К ВОПРОСУ ОЦЕНКИ ВЛИЯНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ФАКТОРА НА БЕЗОПАСНОСТЬ ДВИЖЕНИЯ ПОЕЗДОВ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Приводится описание концептуальной модели SHELL, применяемой на ОАО «РЖД» для оценки влияния человеческого фактора на безопасность движения поездов

Ключевые слова:
человеческий фактор, безопасность движения поездов, оценка, факторы
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать

Функционирование железнодорожного транспорта – сложнейший процесс, в котором принимает участие человек. В организации движения поездов значение его действий невозможно переоценить. От решений оперативно-диспетчерского персонала во многом зависит эффективность работы станций, железнодорожных участков и транспортных узлов. Поэтому необходимо оценивать факторы, влияющие на качество работы человека на железнодорожном производстве [1, 2].

Сегодня ОАО «РЖД» использует для оценки влияния человеческого фактора на безопасность движения поездов концептуальную модель SHELL [3].

Рассмотрим модель SHELL применительно к профессии дежурного по станции на рисунке 1.

Данная модель включает в себя центральный главный элемент – человека. Человек связан с другими четырьмя элементами: S – программное обеспечение, правила, инструкции и нормативные акты; H – техническое оснащение и средства; E – окружающая среда; L – другие люди. Разделение факторов позволяет более точно оценить степень и причину влияния элементов на возможность возникновения технологических нарушений персоналом.

Сокращения на рисунке 1: ТЧМ – машинисты тягового и нетягового самоходного подвижного состава, ДСП – дежурные по станции, ДНЦ – поездной диспетчер, ДС – начальник станции, ШН – электромеханик СЦБ, ЭЧКМ –электромеханик контактной сети, ПД – дорожный мастер, ДСПО – оператор при дежурном по станции, ДСПП – дежурный по парку, АРМ ДСП – автоматизированное рабочее место дежурного по станции, ПТЭ – правила технической эксплуатации, ТРА – техническо-распорядительный акт [4, 5].

Так действия, дежурного по станции, которые могли бы привести к сходу подвижного состава из-за команды к движению локомотива по неготовому маршруту, возможно предотвратить путем периодических повторений и отработки порядка приготовления маневровых маршрутов на технических занятиях. Данная профилактическая мера является компонентом элемента S. А контроль ТЧМ при восприятии команды и проверки готовности маршрута на путях будет являться взаимодействием дежурного по станции с элементом L [6].

 

 

Рисунок 1 Модель SHELL

 

            Представленная модель помогает оценить риски возникновения нарушений персоналом и улучшает эффективность проведения профилактических мероприятий по неисполнению работниками своих должностных инструкций.

Список литературы

1. Апатцев, В.И. Обеспечение безопасности движения поездов на основе снижения влияния человеческого фактора/ В.И. Апатцев - Текст: непосредственный // Наука и техника транспорта. - 2014. - № 2. - С. 75-78.

2. Залогова, О.И. Нестандартные ситуации в работе дежурного по станции / О.И. Залогова, М.Н. Еременко. - Текст: непосредственный // Транспортная инфраструктура Сибирского региона. - 2019. - Т. 1. - С. 8-12.

3. СТО РЖД 02.039-2011. Человеческие факторы в системе управления безопасностью движения. - Москва: ОАО «РЖД», 2011. - 19 с.

4. Доможирова, А.Д. Способ обеспечения стабильности курсирования кольцевых маршрутных поездов / А. Д. Доможирова. - Текст: непосредственный // Молодежная наука. - 2021. - С. 51-54.

5. Бышляго, А.А. Качественная подготовка молодых кадров как основа безопасного движения поездов / А.А. Бышляго, А.В. Дудакова, М.В. Гениевская. - Текст: непосредственный // Образование - наука - производство. - 2018. - С. 207-211.

6. Доможирова А. Д., Упырь Р.Ю. Повышение стабильности курсирова-ния кольцевых маршрутных поездов. - Текст: непосредственный // Молодая нау-ка Сибири. - 2021. - Т. 1. - №. 11. - С. 183-186.

Войти или Создать
* Забыли пароль?