The manifestation of emotional anxiety among students, in particular, during exams, is considered. Techniques for overcoming anxiety are described
emotional anxiety, excitement, active response, passive response, reduction in anxiety
Проблема тревожности в современном обществе весьма распространена. Тревожность представляет собой психическое состояние, отличительной особенностью которого, является непонятное чувство страха, беспокойства, ощущение неопределённости, предвкушение отрицательных событий [1]. Изучением уровня тревожности занимались такие зарубежные психологи как А. Прихожан, З. Фрейд, К. Хорни, Дж. Тейлор [2].
Тревожность у студентов появляется чаще всего перед сессией. Размышления о том, что ты можешь не сдать экзамен, лишиться стипендии, повышают её уровень. На последнем курсе тревожность усиливается, так как подходит к концу учебный год и впереди диплом и трудоустройство. Каждый студент задумывается о том, верно ли он выбрал специальность, где найти работу. Всё это содействует функциональному увеличению степени волнения.
Повышенная тревожность мешает достижению поставленных целей, делает человека не конкурентоспособным в профессиональной сфере. Студенты с излишней тревожностью находятся в состоянии постоянного ожидания отрицательного отношения к себе со стороны преподавателей и одногруппников, а потому воспринимают окружающих враждебно. Это затрудняет их контакты с людьми, приводит к социальной изоляции, формированию заниженной самооценки, развитию комплексов, неуверенности в себе, излишней застенчивости и замкнутости. Люди с повышенной степенью тревожности могут испытывать сильное волнение, которое в психологии определяется как «экзаменационная валидность» и «паралич деятельности». Экзаменационная валидность, или действенность, предполагает чрезмерное волнение в широком круге ситуаций, воспринимаемых настолько значимо, что препятствует успешному прохождению данных ситуаций. Паралич деятельности объединён с боязнью совершения ошибки, доходящей до уровня, когда наилучшим выходом из проблемы является бездействие [1].
Таким образом, можно заключить, что эмоциональная тревожность у студентов в виде активного реагирования проявляет себя как учащенное сердцебиение, потливость, тряска конечностей, слезы; в виде пассивного реагирования проявляет себя как пассивная агрессия, внешнее равнодушие, внутреннее беспокойно.
Чтобы снизить уровень тревожности, надо, во-первых, хорошо подготовиться к экзамену заранее. Распределить материал для подготовки на 2-3 дня, чередовать в течение дня время занятий с периодами отдыха. Наиболее важным фактором снижения тревожности и волнения перед экзаменом является полноценный сон. Недостаток сна может спровоцировать негативные мысли и тревожность. Недосыпание препятствует усвоению материала, так как переутомление нервной системы снижает эффективность познавательных процессов: памяти, внимания, мышления. Также чувство голода не дает сконцентрироваться на экзамене, поэтому перед экзаменом нужно позавтракать или взять перекус на экзамен.
Тревожность возникает от того, что человека беспокоит отрицательный сценарий событий, и он находится под влиянием своего страха. Чтобы избавиться от страха, нужно себе представить негативное событие, которое так беспокоит, подумать о том, что делать в случае этого сценария. Это может прозвучать странно, но стоит снизить степень важности экзамена. То есть к экзамену приготовиться нужно, но не придавать этому событию чрезмерную важность, так как в университете экзамен можно пересдать. Представления об исходе экзамена могут осуществиться, а могут не осуществиться. Отрицательное представление в комплексе с негативными установками, страхами дают почву тревожности.
Таким образом, проявление эмоциональной тревожности в студенческом возрасте можно контролировать, использовать приемы снижения и профилактики тревожности.
1. Tarasova, R.E. Problema trevozhnosti u studentov /R.E. Tarasova. - Tekst: elektronnyy // Mezhdunarodnyy studencheskiy nauchnyy vestnik. - 2016. - № 5 (chast' 1) - S. 96-97. -URL: https://eduherald.ru/(data obrascheniya 26.02.2023).
2. Gorshkov, E.A. Issledovanie emocional'noy trevozhnosti studentov na raznyh etapah obucheniya v pedagogicheskom vuze / E. A. Gorshkov, L. D. Korotina.- Tekst: elektronnyy // Molodoy uchenyy. -2015. -№ 23.2 (103.2). - S. 46-51. - URL: https://moluch.ru/archive/103/24325/ (data obrascheniya 26.02.2023).