студент
В статье проведен анализ конкурентоспособности торговой организации ООО «МАЯК», владельца сети супермаркетов «Слата» и продуктовых дискаунтеров «ХлебСоль» на территории ряда регионов Сибирского федерального округа. В основе анализа лежит динамический метод оценки конкурентоспособности, предложенный Д.С. Вороновым, позволяющий оценить уровень эффективности использования организацией экономических ресурсов относительно эффективности использования экономических ресурсов конкурентами. В ходе анализа выявлены основные конкуренты ООО «Маяк» на рынке по основному виду деятельности и определены слабые места в финансовой политике организации
конкурентоспособность, динамический метод оценки конкурентоспособности предприятий, анализ конкурентоспособности, ООО «МАЯК»
ООО «МАЯК» – владелец сети супермаркетов «Слата», расположенных на территории Иркутской области и соседних регионов. Компания развивает три формата торговли: супермаркет «Слата», продуктовый дискаунтер «ХлебСоль», интернет-магазин. История создания компании охватывает период с 1996 года, когда в феврале 1996 года в г. Ангарске была зарегистрирована фирма «Слата». Начиная с 1997 года начала осуществляться экспансия в соседние муниципальные образования и регионы: 1997 год – Бурятия, 1999 год – Братск и Усть-Илимск, 2000 г. – Иркутск, Байкальск, Саянск, Усолье-Сибирское. К 2025 году ООО «МАЯК» насчитывает в своем составе 362 магазина – «Слата» (80 шт.) и «Хлеб-Соль» (282 шт.) в Иркутской области, Бурятии и Забайкальском крае совокупной торговой площадью 132,3 тысячи квадратных метров [1].
Основной вид деятельности организации ООО «МАЯК»: «Торговля розничная пищевыми продуктами, напитками и табачными изделиями в специализированных магазинах» (код по ОКВЭД 47.2). По своему основному виду деятельности ООО «МАЯК» в рейтинге компаний по размеру выручки по итогам 2024 года входит в десятку лучших организаций России (по данным на 01.04.2025 г.) (таблица 1) [2].
Таблица 1
Рейтинг организаций России по размеру выручки по виду деятельности
47.2 «Торговля розничная пищевыми продуктами, напитками и табачными
изделиями в специализированных магазинах» по итогам 2024 года
Место |
Организация |
Показатели, млн. руб. |
Регион |
|
выручка |
||||
1. |
333 547 |
75064 |
Нижегородская область |
|
2. |
(«Пятерочка») |
270 231 |
77 122 |
Москва |
3. |
149 793 |
26 706 |
Нижегородская область |
|
4. |
101 205 |
45 179 |
Москва |
|
5. |
(«КрасноеБелое») |
51 732 |
8 808 |
Рязанская область |
6. |
(«Слата», «ХлебСоль») |
50 653 |
19 978 |
Иркутская область |
7. |
(«КрасноеБелое») |
46 143 |
7 536 |
Владимирская область |
8. |
(«Красный Яр», «Батон») |
43 123 |
12 092 |
Красноярский край |
9. |
ООО «ЛАБИРИНТ-ВОЛГА» («КрасноеБелое») |
37 297 |
5 701 |
Нижегородская область |
10. |
ООО «Винлаб-Запад» |
33 805 |
30 129 |
Московская обл. |
Для анализа и оценки конкурентоспособности объекта исследования нами выбран динамический метод, автором которого выступает Д. С. Воронов, который позволяет весьма эффективно оценивать конкурентоспособность как в статике, так и в динамике. Применение указанного подхода делает возможным анализ динамики общих и частных показателей конкурентоспособности как отдельных компаний, так и групп предприятий. В качестве главного преимущества динамического метода оценки конкурентоспособности предприятия автор методики считает то, что оценка осуществляется по конечным критериям конкурентоспособности – прибыльности и доле предприятия на рынке, которые в условиях рыночной экономики и определяют жизнеспособность предприятия, перспективы его функционирования и развития [3].
Для оценки конкурентоспособности ООО «МАЯК» и его организаций-конкурентов, приведенных в таблице 1, рассмотрим значения необходимых для проведения анализа показателей из отчетов о финансовых результатах. Данные взяты из ресурса БФО и обобщены в таблице 2 [4].
Таблица 2
Основные показатели финансово-хозяйственной деятельности ООО «МАЯК» и его основных конкурентов по РФ за 2022-2024 гг., млн. руб.
Организация |
2022 г. |
2023 г. |
2024 г. |
|||
выручка |
чистая прибыль |
выручка |
чистая прибыль |
выручка |
чистая прибыль |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
236 421 |
10 281 |
278 262 |
1 390 |
333 547 |
1 996 |
|
(«Пятерочка») |
224 240 |
5 922 |
243 518 |
5 286 |
270 231 |
6 201 |
158 611 |
2 333 |
145 006 |
2 751 |
149 793 |
3 062 |
|
77839 |
- 953 |
86 299 |
812 |
101 205 |
3 629 |
|
ООО «Альфа Рязань («КрасноеБелое») |
51 051 |
3 017 |
48 987 |
2 269 |
51 732 |
2 189 |
Окончание таблицы 2
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
(«Слата», «ХлебСоль») |
39 620 |
207 |
43 882 |
1 098 |
50 653 |
1 717 |
ООО «Альфа Владимир» («КрасноеБелое») |
45 816 |
2 638 |
44 241 |
2 004 |
46 143 |
1 853 |
(«Красный Яр», «Батон») |
33 557 |
629 |
37 132 |
677 |
43 123 |
3 711 |
ООО «ЛАБИРИНТ-ВОЛГА» («КрасноеБелое») |
36 525 |
1 637 |
35 329 |
1 075 |
37 297 |
537 |
ООО «Винлаб-Запад» |
13 290 |
471 |
23 245 |
285 |
33 805 |
256 |
Для проведения анализа конкурентоспособности динамическим методом необходимо рассчитать общий показатель конкурентоспособности предприятия в разрезе объектов сопоставления (формула 1) [5]
|
(1) |
где K о – коэффициент эффективности хозяйственной деятельности исследуемого предприятия; r – операционная эффективность предприятия (определяется как отношение выручки от реализации продукции ко всем затратам, связанным с производством и реализацией продукции); I – индекс изменения объемов выручки рассматриваемого предприятия (по сравнению с прошлым годом).
Чем выше показатель K о, тем более конкурентоспособным по отношению к выборке является рассматриваемое предприятие. Очевидно, что 0 < K о < ∞. При этом, в случае, если 0 < K о < 1, конкурентоспособность предприятия по отношению к выборке является низкой (чем ближе к нулю, тем ниже конкурентоспособность). При K о = 1 конкурентоспособность предприятия идентична конкурентоспособности выборки. При K о > 1 конкурентоспособность предприятия выше, чем по выборке [3].
Для оценки конкурентоспособности ООО «МАЯК» и иных рассматриваемых нами организаций на основании данных таблицы 2 определяем коэффициент эффективности хозяйственной деятельности по каждой компании (K оj). Результаты расчетов представлены в таблице 3.
Таблица 3
Значение коэффициентов эффективности хозяйственной деятельности
ООО «МАЯК» и его основных конкурентов по РФ за 2023-2024 гг.
Организация |
2023 г. |
2024 г. |
||||
r |
√I |
K о |
r |
√I |
K о |
|
1,005 |
1,085 |
1,090 |
1,006 |
1,094 |
1,100 |
|
(«Пятерочка») |
1,022 |
1,042 |
1,065 |
1,024 |
1,053 |
1,077 |
1,019 |
0,956 |
0,974 |
1,021 |
1,016 |
1,038 |
|
1,010 |
1,053 |
1,064 |
1,037 |
1,083 |
1,123 |
|
ООО «Альфа Рязань» («КрасноеБелое») |
1,049 |
0,980 |
1,028 |
1,044 |
1,027 |
1,072 |
(«Слата», «ХлебСоль») |
1,026 |
1,052 |
1,079 |
1,035 |
1,074 |
1,112 |
ООО «Альфа Владимир» («КрасноеБелое») |
1,048 |
0,983 |
1,030 |
1,041 |
1,021 |
1,063 |
(«Красный Яр», «Батон») |
1,019 |
1,052 |
1,072 |
1,094 |
1,078 |
1,179 |
(«Красный Яр», «Батон») («КрасноеБелое») |
1,031 |
0,984 |
1,015 |
1,015 |
1,027 |
1,043 |
ООО «Винлаб-Запад» |
1,013 |
1,323 |
1,340 |
1,008 |
1,206 |
1,216 |
Полученные результаты позволяют констатировать высокую конкурентоспособность в 2023 году ООО «Винлаб-Запад», существенно опережающего всех конкурентов. При этом основным фактором, обусловившим высокую конкурентоспособность указанного хозяйствующего субъекта, является максимальная динамика объемов выручки. Наибольшие значения показателя конкурентоспособности также показали «Альбион-2002», ООО «МАЯК» и ООО «Смарт».
При этом, с точки зрения операционной эффективности лидерами в 2023 году являются ООО «Альфа Рязань» и ООО «Альфа Владимир», но динамика выручки у них отрицательная, что не позволило им войти в число лидеров по конкурентоспособности в 2023 году.
В 2024 году наибольшую конкурентоспособность по методике Д.С. Воронова показала вновь организация ООО «Винлаб-Запад» по причине значительного ежегодного прироста выручки, при этом размер чистой прибыли у данной организации небольшой по сравнению с конкурентами. Устойчивое положение в 2024 году сохранили ООО «Смарт», «Азбука вкуса» и ООО «МАЯК».
Рассматривая динамику выручки ООО «МАЯК» за период с 2022 по 2024 год виден постоянный рост выручки. В 2023 году по сравнению с 2022 годом рост выручки составил 11%, в 2024 году рост выручки по сравнению с 2023 годом составил 15,4%. Чистая прибыль выросла за два года более, чем в 8 раз.
При этом, несмотря на положительную динамику выручки и чистой прибыли, анализ динамическим методом показал, что ООО «МАЯК» уступает конкурентам в части осуществляемой финансовой политики по причине высокой суммы затрат и невысокого темпа прироста выручки. Данный факт является моментом для совершенствования политики организации для укрепления своих конкурентных позиций.
1. История компании «Слата». – Текст: электронный. – URL: https://www.slata.ru/history/ (дата обращения: 15.03.2025).
2. Рейтинг организаций по выручке по виду деятельности 47.2 «Торговля розничная пищевыми продуктами, напитками и табачными изделиями в специализированных магазинах». – Текст: электронный. – URL: https://www.testfirm.ru/rating/47_2/ (дата обращения: 01.04.2025).
3. Воронов Д.С. Динамический метод оценки конкурентоспособности предприятий / Д.С. Воронов. – Текст: электронный. – URL: https://vds1234.ru/concurency/13-32 (дата обращения: 03.04.2025).
4. Государственный информационный ресурс бухгалтерской (финансо-вой) отчетности. – Текст: электронный. – URL: https://bo.nalog.ru/ (дата обращения: 05.04.2025).
5. Воронов Д.С. Факторный анализ конкурентоспособности предприятия / Д.С. Воронов. – Текст: электронный. – URL: https://vds1234.ru/concurency/14-33 (дата обращения: 08.04.2025).