В статье рассматривается методика учителя по воспитанию у школьников культуры поведения, даются рекомендации по общим вопросам культуры поведения
культура поведения, воспитание, сдержанность, вежливость
В наш век интенсивного развития экономических, политических и культурных отношений в связи с глобализацией мирового развития общества воспитание культуры поведения становится актуальной задачей каждого государства, а основой воспитания в любом обществе является система образования.
Известно, что культура – это достижения людей в духовной и материальной жизни. А культура поведения – это поведение человека в соответствии с теми нормами, которые выработаны и поддерживаются в данном конкретном обществе. Эти нормы разные у разных народов и разных слоёв общества, у пожилых и молодёжи, у бизнесменов и рабочих, у работников прилавков, у интеллигенции. Это определённые манеры и способы общения, которые заставляют правильно вести себя при знакомстве, за столом, со старшими и младшими, на работе и в семье, как вести беседу, спор, диспут, как задать вопрос и как ответить на вопрос. Эти правила могут меняться со временем.
Мы живём среди людей, поэтому каждый наш поступок, каждое наше желание отражается на людях.
Важными элементами культуры поведения являются дисциплина, аккуратность, тактичность, вежливость, опрятность, такт, деликатность и т.д.
Рассмотрим воспитание навыков культуры поведения у школьников. Культура поведения в школе включает в себя правила распорядка дня, поведения на уроке, перемене, внешнего вида, общения с учителями и одноклассниками.
Воспитание и закрепление у младших школьников навыков культурного поведения требуют прежде всего повышения культуры их умственного и физического труда.
Впервые увидев человека, мы обращаем внимание на его внешний вид. В русском языке есть поговорка: «по одежке встречают, по уму провожают». Опрятность должна быть не только в одежде. Прическа, обувь, чистые руки и постриженные ногти говорят о уважении к окружающим. Аккуратность - еще одно требование к внешнему виду. Красиво завязанный галстук, начищенная обувь, отглаженная юбка, кофточка, брюки говорят о том, что человек обладает эстетическим вкусом.
Одним из важных признаков культуры поведения является форма общения: манера разговаривать, слушать и т.д.
Необходимо приучать детей правильно и культурно выражать свои мысли. Большое влияние на формирование культуры речи оказывает учитель. Его общение с обучающимися должно быть мягким, вежливым, предупредительным. Учитель должен быть сдержанным, не проявлять недовольство, а уметь показать школьнику, что тот неправ. Для младшего школьника очень важна оценка его поведения, его поступков, его отношений с одноклассниками. В данном случае система поощрений и наказаний играет значительную роль. Немаловажную роль играет авторитет учителя.
Культура поведения воспитывается терпеливо, путем упражнения в хороших поступках, до тех пор пока нужное поведение не войдет в привычку. Решающее значение в воспитании культуры поведения имеет пример взрослых, поощрение обучающихся за хорошее поведение [1].
Культура поведения воспитывается на протяжении всех 11 лет, пока обучающийся находится в школе. Заслуженная артистка С.В. Гиацинтова считает, что «необходимо ввести специальный предмет по культуре поведения». Эта идея поддерживается многими творческими учителями. Тематика таких уроков изложена в работах О.С. Богдановой и В.И. Петровой, Н.В. Щурковой и др. [1].
Качество уроков зависит от компетентности, креативности, культуры классного руководителя. Методика уроков культуры поведения может быть самой разнообразной: это и беседы, и сценарии, игровые моменты, соревнования в знаниях. На уроках можно отрабатывать и какие-то практические навыки (умение пользоваться столовыми приборами, разрешать спорные моменты, завязать галстук для мальчиков, розыгрыши сценок и т.д.). Теперь, когда дети получили знания, как себя вести, – можно требовать от детей выполнения этих правил [3].
В отработке навыков культуры поведения нужны упражнения. Под упражнениями в педагогике понимается многократное повторение действий и поступков учащихся в целях образования и закрепления у них необходимых навыков и привычек поведения. К сожалению, метод упражнений, как один из главных и наиболее значимых в воспитании, до сих пор не получил признания в теории педагогики и практической школьной деятельности.
Воспитание культуры поведения лишь тогда может дать хорошие результаты, когда разъяснения и убеждения сочетаются с терпеливой работой по формированию у школьников устойчивых навыков и привычек в поведении.
По своему дидактическому назначению педагогические упражнения можно разделить на начальные, основные и поддерживающие. Начальные упражнения имеют цель: выработать у учащихся потребность к правильному поведению путем показа положительного примера, отработать по элементам форму проявления тех или иных навыков. Они представляют собой медленную, поэтапную отработку навыков поведения через показ и убеждение.
Основные упражнения имеют цель выработать и закрепить навыки и умения в правильном поведении через частое, многократное, быстрое повторение отрабатываемого навыка путем быстроты и изящества его выполнения.
Поддерживающие упражнения – это такие регулярно повторяемые упражнения, ситуации, которые имеют целью поддерживать образовавшиеся навыки культуры поведения. Осуществляться они должны регулярно, через определенные промежутки времени с большей требовательностью к манере поведения, к изяществу, к быстроте исполнения. Применение метода упражнений требует от воспитателя соблюдения определенных педагогических условий:
1. Постоянное сочетание с воспитанием у учащихся высокой сознательности, глубокой убежденности необходимости данного навыка. Без этого условия упражнение может превратиться в бессмысленную муштру.
2. Личный пример воспитателя есть главное средство убеждения и упражнения.
3. Систематичность и последовательность упражнений.
4. Последовательное и постепенное усложнение упражнений, постоянное нарастание требовательности к выполнению упражнения.
5. Всесторонний учет индивидуальных возрастных и психических возможностей воспитуемых.
6. Одобрение и поддержка малейших усилий учащихся направленных на выработку навыков.
7. Не допускать поспешности и торопливости, быть настойчивым и выдержанном в достижении цели.
8. В работе опираться на поддержку общественного мнения коллектива учащихся, который осуждает отрицательный поступок и одобряет положительный.
В соответствии с этим процесс упражнения по формированию навыков и привычек культуры поведения должен включать следующие приемы:
1. Постановка воспитательной задачи.
2. Разъяснение морального правила и возбуждение потребности и стремления к его выполнению.
3. Практический показ, как нужно выполнять это правило.
4. Организация практической тренировки.
5. Предъявление требований.
6. Напоминание моральной нормы и контроль за поведением.
Педагогические упражнения по методу проведения следует разделить на два вида: скрытые педагогические упражнения и открытые.
Под скрытыми упражнениями нужно понимать такие специально организованные занятия, жизненные ситуации, порядок, смысл которых от учащихся скрыт, то есть учитель выступает с закрытых позиций, хотя сам педагог организует то или иное упражнение сознательно, ставя целью поупражнять учащихся в той или иной ситуации правильному поведению.
Открытые упражнения – это искусственно организованные практические занятия для правильной отработки отдельных элементов культуры поведения. В данном случае, педагог выступает с открытой позиции, разъясняет учащимся цель и задачи данного упражнения.
В повседневной работе педагог организует оба вида упражнений, причем для младших и средних классов открытых упражнений может быть больше, а для старшеклассников – меньше.
А.С. Макаренко говорил: «Хотя все воспитанники понимают, что в детском учреждении их учат и воспитывают, однако они не очень любят подвергаться педагогическим процедурам и тем более не любят, когда с ними бесконечно говорят о пользе воспитания, морализуя каждое замечание» [2].
В процессе повседневной жизни и деятельности обучающиеся приучаются применять усвоенные знания о культуре поведения в различных жизненных ситуациях.
1. Богданова, О.С. Воспитание культуры поведения учащихся 1-3 классов [Текст] / О. С. Богданова, В. И. Петрова. Москва: Просвещение, 1972. – 176 с.; 20 см. – (Пособие для учителей).
2. Макаренко, А.С. Соч., т. IV, изд. АПН РСФСР, М., 1957.
3. Храпов, Ю.Т. Формирование потребностей и навыков культуры по-ведения у школьников. – Новосибирск: ООО «АльфаПорте», 2017. – 124 с.