Россия
Для повышения качества образовательного процесса необходимо более глубокое понимание психологии обучающихся и мотивов их учебной деятельности, в связи с этим была произведена оценка основных категорий мотивации и проанализированы данные анкетирования по методике Т.И. Ильиной с использованием методов статистического анализа
мотивация, обучающийся, учебная деятельность, ВУЗ, методика Т.И. Ильиной
Мотивация играет очень важную роль и способствует непрерывности и успеху обучения каждого человека. Это означает, что чем выше учебная мотивация, тем более высокие достижения и результаты обучения могут быть достигнуты. Мотивация в преподавательской и учебной деятельности является общей движущей силой, которая стимулирует, обеспечивает преемственность и направление учебной деятельности, так что цели обучения достигаются максимальным образом. В настоящее время проблема мотивации учебной деятельности является актуальной, поскольку данный процесс позволяет определить ключевые моменты взаимодействия обучающегося и преподавателя. Исследование структуры мотивации, определение мотивов, стимулирующих обучающихся к дальнейшей профессиональной реализации по направлению подготовки, позволит повысить эффективность педагогической деятельности в рамках реализации основных образовательных программ [1-3].
Для исследования мотивации обучающихся была применена методика Т.И. Ильиной, которая позволяет произвести оценку мотивов учебной деятельности по трем шкалам: «Получение знаний» (стремление к приобретению знаний, любознательность); «Освоение профессиональных компетенций» (стремление овладеть знаниями по направлению подготовки и сформировать профессиональные навыки); «Получение документа о высшем образовании» (стремление приобрести диплом при формальном уровне усвоения знаний).
Объектом исследования являются обучающиеся Ангарского государственного технического университета (АнГТУ) по направлению подготовки бакалавриата 23.03.01 «Технология транспортных процессов», выборка составила 40 человек.
В результате исследования была выявлена специфика мотивации обучающихся 1 – 4 курсов направления подготовки «Технология транспортных процессов». На рисунке 1 представлена структура выраженности мотивов.
1 курс
|
2 курс |
3 курс |
4 курс
|
- Получение знаний – Освоение профессиональных компетенций – Получение документа о высшем образовании |
Рисунок 1 – Структура выраженности мотивов у обучающихся 1 – 4 курсов
Таким образом, средняя выраженность мотива приобретение знаний составляет 41%, в то время, как преобладание мотива получения документа о высшем образовании отмечается у 31% обучающихся, а мотива освоение профессиональных компетенций – 28%. Таким образом, можно заключить, что преобладающее значение по мотиву приобретение знаний свидетельствует об адекватном, осознанном выборе направления подготовки и удовлетворенностью процессом обучения.
Проведенное исследование, направленное на определение степени выраженности мотивов в учебной деятельности, является практически значимым, поскольку раскрывает содержание психологических особенностей мотивации обучающихся АнГТУ и результаты могут быть учтены в планировании учебного процесса. Выявленные особенности мотивации в учебной деятельности позволяют осуществить дифференцированный подход в процессе подготовки бакалавров.
1. Генова, Т. Н. Мотивация учебной деятельности современного студента / Т. Н. Генова. - Текст : непосредственный // Молодой ученый. - 2022. - № 47 (442). - С. 488-490. - URL: https://moluch.ru/archive/442/96709/ (дата обращения: 07.03.2023).
2. Talbi, O. Goal-oriented student motivation in learning analytics: How can a requirements-driven approach help? / O. Talbi, A. Ouared // Education and Infor-mation Technologies. - Volume 27. - 2022. - pp. 12083-12121.
3. Wardani, A. D. Student Learning Motivation: A Conceptual Paper / I. Gunawan, D. E. Kusumaningrum, D. N. Benty, R. B. Sumarsono, A. Nurabadi, L. Handayani // Advances in Social Science, Education and Humanities Research. - Volume 487. - 2020. - pp. 275-278.