетентность, поскольку медиакомпетентность многомерна и требует широкой перспективы, основанной на развитой структуре знания.
А.В. Федоров дает определение медиакомпетентности личности и медиакомпетентности современного педагога.
По А.В. Федорову медиакомпетентность личности это совокупность ее мотивов, знаний, умений, способностей, способствующих выбору, использованию, критическому анализу, оценке, созданию и передаче медиатекстов в различных видах, формах, жанрах, анализу сложных процессов функционирования медиа в социуме [4].
В своей работе мы пытаемся определить профессиональную компетентность будущего специалиста экономической сферы. Как нам кажется, в профессиональной компетентности будущего специалиста экономической сферы профессиональная медиакомпетентность занимает особое место.
Мы бы определили профессиональную медиакомпетентность будущего специалиста экономической сферы как совокупность мотивов, знаний, умений и готовности к выполнению профессиональной деятельности в информационном обществе, т.е., готовность мобилизовать имеющиеся знания и опыт, свое настроение и волю для решения проблемы в конкретных обстоятельствах, оценивать и анализировать социальные последствия своих действий, иметь желание к саморазвитию. Кроме того, медиакомпетентность предусматривает психологическую устойчивость и медийную грамотность.
1. Zapevalina, O. V. Mediaobrazovanie i kompetentnostnyy podhod v podgotovke professional'nogo ekonomista / V mire nauchnyh otkrytiy. - 2010. №5.
2. Zimnyaya, I. A. Kompetentnostnyy podhod. Kakovo ego mesto v sisteme sovremennyh podhodov k problemam obrazovaniya (teoretiko-metodologicheskiy aspekt / I.A. Zimnyaya. Tekst // Vysshee obrazovanie segodnya. - 2006. №8. S. 21-26.
3. Korochenskiy, A. P. Mediaobrazovanie: mif ili real'nost'? // Media-obrazovanie. - 2005. №2. S.63-66.
4. Fedorov, A. V. Razvitie mediakompetentnosti i kriticheskogo myshle-niya studentov pedagogicheskogo vuza. - M.: Izd- vo MOO VPP YuNESKO «In-formaciya dlya vseh», 2007. - 616s.