В данной работе описана значимость проведения лабораторных работ в процессе обучения студентов, обозначены задачи по разработке лабораторного стенда для контроля загазованности воздушной среды, представлена схема расположения оборудования на стенде
лабораторная работа, загазованность воздушной среды, аналитическое оборудование, лабораторный стенд
Лабораторно-практическая работа – это такой метод обучения, при котором студенты под руководством преподавателя и по заранее намеченному плану выполняют определенные практические задания, тем самым воспринимают и осмысливают новый учебный материал.
В настоящий момент большинство производств нашего региона являются взрыво- и пожароопасными. В связи с этим, повышается потребность в специалистах, обладающих опытом работы с аналитическими приборами, контролирующими нижний концентрационный предел распространения пламени (НКПР) на данных производствах. Знание методов измерений, принципа работы приборов является одним из необходимых условий успешной профессиональной деятельности выпускников технических вузов [1].
Целью работы является разработка лабораторного стенда для исследования взрывоопасных веществ в воздухе рабочей зоны. Основой аппаратного обеспечения данного стенда является имеющийся на кафедре АТП стационарный многофункциональный сигнализатор ЩИТ-3 производства ОАО «РОСС» в комплекте с термохимическими датчиками загазованности ДТХ-153 [2].
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
- изучить применяемое оборудование по контролю НКПР;
- определить функциональные возможности стенда;
- разработать внешний вид и структуру лабораторного стенда;
- реализовать проект в виде готового изделия;
- разработать методики выполнения лабораторных работ;
- рассчитать экономические показатели проекта.
Непосредственно стенд будет представлять собой щитовую настольную конструкцию с закрепленными на ней приборами, средствами коммутации и сигнализации, позволяющую овладеть теоретическими основами и приобрести практические навыки по работе с оборудованием, широко применяемым на производстве. Эскиз лицевой панели лабораторного стенда представлен на рисунке 1.
Световая сигнализация |
Система контроля загазованности |
Отказ |
Порог |
Л1 |
Л2 |
Звуковая сигнализация |
ПЗ |
Кнопка опробования сигнализации |
К1 |
Кнопка квитирования сигнализации |
К2 |
ДЗ 1 |
ДЗ 2 |
Кран подачи газовой смеси |
КР |
ГА |
Блок питания и сигнализации |
Рисунок 1 – Эскиз лицевой панели стенда:
ГА – газоанализатор ЩИТ 3; ДЗ 1, ДЗ 2 – датчики загазованности ДТХ-153; КР-газовый кран; Л1, Л2 – сигнальные лампы; ПЗ – промышленный зуммер; К1, К2 - кнопки
Применение специализированных лабораторных стендов позволяет использовать их как эффективный инструмент освоения и проверки профессиональных навыков и компетенций обучающихся.
1. Кузьменко, Н.В. Некоторые аспекты повышения качества высшего технического образования / Н.В. Кузьменко, А.Г. Колмогоров, О.С. Крапчетова // Вестник Ангарского государственного технического университета. - 2017. - № 11. - С. 129-134.
2. ООО «АналитТеплоКонтроль»: [Электронный ресурс]. URL: https://www.gazoanalizators.ru/SHIT-3.html. (Дата обращения: 02.03.2020).