Россия
Описаны основы логистики на пассажирском железнодорожном транспорте, цели и задачи организации перевозок. Предложена методика оценки качества железнодорожных перевозок с обоснованием ключевых показателей транспортных услуг
транспортная услуга, железнодорожный транспорт, логистика, пассажиропоток, взаимодействие видов транспорта
Основной стратегической целью развития транспортной системы является удовлетворение потребностей населения в конкурентоспособных качественных услугах с учетом установления оптимальной взаимосвязи между регионами страны и их экономического развития. Для достижения этой цели наиболее подходящим решением является внедрение интегрированной транспортной системы, объединяющей транспортные и тарифные условия, повышающие координацию видов транспорта и сотрудничество между отдельными перевозчиками [1]. В пассажирском железнодорожном транспорте логистика занимается планированием, организацией, управлением и контролем всех видов деятельности между участниками транспортного процесса, создавая условия для обеспечения безопасных, надежных, скоростных и комфортных перевозок на оптимальном ценовом уровне в сравнении с другими видами транспорта.
К основным задачам логистики на пассажирском железнодорожном транспорте относят:
• анализ пассажиропотока в определенные временные промежутки на различных участках маршрута;
• прогнозирование, оптимизацию, контроль пассажиропотоков;
• улучшение различных факторов транспортного процесса;
• улучшение отношений с пассажирами с учетом принципов доверия, взаимовыгоды и клиентоориентированности;
• предоставление качественных услуг и культуры обслуживания;
• обеспечение оптимальной стоимости проезда и простоты, удобства покупки билета [2 – 4].
В настоящее время оценка качества в логистике железнодорожных пассажирских перевозок не осуществляется с помощью всеобъемлющей методологии, и результаты не имеют необходимой отчетности. Наиболее актуальным является применение концепции, включающей показатели, которые являются важными и решающими для пассажиров: количество отправлений в день; средняя продолжительность движения; интервал движения; соотношение расстояния по прямой к протяженности пути сообщения по железной дороге; тип поезда; доступность станций отправления и назначения; наличие информации об оказываемых услугах. В рамках предлагаемой методологии для показателей разработана балльная шкала, которая обеспечивает комплексную оценку качества логистики пассажирских перевозок с применением точечного метода многокритериального анализа. Таким образом, проведенный анализ оценки транспортных маршрутов позволит всесторонне усовершенствовать функционирование железнодорожного транспорта, в том числе, улучшить схемы движения поездов и взаимодействия различных видов транспорта; увеличить количество перевезенных пассажиров; повысить качество транспортного обслуживания.
1. Лебедева, О. А. Транспортная инфраструктура как основополагающий фактор эффективного функционирования экономики страны / О. А. Лебедева, Ю. О. Полтавская, З. Н. Гаммаева, Т. В. Кондратенко. - Текст: непосредствен-ный // Сборник научных трудов Ангарского государственного технического университета. - 2018. - Т. 1. № 15. - С. 125-130.
2. Dedík, M. Quality Assessment in the Logistics of Rail Passenger Transport / M. Dedík, J. Gašparík, Z. Záhumenská // MATEC Web of Conferences. - 2017. - 134, 00009. - 7 p.
3. Лебедева, О. А. Пассажиропотоки и методы их изучения / О. А. Лебе-дева, М. Н. Крипак. - Текст: непосредственный // Современные технологии и научно-технический прогресс. - 2011. - Т. 1. - С. 29.
4. Михайлов, А. Ю. Система критериев оценки качества функционирования интермодальных узлов пассажирского транспорта / А. Ю. Михайлов, Т. А. Копылова. - Текст: непосредственный // Известия вузов. Инвестиции. Строи-тельство. Недвижимость. - 2014. - № 6 (11). - С. 73-80.