В данной статье рассматриваются проблемы гуманистического воспитания, некоторые инновационные подходы по гуманизации образования. Конечной целью является воспитание патриотизма, уважение к традициям и памяти предков, отвлечение детей, подростков от негативного влияния меняющейся среды обитания, формирование у них представлений о здоровых основах жизни с ее нравственно – этической ориентацией, основанной на истинных ценностных представлениях о мире через приобщение учащихся к народным праздникам. Представлен творческий поиск педагогов общеобразовательных учреждений
культура, традиции, креативность, народные праздники
«Есть закон человеческой природы и культуры, – писал в начале ХХ века философ Иван Александрович Ильин, – по которому все великое может быть связано человеком или народом только по-своему, и все гениальное родится именно в лоне национального опыта, духа, уклада. Денационализируясь, человек теряет доступ к глубочайшим колодцам духа и священным огням жизни, ибо эти колодцы и эти огни всегда национальны: в них заложены и живут целые века всенародного труда, страдания, борьбы, созерцания, молитвы и мысли».
«…человек, утративший доступ к духовной воде и духовному огню своего народа, становится безродным изгоем, беспочвенным и бесплодным скитальцем по чужим духовным дорогам, обезличенным интернационалистом. Горе ему и его детям: им грозит опасность превратиться в исторический песок и мусор» [2].
Сегодня яснее, чем когда-либо, мы видим, как иссохла и помрачилась эта душа. И чтобы исцелить ее, мы должны отправиться в глубину времени – к познанию своей веры, истории и культуры.
За последние годы школьные программы введены предметы, которые так или иначе связаны с верой, историей и культурой наших предков. Одной из таких программ является программа Пак Р.И. «Основы народной культуры» [3].
В программе не просто изучение и исполнение народных произведений разных жанров, но и что, прежде всего, фольклор – основа для чувствования и понимания учениками народной души, возникшей в древности из единых филосовско-психологических и мифопоэтических истоков.
Безбрежна и прекрасна культура всякого рода в любом ее проявлении. Вершиной же ее являются народные праздники, в которых всегда растворен опыт народной педагогики. В нашем городе проходят фестивали, связанные с народной культурой бурят, русских, татар. Один из них «Мне довелось родиться в Сибири», который объединил эти культуры. В основе этого фестиваля и лежит приобщение к этим праздникам. Материал программы расположен преимущественно в соответствии с праздниками народного календаря. Праздничная обрядовая культура вбирает в себя так же и кодекс народной чести – не писанные правила человеческого общежития [1].
В древнем своем значении слово «праздник» переводится как «святок». Поэтому были они для наших предков как бы духовной «лестницей», ведущей к вечности.
В праздниках, участвовали, прежде всего, от мала до велика. Огромное неповторимое впечатление производили они на душу, воображение ребенка. Именно в праздники дети постигали свою национальную культуру целостно, в самых ярких ее образах, где народный костюм и песня, танец, обряд и театральное действо сливались воедино, где человек по иному осознавал свою жизнь. И еще одни таинственным даром обладали праздники, погружая ребенка в стихию народной культуры, они раскрывали в нем разносторонние творческие задатки, утверждая его как личность созидающую. А используя сеть Интернета, учащиеся находят интересные материалы о праздниках, сюжеты народных игр, закличек и т.д.
Поэтому, работая по данной программе, я использую в своей практике проведение таких народных праздников как: «Рождество», «Святки», «Троица», «Капустные вечера», «Посиделки» и другие. Такая форма работы помогает мне не только повысить мотивацию учащихся, но и развивать креативные способности детей (нестандартно мыслить, действовать нешаблонно, создавать новое) [4].
Работая над созданием очередного сценария народного праздника или посиделок, учащиеся и учитель становятся соавторами этого сценария, выдвигая новые, неожиданные идеи. Ведь одним из основных показателей креативности является оригинальность, то есть способность выдвигать оригинальные идеи. Так, например, в сценарии посиделок «Капустные вечера» учащимися была предложена идея задействовать мальчиков при росписи посуды, во время того как девочки готовили блюда из капусты. Затем был подведен итог этой работы – получилась выставка, где был выбран «лучший мастер».
Учащиеся в процессе подготовки сами сочиняют: заклички, частушки, колыбельные песни, колядки, загадки.
Загадки:
Зеленый, как трава,
Внутри – сладкий,
А снаружи – твердый. (Арбуз)
Все ломало, все срывало
Ничему пощады нет. (Вьюга)
Закличка:
Весна, весна
Приходи красна!
Солнцем красным нас согрей.
Приди теплышко скорей!
Частушки:
Как слезинки, капли с крыши
В ясный день закапали!
Потому что Аня пишет
На стене каракули.
Ох, родители родные,
Не идет ученье впрок.
Лучше б лежа на диване
Я плевала в потолок.
Применяют свое творчество в инсценировках русских народных сказок. Праздник является не только формой контроля над усвоением знаний, но так, же помогает вовлечению родителей учащихся в данных процесс.
Ведь невольно родители помогают своим детям в создании элементов русского национального костюма, готовят блюда русской национальной кухни, являются порой участниками самих праздников.
В анкетах для родителей взрослые подчеркивают, что праздник сближают их со своими детьми, появляется интересная совместная деятельность. Так же родители наблюдают и некоторые изменения, который происходят у учащихся в процессе подготовки их к праздникам или урокам фольклора. Они отмечают, например, что ребенок, у которого нет никаких вокально-хоровых навыков, а то и просто слуха, распевает дома народные песни, и это ему очень нравится. Другие учащиеся стали интересоваться программами телевидения, в которых рассказывается о народном творчестве, народных праздниках, традиция и обрядах русского народа.
Расширяется кругозор детей, развивается наблюдательность, духовно они становятся ближе к природе. Поэтому праздник можно считать не только формой работы над развитием креативности учащихся, но и повышением его интеллектуального уровня.
Но провести такой праздник нелегко. Ведь он является венцом долгой, кропотливой работы многих людей. В последнее время в проведении таких праздников участвуют учителя других предметов, таких как: музыки, технологии, литературы, истории, изобразительного искусства,- что позволяет дать учащимся не знания отдельных дисциплин, а единую картину мира.
У детей среднего и старшего возраста появляется потребность более точного определения и стабилизации интересов. Поэтому для них предполагается возможность перейти в систему факультативов, выбрав определенную специализацию в виде фольклорных ансамблей или мастерских. Углубляться в изучение проблем фольклористики и этнографии, взаимосвязей фольклора и разных видов классического и современного искусства. Вся эта разнообразная деятельность будет способствовать выработке у детей привлекательных человеческих качеств, нравственных установок, эстетического вкуса и потребностей, а взрослых, которые до этого не понимали эстетической и нравственной ценности народного искусства, через творческую деятельность собственных детей заставит пересмотреть свою точку зрения.
Все это полностью соответствует программным целям, главной из которых является развитие личности, у которой было бы сформировано целостно – эмоциональное отношение к историко-культурному наследию. Поставленной цели служит задача формирования исторического осознания личности, под которым понимается осознание человеком своего положения во времени и в пространстве, своей связи с прошлым, настоящим и будущим [4].
Народные праздники доныне обладают магнитной силой духовного притяжения, сохранившие тепло родного очага. Сегодня, когда семьи наши нередко расколоты на два автономных государства: «отцы» и «дети»; когда отчуждены друг от друга учитель и ученик, семья и школа, – эта магнитная сила способна собрать и слить воедино разрозненные осколки нашего общества.
1. Общечеловеческие ценности в современном образовании: опыт и перспективы: материалы научно-практической конференции. - Ангарск, 2011.
2. Народная культура Приангарья: информационно-методический сбор-ник. - Выпуск 1,2. - Иркутск, 2011.
3. Пак, Н. И. Основы народной культуры: адаптированная программа. Ангарск, 2018.
4. Курганян, О. Н. Основы народной культуры: УМК к программе. МБОУ «СОШ № 32». - Ангарск, 2021.