ТРЕНДВОЧИНГ КАК ИНСТРУМЕНТ ПОСТРОЕНИЯ УСПЕШНЫХ БИЗНЕС-МОДЕЛЕЙ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОГО КРИЗИСА
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Статья посвящена вопросам применения подходов трендвочинга для создания бизнес-моделей, актуальных для применения в условиях современного кризиса. Рассмотрены технологии предпринимательского проектирования, проведен обзор примеров перспективных направлений бизнеса

Ключевые слова:
трендвочинг, бизнес-модели, карта трендов, перспективные направления бизнеса
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать

Российский бизнес в современных крайне непростых условиях пытается решить сложнейшие появляющиеся перед ним проблемы, вызванные сильным обострением геополитической ситуации и санкциями. Наряду с актуальными и широко обсуждаемыми правительственными мероприятиями поддержки бизнеса, которые уже описывались в наших исследованиях [1], можно высказать мнение, что бизнесу необходимо также сконцентрировать собственные усилия на освоении новых технологий предпринимательского проектирования. Эксперты сходятся во мнении, что экономическая динамика становится другой благодаря постоянным изменениям и появлением своеобразных «точек бифуркации», возможным ответом на такие вызовы является освоение трендвочинга как нового подхода и инструмента построения бизнес-моделей, способа роста предпринимательской эффективности.

 Трендвочинг – это подход к мониторингу и анализу трендов, к их существующей динамике и векторам возможного развития. Обобщая имеющиеся определения, можно заключить, что трендвочер – (от англ. «trendwatcher» наблюдатель тенденций) – менеджер широкого профиля, обладающий компетенциями исследователя, социолога, психолога, экономиста и многими прочими, профессионально отслеживающий факторы возникновения трендов и факторы их формирования [2]. Искусство трендвочинга предполагает улавливание слабых сигналов рынка до того, как они стали мейнстримами.

Сегодняшние неоптимистичные прогнозы развития и разрыв логистических цепочек диктуют необходимость выработки подходов к перестраиванию бизнес-процессов и оптимизации бизнес-моделей. Обоснование использования трендвочинга как инструмента реализации этих целей будет предпринято в рамках данной статьи.

Ключевым понятием трендвочинга является тренд – направление, в котором значимое для общества явление или процесс имеет тенденцию к движению.

Трендовые направления выделяют в таких областях как экономика, рынок труда, технологии, политика, окружающая среда, энергетика, образование и т.д., всего можно выделить порядка двадцати таких направлений. Эти направления наносятся на карту трендов с выделением глобальных факторов на каждом направлении, меняющих «правила игры». Методологию работы с картами трендов сформулировал английский социолог и футуролог Р. Уотсон. Карта трендов помогает собрать тренды разного уровня, а также риски невыполнения прогнозов в одном месте, для того, чтобы осознать изменения, исследовать взаимосвязи, понять перспективу развития и увидеть проблемы. Пример карты трендов Р. Уотсона приведен на рисунке.

Рисунок 1 – Карта трендов Р. Уотсона

Применительно к поиску перспективных направлений развития бизнеса в современных беспрецедентных реалиях в России трендвочинг может стать эффективным инструментом. Особенно названное выше справедливо для малых и средних предприятий, главной чертой которых является уникальная гибкость, приспособляемость и изменчивость. Доказано, что в трудные времена малые и средние предприятия адаптируются быстрее крупных, сохраняя рабочие места и продолжая платить налоги государству. Сейчас справедливым будет сказать, что многие бизнесы оказались в ситуации, когда выручить может идея, новый смысл, и как раз запустить мыслительный процесс призван трендвочинг. В общем плане перед бизнесом в «точках бифуркации» стоят следующие задачи:

  1. Выявлять возникающие потребительские ожидания.
  2. Создавать продукты-бестселлеры.
  3. Менять бизнес-модель.
  4. Находить точки роста и масштабирования бизнеса.
  5. Выходить на новые рынки.

В отличие от совершенно новых бизнесов, стартапов, у современных предприятий, оказавшихся в текущих шоковых реалиях, уже есть команды, клиенты с сильно понизившейся покупательной способностью, продукты и услуги (пока старые), инфраструктура, наработанный опыт. Им необходимо понять насколько тенденции долгосрочны и масштабны, насколько востребованы существующие товары и услуги в рамках новых трендов, а затем оперативно перестроить бизнес-модель, чтобы выжить в текущих условиях.

В качестве явных «мегатрендов», особенно актуальных в нынешней внешней среде, можно назвать неопределенность, ускорение изменений, волатильность, усложнение, конкуренцию за ресурсы, виртуализацию и уберизацию, старение населения, поляризацию, изменение социальных норм, изменение мирового экономического пространства в пользу Китая и другие. Очевидно, что перечисленные мегатренды определяют общий вектор российского бизнеса, и их следует учитывать при его проектировании в условиях настоящих экономических реалий.

Несмотря на то, что довольно трудно рассматривать этот тяжелый кризис в качестве возможности преобразования бизнеса в более эффективный, менеджмент пострадавшего бизнеса все-таки вынужден искать решения, что целесообразно делать, опираясь на инструменты трендвочинга. Например, проведение трендвочинга позволило выявить тенденции, связанные с популяризацией здорового образа жизни десятилетия назад, а сегодня владельцы фитнес-центров, спортивных клубов, изготовители энергетических напитков, низкокалорийных батончиков, йогуртов стали весьма успешными предпринимателями. Сегодняшние трендвочеры, в частности, М. Скалкина, называют и обосновывают следующие перспективные для современной экономической ситуации направления бизнеса:

  1. Многофункциональное микрожилье.
  2. Строительный секонд-хенд.
  3. Путешествия по России.
  4. Сервисы релокации.
  5. Коучинг по трудоустройству в IT.
  6. Борьба с вредными привычками.
  7. Аутсорсинг фото, видео для e-commerce.
  8. Виртуальные ассистенты.

Предлагаемые направления выявлены благодаря улавливанию одного или нескольких трендов. Например, тренд на ожидаемое снижение доходов делает интересным такие направления бизнеса как проектирование микрожилья и связанной с ним модульной мебели, а также строительные секонд-хенды, в которых можно более удобно, чем на «Avito», купить или продать инструменты и материалы для строительства и отделки. Тенденция по сжатию рынка труда актуализирует разные сервисы релокации и коучинга. Тренд на рост интернет-торговли рождает целый кластер, связанный с ее обслуживанием, в котором могут работать креативщики, маркетологи, фотографы, курьеры, юристы, программисты и т.д. Интересно отметить, что инновация или бизнес-идея может возникать в области пересечения нескольких трендов, что иллюстрирует рисунок.

инновация

Подпись: инновация

 

Рисунок 2 – Инновации на пересечении трендов

В качестве примера приводится pavlok – умный браслет для профилактики вредных привычек, представляющий собой смесь фитнес-трекера, отслеживающего активность человека в течение дня, будильника, который напоминает о выполнении той или иной задачи, и электрошокера. Появление подобной инновации произошло на пересечении двух трендов – тренда на здоровый образ жизни и тренда на умные электронные девайсы.

Вывод заключается в том, что поскольку разразился экзистенциальный кризис, название и оценку которому еще только предстоит дать, но который заставит общество в целом переосмыслить свою жизнь, то и менеджеры компаний вынуждены переосмысливать бизнес-стратегии, искать бизнес-идеи, используя для этого навыки трендвочинга.

Список литературы

1. Зарубина Ю.В. Проблемы поддержки малого и среднего бизнеса в пе-риод санкций в российской экономике. - Текст: непосредственный // Современ-ные технологии и научно-технический прогресс: тезисы докладов международ-ной научно-технической конференции им. проф. В.Я. Баденикова. - Ангарск: Изд-во ФГБОУ ВО «АнГТУ». 2022. - С. 345-346.

2. Логинов О.П., Петрова И.С., Сафронова Н.Б. Роль трендвочинга и кейс-менеджмента в современном предпринимательстве - Текст: непосредст-венный // Вестник Екатерининского института. - 2014. - №3(27). - С.42-47.

Войти или Создать
* Забыли пароль?