Russian Federation
Communicative competence is of particular importance in human life, so its formation should be given special attention. This becomes possible when using interactive learning technologies. Interactive methods are based on the principles of interaction, activity of trainees, reliance on group experience, mandatory feedback
interactive technologies, communicative competence, interaction, skills, abilities
Коммуникативная компетентность – это обобщающее коммуникативное свойство личности, включающее коммуникативные способности, знания, умения и навыки, чувственный и социальный опыт в сфере делового общения.
Для развития и формирования коммуникативной компетентности весьма разумно комбинировать методы обучения.
Интерактивное обучение — это способ реализации содержания обучения, предусмотренного учебными программами, представляющий систему форм, методов и средств обучения, обеспечивающую наиболее эффективное достижение поставленных целей [3, с. 9].
Для решения воспитательных и учебных задач преподавателем могут быть использованы следующие интерактивные формы обучения: мозговой штурм (Мозговая атака), круглый стол (Дискуссия или дебаты), ролевые игры, мастер класс, case – study (Ситуационный анализ), попс – формула и др.
При проведении занятий эффективными методами формирования коммуникативных компетенций у обучающихся являются «мозговой штурм» и метод дискуссий. В то же время метод проектов и кейс-метод по сравнению с другими методами в большей мере способствуют формированию таких компетенций, как умение выделять проблему и находить пути ее решения, оценивать собственную и чужую деятельность. В свою очередь исследовательский метод представляет собой творческий подход к осуществлению деятельности, наравне с «мозговым штурмом», играми и дискуссиями, развивает коммуникативные качества личности и толерантность.
Любой урок в интерактивном обучении – это определенная социальная среда. Преподаватель и обучающиеся вступают в определенные социальные отношения друг с другом, где учебный процесс – это взаимодействие всех присутствующих. При этом успех в обучении – это результат коллективного использования всех возможностей для обучения [1].
Интерактивное обучение – обучение, построенное на взаимодействии всех обучающихся, включая педагога. Однако в последнем случае меняется характер взаимодействия: активность педагога уступает место активности обучаемых [2]. В его функциях преобладает не столько сама организация обучения, сколько ее постоянная коррекция. Основная методическая задача педагога – создание таких условий, чтобы объективную оценочную информацию друг другу давали сами обучающиеся.
Интерактивное обучение одновременно решает несколько задач: развивает коммуникативные умения и навыки, помогает установлению эмоциональных контактов между обучающимися; решает информационную задачу, поскольку обеспечивает обучающихся необходимой информацией, без которой невозможно реализовывать совместную деятельность; развивает общие учебные умения и навыки (анализ, синтез, постановка целей и пр.), то есть обеспечивает решение обучающих задач; обеспечивает воспитательную задачу, поскольку приучает работать в команде, прислушиваться к чужому мнению.
Одно из важных преимуществ интерактивных технологий обучения состоит в том, что они позволяют использовать для управления учебной деятельностью не только обычные оценочные показатели, но и сам факт более успешного и быстрого достижения в ходе специального организованного в учебных целях соперничества конкретного конечного результата.
1. Iplina, V. I., Panfilova, V. M. Interaktivnye metody na urokah inostrannogo yazyka // Mezhdunarodnyy zhurnal eksperimental'nogo obrazovaniya. - 2014. - № 6-1. - S. 84-85; Shubin, U. P. Yazykovaya kommunikaciya i obuchenie inostrannym yazykam [Tekst] / U.P. Shubin. - M.: Prosveschenie. 2012. 165 s.
2. Polat, E. S. «Novye pedagogicheskie i informacionnye tehnologii v sisteme obrazovaniya: Uchebnoe pos. dlya studentov pedagogicheskih vuzov». - M.: Izdat. centr «Akademiya», 2000. - S. 272.
3. Guschin, Yu. M. Interaktivnye metody obucheniya v vysshey shkole // Psihologicheskiy zhurnal. - M., 2012. - No 2. - C. 9-18.