The article analyzes the classical and new forms of the problem raised by E. Fromm in his book "Escape from Freedom"
E. Fromm, freedom, responsibility, religion, authoritarianism, society of consumption
Э. Фромм опубликовал свою книгу «Бегство от свободы» в 1941 году. В 1966 году вышло 25-е (!) издание, переведённое в нашей стране в 1989 году.
Основные идеи книги Э. Фромма заключаются в следующих тезисах:
- становление индивидуальности невозможно без позитивной свободы;
- человек остро нуждается в связи с миром, что при неразвитости самого человека приводит его к «бегству от свободы»;
- на протяжении большей части истории человек был прочно включён в определённую социальную структуру, не имея представлений о свободе, «и вся жизнь от рождения и до смерти была ясна и понятна…» [3, с.45];
- ещё одной формой бегства от свободы является авторитаризм, когда происходит отказ от «независимости своей личности», стремление «слить своё «я» с чем-нибудь внешним, чтобы таким образом обрести силу, недостающую самому индивиду» [3, с.124];
- демократия, при неразвитости индивидуальности, способствует новым формам конформизма, когда индивид «теряет себя, но при этом убеждён, что он свободен и подвластен лишь собственной воле» [3, с.202].
Как происходит «бегство от свободы» в первой четверти XXI века?
Авторитаризм берёт на вооружение отдельные элементы и массовой культуры, и общества потребления, и научно-технического прогресса. В совокупности, это предоставляет широкие возможности для более щадящих форм авторитаризма, по сравнению, например, со временами Святой инквизиции в Европе и, соответственно, консенсуса между консервативными слоями общества и авторитарным режимом.
Общества потребления и массовая культура расставляют новые ловушки для свободы: даже избавившись от религиозного и политического авторитаризма (хотя общество потребления и массовая культура вполне могут с ними согласовываться), человек отказывается от свободы ради потребления.
«Бегство от свободы» завершается, когда человек наконец-то достигает долгожданной стабильности, реально или иллюзорно комфортной. Возможно, с этим связана ностальгия существенной части населения России, представляющей, что характерно, разные возрастные категории, по эпохе сталинизма («был порядок») и периоду «застоя» («была стабильность»). Жажда стабильности выступает как форма бегства от свободы.
Видимо, можно различать две формы стабильности: стабильность развития и стабильность «застоя». Герой фантастической повести С. Лемма «Возвращение со звёзд», вернувшись из долгой космической экспедиции, обнаруживает на Земле взаимно согласованную гармонию застоя. Он предпочёл «поисковую активность» и отправился в новую экспедицию [1].
«Поисковая активность» не является фундаментальной характеристикой природы человека. Ею обладают отдельные индивиды, и это проявляется «на различных ступенях организации жизни», что в частности подтверждается экспериментами на крысах, в которых именно отдельные особи были в немотивированном поиске: «…если бы вся популяция крыс вела себя подобным образом, то она была бы обречена на уничтожение. Вместе с тем, если бы все крысы придерживались консервативного стиля поведения, …это бы привело к истощению пищевых ресурсов и, следовательно, к гибели животных» [2, с.35].
Поисковая активность человека может быть направлена в различные сферы: в религиозную миссию, в науку, в искусство, в развитие новых бизнес-проектов, в политику, в благотворительную деятельность и многое другое. Общий вектор поисковой активности практически невозможен и складывается крайне редко, в экстраординарных ситуациях. Такой ситуацией, например, явилась героическая борьба советского народа против фашистской агрессии.
Важна общественная поддержка тем, кто обладает поисковой активностью и нуждается в свободе. Но, хотя количество людей, готовых нести ответственность ради свободы, растёт, в большинстве случаев принадлежит по-прежнему тем, кто предпочитает любую, даже тупиковую, стабильность. В предисловии к 25-му изданию своей книги Э. Фромм пишет: «Человеческий мозг живёт в двадцатом веке; сердце большинства людей – всё ещё в каменном. Человек в большинстве случаев ещё не достаточно созрел, чтобы быть независимым, разумным, объективным. Человек не в силах вынести, … что он должен сам придать смысл своей жизни, а не получить его от какой-то высшей силы, поэтому людям нужны идолы и мифы. … и хотя на словах он отдаёт должное учениям великих духовных вождей человечества – Будды, пророков, Сократа, Христа, Магомета, – он превратил эти учения в клубок суеверий и идолопоклонства» [3, с.11].
1. Lem, S. Vozvraschenie so zvezd: romany. - Sobr. soch. v 10 tt. - T. 2. - M.: «Tekst», 1992. - S. 183-397.
2. Petrovskiy, V. A. Psihologiya neadaptivnoy aktivnosti / Rossiy-skiy otkrytyy universitet. - M.: TOO «Gorbunok», 1992. - 234 s.
3. Fromm, E. Begstvo ot svobody. - Per. s angl. / Poslesl. P. S. Gurevi-cha. - M.: Progress, 1989.