АНАЛИЗ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ДИНАМИЧЕСКИМ МЕТОДОМ (НА ПРИМЕРЕ ООО «МАЯК»)
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье проведен анализ конкурентоспособности торговой организации ООО «МАЯК», владельца сети супермаркетов «Слата» и продуктовых дискаунтеров «ХлебСоль» на территории ряда регионов Сибирского федерального округа. В основе анализа лежит динамический метод оценки конкурентоспособности, предложенный Д.С. Вороновым, позволяющий оценить уровень эффективности использования организацией экономических ресурсов относительно эффективности использования экономических ресурсов конкурентами. В ходе анализа выявлены основные конкуренты ООО «Маяк» на рынке по основному виду деятельности и определены слабые места в финансовой политике организации

Ключевые слова:
конкурентоспособность, динамический метод оценки конкурентоспособности предприятий, анализ конкурентоспособности, ООО «МАЯК»
Текст
Текст (PDF): Читать Скачать

ООО «МАЯК» – владелец сети супермаркетов «Слата», расположенных на территории Иркутской области и соседних регионов. Компания развивает три формата торговли: супермаркет «Слата», продуктовый дискаунтер «ХлебСоль», интернет-магазин. История создания компании охватывает период с 1996 года, когда в феврале 1996 года в г. Ангарске была зарегистрирована фирма «Слата». Начиная с 1997 года начала осуществляться экспансия в соседние муниципальные образования и регионы: 1997 год – Бурятия, 1999 год – Братск и Усть-Илимск, 2000 г. – Иркутск, Байкальск, Саянск, Усолье-Сибирское. К 2025 году ООО «МАЯК» насчитывает в своем составе 362 магазина – «Слата» (80 шт.) и «Хлеб-Соль» (282 шт.) в Иркутской области, Бурятии и Забайкальском крае совокупной торговой площадью 132,3 тысячи квадратных метров [1].

Основной вид деятельности организации ООО «МАЯК»: «Торговля розничная пищевыми продуктами, напитками и табачными изделиями в специализированных магазинах» (код по ОКВЭД 47.2). По своему основному виду деятельности ООО «МАЯК» в рейтинге компаний по размеру выручки по итогам 2024 года входит в десятку лучших организаций России (по данным на 01.04.2025 г.) (таблица 1) [2].

Таблица 1

Рейтинг организаций России по размеру выручки по виду деятельности

47.2 «Торговля розничная пищевыми продуктами, напитками и табачными

изделиями в специализированных магазинах» по итогам 2024 года

Место

Организация

Показатели,

млн. руб.

Регион

выручка

активы

1.

ООО «Альбион-2002»

(«Бристоль»)

333 547

75064

Нижегородская

область

2.

ООО «Агроаспект»

(«Пятерочка»)

270 231

77 122

Москва

3.

ООО «Сладкая жизнь Н.Н.» 

149 793

26 706

Нижегородская

область

4.

ООО «ГОРОДСКОЙ СУПЕРМАРКЕТ» («Азбука Вкуса»)

101 205

45 179

Москва

5.

ООО «Альфа Рязань»

(«КрасноеБелое») 

51 732

8 808

Рязанская область

6.

ООО «МАЯК»  

(«Слата», «ХлебСоль»)

50 653

19 978

Иркутская область

7.

ООО «Альфа Владимир»

(«КрасноеБелое»)

46 143

7 536

Владимирская

область

8.

ООО «Смарт»

(«Красный Яр», «Батон»)

43 123

12 092

Красноярский край

9.

ООО «ЛАБИРИНТ-ВОЛГА»

(«КрасноеБелое»)

37 297

5 701

Нижегородская

область

10.

ООО «Винлаб-Запад»

33 805

30 129

Московская обл.

 

Для анализа и оценки конкурентоспособности объекта исследования нами выбран динамический метод, автором которого выступает Д. С. Воронов, который позволяет весьма эффективно оценивать конкурентоспособность как в статике, так и в динамике. Применение указанного подхода делает возможным анализ динамики общих и частных показателей конкурентоспособности как отдельных компаний, так и групп предприятий. В качестве главного преимущества динамического метода оценки конкурентоспособности предприятия автор методики считает то, что оценка осуществляется по конечным критериям конкурентоспособности – прибыльности и доле предприятия на рынке, которые в условиях рыночной экономики и определяют жизнеспособность предприятия, перспективы его функционирования и развития [3].

Для оценки конкурентоспособности ООО «МАЯК» и его организаций-конкурентов, приведенных в таблице 1, рассмотрим значения необходимых для проведения анализа показателей из отчетов о финансовых результатах. Данные взяты из ресурса БФО и обобщены в таблице 2 [4].

Таблица 2

Основные показатели финансово-хозяйственной деятельности ООО «МАЯК» и его основных конкурентов по РФ за 2022-2024 гг., млн. руб.

Организация

2022 г.

2023 г.

2024 г.

выручка

чистая прибыль

выручка

чистая прибыль

выручка

чистая прибыль

1

2

3

4

5

6

7

ООО «Альбион-2002» («Бристоль»)

236 421

10 281

278 262

1 390

333 547

1 996

ООО «Агроаспект»

(«Пятерочка»)

224 240

5 922

243 518

5 286

270 231

6 201

ООО «Сладкая жизнь Н.Н.» 

158 611

2 333

145 006

2 751

149 793

3 062

ООО «ГОРОДСКОЙ СУПЕРМАРКЕТ» («Азбука Вкуса»)  

77839

- 953

86 299

812

101 205

3 629

ООО «Альфа

Рязань

(«КрасноеБелое») 

51 051

3 017

48 987

2 269

51 732

2 189

 

 

 

Окончание таблицы 2

1

2

3

4

5

6

7

ООО «МАЯК»  

(«Слата», «ХлебСоль»)

39 620

207

43 882

1 098

50 653

1 717

ООО «Альфа

Владимир»

(«КрасноеБелое»)

45 816

2 638

44 241

2 004

46 143

1 853

ООО «Смарт»

(«Красный Яр», «Батон»)

33 557

629

37 132

677

43 123

3 711

ООО «ЛАБИРИНТ-ВОЛГА»

(«КрасноеБелое»)

36 525

1 637

35 329

1 075

37 297

537

ООО «Винлаб-Запад»

13 290

471

23 245

285

33 805

256

 

Для проведения анализа конкурентоспособности динамическим методом необходимо рассчитать общий показатель конкурентоспособности предприятия в разрезе объектов сопоставления (формула 1) [5]

формула 3.3.1

(1)

где K о – коэффициент эффективности хозяйственной деятельности исследуемого предприятия; r – операционная эффективность предприятия (определяется как отношение выручки от реализации продукции ко всем затратам, связанным с производством и реализацией продукции); I – индекс изменения объемов выручки рассматриваемого предприятия (по сравнению с прошлым годом).

Чем выше показатель K о, тем более конкурентоспособным по отношению к выборке является рассматриваемое предприятие. Очевидно, что 0 < K о < . При этом, в случае, если 0 < K о < 1, конкурентоспособность предприятия по отношению к выборке является низкой (чем ближе к нулю, тем ниже конкурентоспособность). При K о = 1 конкурентоспособность предприятия идентична конкурентоспособности выборки. При K о > 1 конкурентоспособность предприятия выше, чем по выборке [3].

Для оценки конкурентоспособности ООО «МАЯК» и иных рассматриваемых нами организаций на основании данных таблицы 2 определяем коэффициент эффективности хозяйственной деятельности по каждой компании (K оj). Результаты расчетов представлены в таблице 3.

 

 

Таблица 3

Значение коэффициентов эффективности хозяйственной деятельности

ООО «МАЯК» и его основных конкурентов по РФ за 2023-2024 гг.

Организация

2023 г.

2024 г.

r

I

K о

r

I

K о

ООО «Альбион-2002» («Бристоль»)

1,005

1,085

1,090

1,006

1,094

1,100

ООО «Агроаспект»

(«Пятерочка»)

1,022

1,042

1,065

1,024

1,053

1,077

ООО «Сладкая жизнь Н.Н.» 

1,019

0,956

0,974

1,021

1,016

1,038

ООО «ГОРОДСКОЙ СУПЕРМАРКЕТ» («Азбука Вкуса»)  

1,010

1,053

1,064

1,037

1,083

1,123

ООО «Альфа Рязань» («КрасноеБелое») 

1,049

0,980

1,028

1,044

1,027

1,072

ООО «МАЯК»

(«Слата», «ХлебСоль»)

1,026

1,052

1,079

1,035

1,074

1,112

ООО «Альфа Владимир» («КрасноеБелое»)

1,048

0,983

1,030

1,041

1,021

1,063

ООО «Смарт»

(«Красный Яр»,

«Батон»)

1,019

1,052

1,072

1,094

1,078

1,179

ООО «Смарт»

(«Красный Яр»,

«Батон») («КрасноеБелое»)

1,031

0,984

1,015

1,015

1,027

1,043

ООО «Винлаб-Запад»

1,013

1,323

1,340

1,008

1,206

1,216

 

Полученные результаты позволяют констатировать высокую конкурентоспособность в 2023 году ООО «Винлаб-Запад», существенно опережающего всех конкурентов. При этом основным фактором, обусловившим высокую конкурентоспособность указанного хозяйствующего субъекта, является максимальная динамика объемов выручки. Наибольшие значения показателя конкурентоспособности также показали «Альбион-2002», ООО «МАЯК» и ООО «Смарт».

 

 

При этом, с точки зрения операционной эффективности лидерами в 2023 году являются ООО «Альфа Рязань» и ООО «Альфа Владимир», но динамика выручки у них отрицательная, что не позволило им войти в число лидеров по конкурентоспособности в 2023 году.

В 2024 году наибольшую конкурентоспособность по методике Д.С. Воронова показала вновь организация ООО «Винлаб-Запад» по причине значительного ежегодного прироста выручки, при этом размер чистой прибыли у данной организации небольшой по сравнению с конкурентами. Устойчивое положение в 2024 году сохранили ООО «Смарт», «Азбука вкуса» и ООО «МАЯК».

Рассматривая динамику выручки ООО «МАЯК» за период с 2022 по 2024 год виден постоянный рост выручки. В 2023 году по сравнению с 2022 годом рост выручки составил 11%, в 2024 году рост выручки по сравнению с 2023 годом составил 15,4%. Чистая прибыль выросла за два года более, чем в 8 раз.

При этом, несмотря на положительную динамику выручки и чистой прибыли, анализ динамическим методом показал, что ООО «МАЯК» уступает конкурентам в части осуществляемой финансовой политики по причине высокой суммы затрат и невысокого темпа прироста выручки. Данный факт является моментом для совершенствования политики организации для укрепления своих конкурентных позиций.

Список литературы

1. История компании «Слата». – Текст: электронный. – URL: https://www.slata.ru/history/ (дата обращения: 15.03.2025).

2. Рейтинг организаций по выручке по виду деятельности 47.2 «Торговля розничная пищевыми продуктами, напитками и табачными изделиями в специализированных магазинах». – Текст: электронный. – URL: https://www.testfirm.ru/rating/47_2/ (дата обращения: 01.04.2025).

3. Воронов Д.С. Динамический метод оценки конкурентоспособности предприятий / Д.С. Воронов. – Текст: электронный. – URL: https://vds1234.ru/concurency/13-32 (дата обращения: 03.04.2025).

4. Государственный информационный ресурс бухгалтерской (финансо-вой) отчетности. – Текст: электронный. – URL: https://bo.nalog.ru/ (дата обращения: 05.04.2025).

5. Воронов Д.С. Факторный анализ конкурентоспособности предприятия / Д.С. Воронов. – Текст: электронный. – URL: https://vds1234.ru/concurency/14-33 (дата обращения: 08.04.2025).

Войти или Создать
* Забыли пароль?