INFLUENCE OF COMPUTER SIMULATORS ON THE EFFICIENCY OF TRAINING TECHNOLOGICAL STAFF
Abstract and keywords
Abstract (English):
The role of computer simulators in the training of technological personnel at industrial enterprises is noted

Keywords:
Computer simulator, technological process, VR-simulator
Text
Publication text (PDF): Read Download

Основными целями использования компьютерных тренажеров на промышленных предприятиях являются: подготовка технологического персонала к работе на промышленных установках; формирование навыков при отработке плановых пусков/остановок или аварийной остановки технологических установок; отработка действий при возникновении аварийных ситуаций на технологических установках для минимизации ущерба.

Тренинги на компьютерных тренажерах являются одним из наиболее эффективных методов обучения. По мнению Haskett consulting inc. (HCI): «Люди запоминают 20% того, что они видят, 40% того, что они видят и слышат и 70% того, что они видят, слышат и делают». Другими словами повышение качества обучения при использовании тренажеров возникает за счет увеличения эффективности восприятия информации [1].

Перспективной технологией, которая позволит максимально полно погрузить персонал в процесс обучения, является технология виртуальной реальности (VR-технологии). При использовании этой технологии персонал, при помощи VR-шлема, надеваемого на голову, получает изображение от первого лица своего цифрового аватара, который становится частью компьютерного 3D тренажера. Таким моделям присуща высокая степень интерактивного взаимодействия с объектами внутри тренажера, так как применяются специальные контроллеры, отслеживающие положение рук пользователя. Также можно использовать контроллеры, отслеживающие передвижения обучаемого по специальной площадке, что позволяет более полно погрузить персонал в процесс обучения.

У VR-тренажеров достаточно высокая стоимость оборудования (шлемы и отслеживающие контроллеры), по сравнению с компьютерным тренажером, который выполнен в виде 3D-приложения. К недостаткам технологии можно отнести выделение и оборудование специального помещения, при необходимости передвижения внутри VR-тренажера. Если использовать VR-шлем сидя в кресле и перемещаться внутри VR-тренажера «виртуально», то могут возникать неприятные симптомы в виде тошноты, головокружения и головных болей. Это происходит из-за того, что в мозг поступает противоречивая информация от органов чувств: от зрения в мозг поступает информация, что тело движется, а от вестибулярного аппарата – что тело находится в покое.

Также к недостаткам VR-тренажеров можно отнести следующее утверждение: «Современные тренажеры-имитаторы выглядят как компьютерная игра, и поэтому являются необязательными элементами «серьезного» обучения».

Современные тренажеры-имитаторы должны отвечать следующим требованиям [2]: предприятие должно использовать достаточно точные компьютерные модели технологических процессов, в которых достоверно воспроизводят физические и химические процессы, протекающие в моделируемом объекте; модели должны охватывать всю технологичную схему на  моделируемом объекте; тренажер должен адекватно реагировать на различные вмешательства участников тренинга (оператора, инструктора, системы управления); модель должна включать подмодель, которая достаточно полно воспроизводит работу реальной системы КИПиА.

Важнейшее требование к модели – адекватность моделирования нештатных, предаварийных и аварийных ситуаций. Часто никто из  разработчиков тренажёра, как и участников будущего тренинга, не встречался на практике с такими ситуациями. Тем не менее, навык, вырабатываемый операторами в компьютерном тренинге, должен позволить справиться при наступлении  чрезвычайных событий в реальных условиях [2].

При соблюдении всех вышеперечисленных требований, современные тренажеры-имитаторы могут помочь не только при подготовке технологического персонала, но также позволят выявить ошибки в регламентных документах, например, при имитации пуска установки в тренажере, какой-либо блок установки не может выйти на нормальный режим работы [2].

References

1. Gammer, M. D. Imitatory dlya obucheniya personala. Plyusy i minusy. - URL: ttps://habr.com/ru/post/508478/ - Data publikacii 27 iyunya 2020g.

2. Dozorcev, V.M. Komp'yuternye trenazhery i novye vyzovy promyshlennoy bezopasnosti. // Nauchno-tehnicheskiy zhurnal “Promyshlennyy servis” 2017, vyp. 3 s.35-44.

Login or Create
* Forgot password?