студент
Россия
В статье рассматриваются слова-аргументаторы, участвующие в структуризации высказывания
рема, тема, актуальное членение, коммуникативная структура высказывания
Всякий говорящий находится в центре коммуникативной ситуации. Задачей говорящего является построение семантико-прагматического содержания таким образом, чтобы слушающему было легче понять новую часть информации – смысл и интенции.
Информационный аспект высказывания затрагивает собственно функциональную перспективу предложения (актуальное членение) [1, c. 5]. Аспект актуального членения представляет функционирование языка как идущее от говорящего в связи с его намерением информировать, сообщать, обращать внимание на некие факты или события.
В плане актуального членения предложения слова-аргументаторы образуют свой добавочный тема-рематический узел, который может вклиниваться в состав темы или ремы высказывания. Это своего рода вторая линия в коммуникативной структуре высказывания. Первая – основная – соотносится с отрезком объективной реальности, вторая – дополнительная – вклинивается в основное содержание высказывания и представляет в коммуникативном плане три разновидности:
1) привлечение внимания слушающего, установление контакта;
2) отображение отношения говорящего к высказыванию;
3) дополнение, уточнение содержания включающей части или ее компонента [2, c. 35-40].
Е.А. Реферовская подчеркивает, что не всякое высказывание обязательно содержит тему и рему, то есть поддается бинарному разделению. Существуют нерасчлененные высказывания, содержащие только тему или рему, которые входят на равных правах в ткань текста вместе с расчлененными высказываниями [4].
Учитывая данное мнение, мы можем отнести предложения со словами-аргументаторами в русском языке как к расчлененным, так и к нерасчлененным высказываниям, например (1):
(1) -Наверное, начну говорить о том, что человеку все-таки важно чувствовать себя умнее других, а не удачливее. Выиграть конкурс благодаря собственному интеллекту – это куда престижнее. Все-таки конкурс-то между читателями. Читатель уже по определению считает себя интеллектуалом. Я права, Эдик?
-Ты умница, Ксюша [3, c.1: 279].
Иллюстрируемое высказывание содержит расчлененные и нерасчлененные предложения. Первое предложение содержит тему и рему и является расчлененным. Темой высказывания «Все-таки важно чувствовать себя умнее других» служит Человек, а оно само выступает ремой, то есть рема вносит в данное предложение новую информацию о качестве какого-либо человека. При этом слово-аргументатор «всё-таки» помогает выделить эту информацию, сделать её более убедительной.
Следующее предложение со словом-аргументатором «всё-таки» относится к нерасчлененным, поскольку в этом предложении присутствует только рема «Все-таки конкурс-то между читателями», так как она вносит новую информацию. Важность данной информации заключается в том, что именно читатели могут блеснуть интеллектом. В данном случае темой высказывания служат предыдущие предложения.
Итак, актуальное членение принадлежит речи и определяется коммуникативным намерением говорящего субъекта, отражает определенный ракурс представления говорящего о явлениях окружающего мира и его стремление вызвать в сознании собеседника такое же представление.
1. Слюсарева, Н. А. Категориальная основа темаремической организации высказывания-предложения [Текст] / Н. А. Слюсарева // Вопросы языкознания. - 1996. - № 4. - С. 3-15.
2. Костюшкина, Г. М. Систематика промежуточных типов придаточных предложений [Текст] / Г. М. Костюшкина. - Иркутск: ИГПИИЯ, 1993. - 85 с.
3. Маринина, А. Стилист [Текст] / А. Маринина. - М.: ЭКСМО-Пресс, 1998. - 416 с.
4. Реферовская, Е. А. Коммуникативная структура текста в лексико-грамматическом аспекте [Текст] / Е. А. Реферовская. - Л.: Наука, 1989. - 165 с.