Ангарск, Россия
Игровые виды спорта предъявляют высокие требования к базовым показателям: общей выносливости, скоростно-силовым качествам, технико-тактической подготовки, устойчивых психических качеств и коммуникабельности, повышающей взаимодействие в команде. Современные условия проведения соревнований диктуют спортсменам игровых видов соответствие подготовленности. Отсюда необходимость повышения уровня подготовки не только команды в це-лом, но и каждого спортсмена с учетом требования игрового амплуа, что позволяет лимитировать работоспособность
волейбол, развивающая методика, амплуа, функциональные тесты, психологические пробы, психомоторика, отбор
Волейбол претерпевает качественные изменения. Игра стала более динамичной за счет силовых подач [5], силы и скорости мяча, который достигает 120-135 км/ч или планирующих сбивающих приемов и возможности тактически реализовать атаку первым темпом. Кроме введения в игру мяча через усиление подачи, требования возрастают к приему и доводке мячей с подачи и в доигровке [2]. Высота съема и сила атаки также определяют исход розыгрыша и наращивание преимущества. Слаженность работы на блоке и ростовые характеристики центральных блокирующих классически определяют перевес. Исходя из ситуации, подготовленный и талантливый связующий способен регулировать и балансировать тактическими решениями общий результат. Хороший либеро определяет возможность использования всех комбинационных заготовок в атаке.
К каждому игроку, с одной стороны, предъявляются общие и универсальные требования, а с другой стороны, определяется полезность в определенной специализации по амплуа [4]. Каждая специализация по амплуа несет нагрузку по определенным параметрам и особое значение в них имеют те, которые выступают на первый план (таблица 1).
Таблица 1
Функциональные требования, предъявляемые к игровым амплуа
№ |
Амплуа |
Базовые требования |
Количество с запасными |
1 |
Связующий [3] |
Скорость мышления, высокий игровой интеллект. Двигательные способности: скоростная сила, координационная выносливость, прыгучесть. Психическая устойчивость: лидерские качества. |
2 |
2 |
Диагональный |
Высокий рост. Двигательные способности: скоростная сила, общая и координационная выносливость. Психическая устойчивость. |
2 |
3 |
Центральный блокирующий |
Высокий рост. Психическая устойчивость. Двигательные способности. |
4 |
4 |
Доигровщик |
Двигательные способности: ловкость и сенсомоторная координация. Психическая устойчивость. Скорость мышления. |
4 |
5 |
Либеро |
Двигательные способности: ловкость и сенсомоторная координация. Психическая устойчивость: лидерские качества. Скорость мышления, игровой интеллект. |
2 |
Методы исследования рассматриваются в таблице 2.
Таблица 2
Методы исследования
№ |
Проба или тест |
Описание |
1 |
Модельные характеристики и антропометрические показатели. |
Замер: рост, рост с вытянутой вверх рукой, размах рук, стопа, кисть, предплечье и голень. |
2 |
|
Характеризует возбудимость симпатического отдела вегетативной нервной системы. Её суть заключается в анализе изменений пульса в ответ на изменение положения тела при переходе из горизонтального положения в вертикальное. Показатели пульса определяют в положении лежа и по окончании первой минуты пребывания в вертикальном положении. Вегетативный индекс Кердо. |
3 |
Гипоксические пробы:
|
Задержка дыхания на вдохе и выдохе. |
4 |
Вестибулярные:
|
1. Стоя на одной ноге, пятка другой касается коленной чашечки опорной ноги, при этом глаза закрыты, руки вытянуты вперед. 2. Вращательные движения головой в одну сторону со скоростью 2 вращения в 1 секунду. |
5 |
Реакция:
|
Компьютерная программа: Reaction Time Indicator. |
6 |
Различительная чувствительность движений:
|
1. Тестирование характеристики проводится по секундомеру без зрительного доступа к шкале прибора. Необходимо по заданию остановить секундомер, попадая в короткие интервалы 5, 7, 12 секунд. 2. Тестирование по прибору «курвиметр», повторение кривых линий по заданию 10, 25, 50 мм, круг с диаметром 10 мм. 3. Тестирование по прибору «Кистевой динамометр», создание усилия по заданию 50, 60, 70 %. |
7 |
Опросник Моросановой, Методика А. С. Лачинса. |
Тест (46 вопросов) определяющий стиль саморегуляции поведения – ССП. Тест на «Гибкость мышления». |
Диагностическое тестирование для соответствия определенному амплуа предполагается построить по следующим параметрам и порядку:
- Высокие темпы морфологического прироста и антропометрических показателей могут выделять наиболее перспективных игроков в спортивном отборе [1] и определять специализацию в целом. Для игрового результата и подготовки команды логично рассматривать наиболее высоких игроков для амплуа – центральный блокирующий и, возможно, диагональный – в сочетании с скоростно-силовыми качествами.
- При сравнительно невыдающихся морфологических данных, но с высокими психологическими показателями, гибкостью мышления и саморегуляцией, а также двигательными характеристиками игрок может претендовать на роль связующего, далее либеро и доигровщика.
- Двигательные характеристики: ловкость [2], состоящая из более тонких параметров сенсорной координации – различительной чувствительности параметров движения (РЧД), вестибулярная устойчивость и равновесие, простая и сложная реакция выбора – определяют общую функциональность игрока и его превосходство.
- Вегетативная ортостатическая проба и индекс Кердо определяют функциональное состояние спортсмена.
Все выбранные пробы и тесты могут применяться в работе тренера, так как не требуют специализированной аппаратуры, но достаточно информативны для оценки функционала игроков.
Эксперимент проводился на базе спортивной школы города Ангарска с сентября 2017 по сентябрь 2020 года. В эксперименте приняли участие юноши, достигшие возраста 13-14 лет в количестве 60 человек по собственному желанию и по согласию родителей.
Программа исследования включила в себя значимые параметры, влияющие на функциональное состояние игроков и их способность выполнять требования соответствующие игровой специализации. В статье использовались ранее изученные нами характеристики, влияющие на процесс, которые были подробно описаны в пунктах 1, 2, 3, 4, 5.
В таблице 3 рассмотрим сводные средние функциональные показатели экспериментальной группы в пробах 3, 4, 5.
Таблица 3
Сводные средние функциональные показатели
экспериментальной группы в пробах 3, 4, 5.
№ |
Центральные блокирующие |
Связующие |
Диагональные |
Либеро |
Доигровщики |
3 2017 2018 2019 |
53, 11 47, 12 58, 13 |
1.12, 26 1.01, 18 1.08, 21 |
57, 20 1.03, 19 1.04, 20 |
1.23, 25 1.00, 19 1.02, 21 |
48, 17 55, 18 59, 21 |
4 2017 2018 2019 |
7.3, 45 6.8, 52 4.9, 29 |
22.3, 1.15 9.8, 52 10.9, 1.27 |
7.1, 43 7.2, 53 6.6, 44 |
9.8, 55 12.2, 1.21 10.2, 1.05 |
8.9, 56 11.6, 1.13 10.4, 1.07 |
5 2017 2018 2019 |
112, 328 143, 411 122, 397 |
101, 321 96, 317 103, 341 |
113, 338 121, 421 109, 410 |
102, 310 95, 302 93, 295 |
99, 342 107, 358 100, 325 |
В результате проведенного исследования было определено, что в возрастных группах волейболистов 11-14 лет эффективно применять разделение по игровым амплуа, пользуясь при этом экспериментальной методикой оценки функциональных качеств.
Таким образом, предлагаемая методика точно характеризует основные параметры соответствия игровым амплуа юношей исследуемого возраста 11-14 лет и оптимизирует тактические соревновательные возможности команды, увеличивает игровой результат.
1. Ржанов, А. А. Теория и методика детско-юношеского спорта: учебник / Ржанов А.А. – Москва: Русайнс, 2022. – 135 с.
2. Ржанов, А. А. Методика развития психомоторных компонентов ловкости юных волейболистов // Научный журнал «Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева». 2020. № 3 (53). DOI: https://doi.org/10.25146/1995-0861-2020-53-3-235.
3. Ржанов, А. А. Психологические характеристики, определяющие соответствие амплуа связующего игрока в волейболе // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. – 2020 – № 12 (190), с. 356-360. DOI:https://doi.org/10.34835/issn.2308-1961.2020.12.p356-360.
4. Ржанов, А. А. Методика спортивного отбора подростков с учетом их способности к решению двигательных задач // Научный журнал: Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева – 2021. № 1 (55), с. 133-143. DOI: https://doi.org/10.25146/1995-0861-2021-55-1-265.
5. Ржанов, А. А. Пространственно-временные психомоторные ориентиры двигательных характеристик в волейболе / А. А. Ржанов, В. Ю. Лебединский, А. А. Ахматгатин, А. Г. Харьковская // Теория и практика физической куль-туры. Теория и методика спорта. – 2022. № 9 (112), с 29-32.