Рассматривается информационная компетентность как способность личности применять, находить, хранить и преобразовывать различную информацию. Это умение работать с различными информационными системами. Одной из самых распространенных ин-формационных систем нашего общества на сегодняшний день является сеть интернет
информационная компетенция, обработка информации, средства передачи информаци
Понятие информационной компетенции неотъемлемо связано с понятием информационной культуры, под которой мы понимаем совокупность норм, правил и стереотипов поведения, связанных с информационным обменом в обществе.
Понятие информационной культуры сформировалось в процессе активизации исследовательского внимания к механизмам информационного обмена в связи с колоссальным усилением роли информации в социокультурных процессах в середине – второй половине XX века, связываемой в некоторых теориях с формированием нового, постиндустриального типа общества. В данном обществе главную роль играет не материальное производство, а обработка информации, с появлением автоматизированных информационных систем и быстрым развитием средств передачи информации [1].
Если наше общество называют информационным обществом или обществом знаний, то тогда в центре этого определения находятся информационные технологии. Следовательно, формирование, а точнее сказать, развитие информационной компетенции играет центральную роль для модернизации преподавания иностранных языков.
Говоря о какой-либо компетенции (от лат. competencia – принадлежность по праву), мы, как правило, под этим понятием подразумеваем достаточно узкий круг вопросов, в которых данное лицо обладает познаниями, опытом.
Информационная компетенция предполагает:
- умение работать со справочной литературой, пользоваться новыми технологиями поиска информации (в частности, Интернет-ресурсами), технологиями отбора и анализа информационных потоков;
- возможности для обучаемых вырабатывать свою собственную стратегию для усвоения иноязычного материала, самостоятельно делая выводы, обобщения на основе наблюдений, анализа материала, речи преподавателя.
Информационная компетенция не сводится к простой квалификации, учитывающей актуальные требования экономических структур, это нечто большее. В этом контексте на первый план выходит, прежде всего, опыт обращения с самой информацией, а не с её средствами. В обществе знания намного важнее уметь критически воспринимать средства информации, выискивать саму информацию, дифференцированно оценивать, делать выбор и самостоятельно обрабатывать её.
С понятием информационной компетенции связано предположение, что человек по своей природе способен выражаться с помощью языка или других систем символов. Этим самым понятие компетенции ставится в противовес понятию воспитания. Так как эта компетенция является прирожденной, значит, подходя критически, нельзя говорить о её «формировании». Задачей информационной педагогики в большей степени является создание учебной среды и пространства, в которых обеспечивается развитие информационной компетенции. Информационную педагогику не надо изобретать заново. Уже существуют традиции активной работы с информационными технологиями. В отношении изучения иностранного языка это, в первую очередь, проектная методика, ориентированная на действие и опыт, на активную работу с информационными технологиями, носящую продуктивный характер – так называемое «learning by doing».
Работа по развитию информационной компетенции требует от учителя полностью пересмотреть свое место и роль на уроке. Действие учения начинается в кабинете иностранного языка, где учитель больше не является только транслятором знаний и носителем единственно правильной информации. Учитель выступает в роли эксперта. Вместе с обучающимися исследует и анализирует языковой материал, строит субъект-субъектные отношения и таким образом дает образец учения.
Во время процесса учения, и здесь уместно подчеркнуть, именно учения, а не обучения, учитель и обучающийся параллельно, естественным образом решают исследовательские задачи, ищут ответы на поставленные вопросы, осваивая универсальные способы мыслительной деятельности.
Таким образом, формирование и развитие информационной компетенции играет центральную роль для модернизации образовательного процесса. Информационная компетенция предполагает, в первую очередь, опыт обращения с самой информацией, а не с её средствами. Очень важно уметь использовать средства информации, но не менее важно уметь заниматься поиском и отбором необходимой информации, дифференцированно оценивая, делая выбор и самостоятельно обрабатывая эту информацию.
1. Акулова, О. В. Компетентностный подход в информационном об-ществе: тенденции и проблемы / О. В. Акулова. [Электронный ресурс]. URL: https: // lib.herzen.spb.ru/text/akulova_6_17_16.pdf (дата обращения: 11.03.2022).