Russian Federation
The basics of logistics in passenger rail transport, the main goals and objectives of the organization of transportation are described. A methodology for assessing the quality of rail transportation with the justification of key indicators of transport services is proposed
transport service, rail transport, logistics, passenger flow, interaction of modes of transport
Основной стратегической целью развития транспортной системы является удовлетворение потребностей населения в конкурентоспособных качественных услугах с учетом установления оптимальной взаимосвязи между регионами страны и их экономического развития. Для достижения этой цели наиболее подходящим решением является внедрение интегрированной транспортной системы, объединяющей транспортные и тарифные условия, повышающие координацию видов транспорта и сотрудничество между отдельными перевозчиками [1]. В пассажирском железнодорожном транспорте логистика занимается планированием, организацией, управлением и контролем всех видов деятельности между участниками транспортного процесса, создавая условия для обеспечения безопасных, надежных, скоростных и комфортных перевозок на оптимальном ценовом уровне в сравнении с другими видами транспорта.
К основным задачам логистики на пассажирском железнодорожном транспорте относят:
• анализ пассажиропотока в определенные временные промежутки на различных участках маршрута;
• прогнозирование, оптимизацию, контроль пассажиропотоков;
• улучшение различных факторов транспортного процесса;
• улучшение отношений с пассажирами с учетом принципов доверия, взаимовыгоды и клиентоориентированности;
• предоставление качественных услуг и культуры обслуживания;
• обеспечение оптимальной стоимости проезда и простоты, удобства покупки билета [2 – 4].
В настоящее время оценка качества в логистике железнодорожных пассажирских перевозок не осуществляется с помощью всеобъемлющей методологии, и результаты не имеют необходимой отчетности. Наиболее актуальным является применение концепции, включающей показатели, которые являются важными и решающими для пассажиров: количество отправлений в день; средняя продолжительность движения; интервал движения; соотношение расстояния по прямой к протяженности пути сообщения по железной дороге; тип поезда; доступность станций отправления и назначения; наличие информации об оказываемых услугах. В рамках предлагаемой методологии для показателей разработана балльная шкала, которая обеспечивает комплексную оценку качества логистики пассажирских перевозок с применением точечного метода многокритериального анализа. Таким образом, проведенный анализ оценки транспортных маршрутов позволит всесторонне усовершенствовать функционирование железнодорожного транспорта, в том числе, улучшить схемы движения поездов и взаимодействия различных видов транспорта; увеличить количество перевезенных пассажиров; повысить качество транспортного обслуживания.
1. Lebedeva, O. A. Transportnaya infrastruktura kak osnovopolagayuschiy faktor effektivnogo funkcionirovaniya ekonomiki strany / O. A. Lebedeva, Yu. O. Poltavskaya, Z. N. Gammaeva, T. V. Kondratenko. - Tekst: neposredstven-nyy // Sbornik nauchnyh trudov Angarskogo gosudarstvennogo tehnicheskogo universiteta. - 2018. - T. 1. № 15. - S. 125-130.
2. Dedík, M. Quality Assessment in the Logistics of Rail Passenger Transport / M. Dedík, J. Gašparík, Z. Záhumenská // MATEC Web of Conferences. - 2017. - 134, 00009. - 7 p.
3. Lebedeva, O. A. Passazhiropotoki i metody ih izucheniya / O. A. Lebe-deva, M. N. Kripak. - Tekst: neposredstvennyy // Sovremennye tehnologii i nauchno-tehnicheskiy progress. - 2011. - T. 1. - S. 29.
4. Mihaylov, A. Yu. Sistema kriteriev ocenki kachestva funkcionirovaniya intermodal'nyh uzlov passazhirskogo transporta / A. Yu. Mihaylov, T. A. Kopylova. - Tekst: neposredstvennyy // Izvestiya vuzov. Investicii. Stroi-tel'stvo. Nedvizhimost'. - 2014. - № 6 (11). - S. 73-80.