Ангарск, Россия
В статье раскрывается проблема формирования и измерения в ходе тренировочного процесса координационной характеристики различения собственных усилий у волейболистов. Для совершенствования выполнения игровых технических приемов в волейболе требуются навыки, позволяющие точно дифференцировать по интенсивности и времени мышечные усилия, объективно оценивать собственные параметры двигательных актов
волейбол, психомоторика, координация, мышечные усилия, чувствительность движений
Основой высокого техничного мастерства в волейболе, результативность и надежность игровых действий связаны с координационными двигательными характеристиками, различениями собственных параметров движения [1, 2]. Одной из составляющих двигательной характеристики РЧД (различительная чувствительность движения) является РЧУ (различительная чувствительность усилия) – форма сенсорно-перцептивной антиципации во внешнем пространстве волейболиста как сопровождающая реакция на движущийся мяч и движения игроков. Умение и навыки в распределении усилий относительно времени и пространства, качество соприкосновения и контакта с игровым мячом отражают уровень выполнения игровых приемов:
- прием подачи (умение амортизировать в ответ на контакт с мячом рук, ногами и мышечными синергиями);
- подача и ее укорочение (точность и глубина удара, также точного сокращения и остановки импульса) [9, 12];
- верхняя передача (тонкое распределение моторной программы пальцами рук и кистей);
- нападающий удар и силовая подача (чередование максимальных усилий с обманными нацеленными и спорадическими движениями по давящемуся мячу) [11, 13]. В перечисленных интерпретациях исследователями [4, 5] установлены следующие закономерности:
- точность и качество распределения усилий улучшаются в процессе целенаправленного развития;
- между абсолютными усилиями и точностью мышечных напряжений существует прямая зависимость;
- развитие РЧУ у игровых амплуа имеют свою специфику;
- уровень развития РЧУ зависит от самоконтроля и концентрации в момент выполнения игровых технических элементов.
Цель исследования состоит в определении значимости и установлении путей и методов развития РЧУ у волейболистов, позволяющих совершенствовать тактико-техническую подготовку, формировать необходимые способности и игровое мастерство.
Эксперимент проводился среди воспитанников спортивной школы олимпийского резерва (СШОР) «Ангара» города Ангарска в возрасте 12-16 лет с августа 2022 по август 2023 года. В экспериментальном процессе приняли участие 63 юных волейболиста по собственному желанию и согласия родителей. В КГ вошли 34, а в ЭГ – 29 спортсменов. КГ тренировалась в режиме, предусмотренном программой подготовки СШОР, а ЭГ – с применением разработанного метода [7], включающего набор специальных упражнений (таблица 1) и методов оценки РЧУ.
Таблица 1
Развивающие упражнения
№ |
Упражнение |
Описание |
1 |
Развитие зрительной памяти и пространственного восприятия с распределением усилий. |
Сидя на полу из-за головы двумя руками выбросить мяч (1 кг) с максимально возможным усилием вперед. В место падения мяча установить конус. Между установленным конусом и воспитанником установить по разметке другие конусы на середине (на 70 и 90 % расстояния от точки метания). С закрытыми глазами выполнять по зрительной памяти метания в установленные конусы, сокращая усилие на 50, 30 и 10 %. |
2 |
Стоя на поверхности, метание игрового мяча выполняется аналогично первому упражнению по установленным конусам. |
|
3 |
Распределение усилий в пространстве и времени. |
Выполнить с максимально возможным усилием семь прыжков в длину с места. Оставляя после каждого прыжка метки. Необходимо отметить общее расстояние. Начиная со стартовой линии уместить десять прыжков в общее расстояние с начала со зрительным контролем, а за тем по памяти. |
Развивающая методика имела динамику 30 минут в каждом занятии, за год – 192 часа. Оценка характеристики РЧУ проводилась дифференцированным упражнением с применением кистевого динамометра. Попадание в заданный параметр рассчитывалось в процентах.
Проводилась оценка игровых приемов [8]:
1.1. Оценивалось выполнение «верхней подачи» на точность [6]. Каждому игроку предлагалось 6 попыток для выполнения подачи в заданную зону и по две попытки – в зону 1, 6 и 5.
1.2. Оценивалось выполнение «нападающего удара» на технику точность. Каждому игроку предлагалось 6 попыток для удара с передачи в 4 зону. В зачет шли только удачные для атаки передачи. Затем нападающий удар выполнялся со своего наброса по 2 попытки в зону 1, 6 и 5.
1.3. Оценивались «передача снизу и сверху двумя руками» на точность и без ошибочного выполнения. Каждому игроку предлагалось 6 попыток для выполнения передачи снизу после собственного удара в тележку для мячей, а затем передачу сверху в баскетбольное кольцо.
В тестах (1.1, 1.2, 1.3) точность попадания оценивалась в 1 очко, выполнение первой попытки в заданную зону – 2 очка, остальные попытки – 1 очко. Сумма очков считалась из 12 приемов. Были выделены лучшие 12 результатов и определены модельные значения.
С применением кистевого динамометра и дифференцированного метода оценки РЧУ [9], были получены результаты вводного и заключительного тестирования в эксперименте (таблица 2).
Таблица 2
Результаты вводного и заключительного тестирования РЧУ
№ |
Результаты измерения |
||
КГ; Me (25; 75) |
ЭГ; Me (25; 75) |
P |
|
начало |
73,81 (68,5; 76,7 ) |
75,263 (70,2; 78,3 ) |
(P>0,05) |
конец |
73,57 (69,3; 77,5) |
94,832 (85,1; 97,6 ) |
(P<0,05) |
P |
(P>0,05) |
(P<0,05) |
|
На начало эксперимента значимых различий между группами не выявлено. При его завершении обнаружены значимые изменения в ЭГ по отношению к КГ, а также по сравнению с исходными данными (Р<0,05). В результате применения метода оценки можно утверждать о его информативности.
В тестировании игровых приемов (таблица 3) ЭГ проявляла более высокую точность и безошибочное выполнение относительно КГ, что свидетельствует о позитивном влиянии разработанного метода на развитие РЧУ у спортсменов.
Таблица 3.
Результаты выполнения игровых приемов
№ |
КГ |
ЭГ |
||
Средний результ. |
Луч. интег. показ. |
Средний результ. |
Луч. интег. показ. |
|
2.1. |
3,2 |
17,6 |
6,8 |
1,3 |
2.2. |
3,4 |
11,3 |
5,7 |
2,3 |
2.3. |
3,7 |
16,6 |
6,7 |
2,3 |
Обработав полученные результаты по исследуемым параметрам, были определены верхние возможные пределы развития по различению и распределению собственных усилий, которые можно применять в качестве модельных характеристик волейболистов 12-16 лет в оценке координационных характеристик. Представленный метод диагностики и развития психомоторных задатков юных спортсменов определяет направления в исследовании и дальнейшем изучении доступных методов оценки координации, спортивной тренировки двигательных характеристик.
Таким образом, экспериментально подтверждена информативность и эффективность метода, определены модельные характеристики в выполнении игровых приемов. Исследование координационной характеристики РЧУ подтвердило ее значимость для специализации. Разработанный метод оценки и развития РЧУ позволит формировать игровые способности у юных волейболистов и совершенствовать их технико-тактическое мастерство в спортивной тренировке.
1. Бернштейн, Н. А. О построении движений. – М. : Медгиз, 1947. – 255 с.
2. Верхошанский, Ю. В. Основы специальной силовой подготовки в спорте / Ю.В. Верхошанский. – М. : Советский спорт, 2013. – 216 с.
3. Куркина, Н. М. Развитие координационных способностей у учащихся школьного возраста в процессе занятий волейболом. 2016, №1(5). – С. 29-31.
4. Марков, К. К., Кудрявцев, М. Д., Николаева, О. О. Проблемы оценки и формирования психомоторных качеств спортсменов в сложнокоординированных видах спорта // Международный журнал экспериментального образования. – 2013. - № 10-1. – С. 121-125.
5. Назаренко, Л. Д. Средства и методы развития двигательных координаций / Л. Д. Назаренко. – М. : Теория и практика физической культуры, 2003. – 258 с.
6. Николаева, И. В. Современный подход к методике формирования навыков приема подачи у квалифицированных волейболистов : монография / И. В. Николаева, Ю. В. Шиховцов, Л. А. Иванова; Самарский государственный экономический университет. – Самара, 2015. – 116 с.
7. Ржанов, А. А. Методика селективного отбора спортсменов для спе-циализации «волейбол» по психомоторным задаткам / А. А. Ржанов, О. А. Ши-шлянникова, Э. Б. Бальжинимаев // Вестник КГПУ им. В. П. Астафьева. – 2020. № 2 (52), с. 127-135.
8. Ржанов, А. А. Пространственно-временные психомоторные ориентиры двигательных характеристик в волейболе / А. А. Ржанов, В. Ю Лебединский, А. А. Ахматгатин, А. Г. Харьковская // Теория и практика физической культуры. Теория и методика спорта. – 2022. № 9 (112), с 29-32.
9. Ржанов, А. А. Методика оптимизации двигательных способностей в спортивной тренировке / А. А. Ржанов, О. А. Шишлянникова, Е. Н. Матросова, Н. В. Сметанина-Крушевски // Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта. – 2020 – № 8 (186), с. 247-252.
10. Сурков, Е. Н. Психомоторика спортсмена. – М. : ФиС, 1984. – 125 с.
11. Carroll, F.J. The influence of resistance Training on manual coordina-tion / F. J. Carroll, B. Barry, S. Rick, R. G. Carson // SocNeurosci. Abster., Vol. 26. Part 1, 2000. – P. 464.
12. Dumek, J. Complete Description of Forces Acting on a Flying Beach Vol-leyball / J. Dumek, P. Šafařík // EPJ Web of Conferences 180. – 20021, 2018. P. 1-6.
13. Rachel Kahn. Best. Disease Campaigns and the Decline of Treatment Advocacy. Zhurnal politiki zdravohraneniya, politiki I prava [Journal of Health Poli-tics, Policy and Law]. 2017, Vol. 42 No. 3, p. 425-457.