Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье рассматриваются актуальные вопросы современной педагогики: интерактивные формы и методы оптимизации процесса преподавания английского языка в неязыковом Вузе, особенности осуществления дистанционного и смешанного обучения иностранному языку посредством Интернет-технологий. Современные информационно-коммуникационные технологии обеспечивают студентам возможность постоянно находиться в языковой среде, использовать инструменты контроля и самоконтроля, активно применять интерактивные формы работы, тем самым повышая коммуникативную направленность всего процесса обучения

Ключевые слова:
оптимизация, технология сотрудничества, процесс коммуникации
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать

Преподавание иностранного языка преследует практическую, общеобразовательную, воспитательную и развивающую цели. Содержательная сторона складывается из речевого материала, языкового материала, знаний, навыков и умений. Процесс обучения иностранному языку строится с соблюдением дидактических и методических принципов, которые нужно сочетать для достижения наилучших результатов.

Технология обучения в сотрудничестве основывается на содружестве участников педагогического процесса, при котором предполагается распределение всех функций педагогического процесса между учителем и учениками.

Технология обучения в сотрудничестве оптимизирует приобретение знаний. Сотрудничество учит обучающегося трудиться в различных условиях: в большом коллективе, в малой группе, индивидуально.

Важнейшими признаками сотрудничества являются следующие:

  • общая цель и стремление к ее достижению;
  • высокий уровень организации совместной учебной деятельности участников педагогического процесса, включающей их общие усилия, взаимную ответственность за результаты деятельности, доверие друг к другу;
  • гуманистический стиль взаимоотношений между участниками педагогического процесса, включающий доброжелательность, взаимную помощь в случаях затруднений и учебных неудач;
  • самостоятельность, инициативность обучающихся, исключающая принуждение, монополию педагогов на интерпретацию знаний, пассивное восприятие обучающимися готовой информации.

Описанные признаки позволяют нам сделать вывод о том, что сотрудничество в обучении – это не только и не столько помощь учителя или одного обучающего другому в решении сложных задач, но и самостоятельная коллективная деятельность студентов, включающая постоянные или временные контакты с внеаудиторной средой. Другими словами, сотрудничество – это взаимодействие, скрепленное отношениями взаимного интереса и доверия. Любой обучающийся, осознавая важность своих действий для всего коллектива, меняет свою позицию, стремясь достичь успеха, проявляет инициативу и самостоятельность.

Результатом взаимодействия учителя и студентов в ходе сотрудничества становится определенный стиль педагогического общения – общение на основе увлечённости совместной творческой деятельностью. Между ними складываются отношения партнёрства, под которым понимается взаимосвязь и взаимовлияние учителя и обучающихся, согласованность их речевых поступков.

Применение технологии обучения в сотрудничестве требует от педагога использование таких «орудий», как просьба, совет, похвала, одобрение или доброжелательное порицание. Основная форма учебной деятельности в этом случае – это совместная увлечённость коммуникативно-познавательной деятельностью, живое общение учителя с обучающимися [1].

Обучение в сотрудничестве – это обучение в процессе коммуникации, коммуникации обучающихся друг с другом, обучающихся с учителем, в результате которой и возникает необходимый контакт, в ходе которого обучающиеся могут исполнять разные социальные роли: быть лидером, исполнителем, организатором, докладчиком, экспертом, исследователем.

Обучение в сотрудничестве реализуется в первую очередь через создание условия для активной совместной учебной деятельности обучающихся в разных учебных ситуациях. Так, например, объединение обучающихся с разным уровнем учебной мотивации в группы по 3-4 человека и выдача им одного задания с распределением ролей будет способствовать тому, что обучающиеся с низким уровнем учебной мотивации будут тянуться за лидерами группы, осознавая свою значимость в успехе всей группы; они будут стремиться к выяснению у сильных учащихся всех непонятых им вопросов, а сильные обучающиеся в свою очередь – стремиться к тому, чтобы все члены группы досконально разобрались в материале. Таким образом, происходит ликвидация пробелов совместными усилиями. Такова общая идея технологии обучения в сотрудничестве.

Существует несколько вариантов обучения в сотрудничестве. Назовем наиболее популярные:

1. Student Team Learning – обучение в команде уделяет особое внимание «групповым целям» (team goals) и успеху всей группы (team success) [1].

2. Jigsaw (пила). Обучающиеся организуются в группы по 4-6 человек для работы над учебным материалом, который разбит на фрагменты.

3. Learning Together. Группа обучающихся разбивается на однородные по уровню обученности группы по 3-4 человека.

Технические средства обучения значительно оптимизируют усвоение иностранного языка посредством прослушивания звукозаписей, просмотра кино- и видеофильмов, использования персональных компьютеров. Кроме того, ТСО могут обучать учащихся с помощью, специально созданной для этих целей аппаратуры без участия учителя. Последний, в свою очередь, лишь осуществляет контроль за работой аппаратуры и ее программой.

Опыт обучения иностранному языку в школе показывает, что успеваемость обучающихся, качество усвоения учебного предмета при умелом, разумном, научно-обоснованном использовании на занятиях ТСО резко повышается при одновременном сокращении времени, отведенном для этих целей.

Благодаря ТСО учащиеся тренируются не только в рецептивной и репродуктивной иноязычной речи, но и в продуктивной иноязычной речи, которую преподаватели и методисты обычно называют спонтанной или неподготовленной. ТСО, используемые в учебном процессе при изучении иностранного языка, являются не только надежными тренажерами, но и богатыми источниками информации.

Необходимо также отметить, что визуализация учебного материала, воздействуя на эмоциональные сферы, способствует более глубокому усвоению языкового материала. Сочетание зрительного образа, текста и звукового ряда предоставляет большие возможности для комплексного развития навыков речевой деятельности учащегося на иностранном языке. Этот процесс приобретает интерактивный характер благодаря возможности двусторонней связи, диалога с компьютером, когда обучаемый и компьютер могут задавать друг другу вопросы, получать на них ответы, когда компьютер может давать корректирующие подсказки и к нему можно обратиться за помощью.

Технические средства обучения – это качественно новое орудие труда учителя. Выделим некоторые преимущества ТСО.

Во-первых, они способствуют решению проблемы массовости в обучении (телевидение позволяет преподавателю осуществлять такие виды деятельности, как объяснение и показ и, в какой-то степени, управление вниманием обучающихся), но они исключают возможность обратной связи, т.е. передачи учителю информации об уровне обученности обучающихся.

Во-вторых, ТСО способны индивидуализировать обучение.

В-третьих, ТСО способны обеспечить стопроцентную активность обучающихся. При работе с ними все обучающиеся находятся при деле, а не ждут своей очереди, как происходит в обычных условиях при обучении иностранному языку.

В-четвертых, ТСО дают возможность организовать самостоятельную работу обучающихся при формировании навыков и умений устной речи. Индивидуальные задания при работе со звукозаписью могут получать обучающиеся в зависимости от их способностей.

В-пятых, технические средства лучше, чем другие средства обучения, способны реализовать дидактический принцип наглядности. Ведь в данном случае широко представлена не только зрительная, но и слуховая наглядность и зрительно-слуховая наглядность одновременно.

В-шестых, технические средства позволяют более эффективно организовать обучение аудированию иноязычной речи.

В-седьмых, если радио и телевидение исключают возможность обратной связи, то существует целый ряд других технических средств, которые такую связь предполагают. Преимуществом ТСО является их способность реализовать обратную связь – основную функцию контроля и самоконтроля.

К недостаткам технических средств относят обычно их невысокую надежность, большую стоимость и относительную сложность в эксплуатации [2].

Итак, технические средства имеют значительные преимущества по сравнению с другими средствами обучения. Вот почему в настоящее время в учебных заведениях используется целый арсенал технических средств, среди которых немаловажное место занимают по-прежнему кино- и видеоаппаратура.

Использование новых информационных технологий в преподавании английского языка является одним из важнейших аспектов совершенствования и оптимизации учебного процесса, обогащения арсенала методических средств и приемов, позволяющих разнообразить формы работы и сделать урок интересным и запоминающимся для обучающихся.

Современный учитель должен эффективно применять информационные и коммуникационные технологии в учебном процессе. Некоторые технологии используются почти всеми преподавателями. Например:

а) широкое распространение получило использование презентаций. Они удобны и для преподавателя, и для обучающихся. Презентация кроме текста может включать картинки, графики, таблицы, видео и музыкальное сопровождение;

б) широко популярным становится компьютерное тестирование. Этот способ контроля вызывает определенные эмоции обучающихся, являя собой нетрадиционный вид контроля знаний;

в) эффективным способом повышения интереса обучающихся к изучению иностранного языка является использование на уроках электронных учебников. Они, как следствие, повышают наглядность и увлекательность урока, визуализируют урок с помощью мультимедийных элементов, которые, в отличие от плакатов, можно корректировать по мере необходимости.

Список литературы

1. Оловникова, Н. Г. Викторко, Л. В. Современные технологии обучения иностранным языкам / Н.Г. Оловникова, Л.В. Викторко, - Издательство БГПУ, 2017 - Текст: электронный - URL: https://elib.bspu.by/bitstream/doc/25993/1/ (Дата обращения 25.04.2022).

2. Дмитренко, Т. А. Методика преподавания английского языка в ВУЗе / Т.А. Дмитренко, - М.: МЭЛИ, 2009. - 92 с.

Войти или Создать
* Забыли пароль?