Иркутская область, Россия
Рассматриваются не только традиционные функции библиотеки, но и интегративная функция, связанная с формированием цифровой микросреды в информационно-образовательной среде вуза
функции библиотеки вуза, интегративная функция, цифровизация образовательного процесса, информационно-образовательная среда, цифровая микросреда
Мы живем в стремительно изменяющемся мире, когда речь идет уже не об информатизации, а о цифровизации жизненного пространства.
Библиотека, в том числе вузовская, не может функционировать изолированно. Конечно, библиотеке вуза сложно стать общественно-культурным центром, так как основные ее функции связаны с образовательным процессом.Традиционно библиотека выполняет следующие функции:
- кумулятивную. Для количественного и качественного формирования фонда библиотеки вуза используются планы комплектования, учитывающие специфику образовательных программ дисциплин, учебные планы, количественный состав обучающихся.
- селективную. Благодаря качественному отбору документов библиотека помогает субъектам информационно-образовательного пространства вуза получить и освоить максимально соответствующие ФГОС ВО документы.
- трансляционную, которая связана с распространением документальной информации в информационно-образовательном пространстве вуза.
- навигационную. Библиотека с ее совершенным справочно-библиографическим аппаратом помогает субъектам ориентироваться в потоке информации.
Выделяется еще и интегративная функция, которая чаще всего была реализована в процессе функционирования МБА.
Вузовская библиотека является ядром информационно-образовательного пространства вуза, она должна органично вписываться в образовательную структуру, так как активно участвует в формировании цифровой микросреды – информационно-образовательной среды в границах вуза.
Интегративная функция связана с объединением информационного пространства вуза с глобальным информационным пространством. Исходя из этого, цель библиотеки сегодня – интегрировать образовательные информационные ресурсы в информационно-образовательное пространство, сделав их доступными и для внутреннего, и для внешнего пользователя (субъекта). Современная библиотека вуза помимо традиционных источников информации, традиционного СБА (справочно-библиографического аппарата), представленного бумажными каталогами и картотеками, обязательно имеет электронные базы данных (электронный каталог, электронные картотеки), размещенные на сайте библиотеки или вуза, ЭБС вуза, доступ к сторонней ЭБС, соответствующей специфике учебного заведения.
Именно в целях улучшения качества информационно-образовательной среды необходимо тесное сотрудничество библиотеки со всеми структурными подразделениями: учебной частью, деканатами, кафедрами.
1. Берестова, Т. Ф. Метаданные и библиографическая информация как информационные ресурсы (среда бытования, свойства, функции, дефиниции). Статья 1. / Т. Ф. Берестова // Библиография. - 2017. - № 2. - С. 18 - 27.
2. Михайлова, А. В. Интегративная функция вузовской библиотеки: формы реализации во внешнем информационно-образовательном пространст-ве / А. В. Михайлова // Библиосфера. - 2017. - № 1. - С. 46.
3. Михайлова, А. В. Анализ веб-страниц библиотек институтов культу-ры как инструмента реализации внешнего направления интеграции информа-ционно-образовательных ресурсов / А. В. Михайлова // Вестник культуры и ис-кусств. - 2017. - № 3 (51) . - С. 49 - 59.