В статье рассмотрены особенности транспортировки нефти и нефтепродуктов, а также проблемы и перспективы развития трубопроводного транспорта в России
транспортировка углеводородов, трубопроводный транспорт, продуктопровод
Для транспортировки углеводородного сырья используются практически все виды транспорта (трубопроводный, железнодорожный, морской, речной и автомобильный). Все эти виды транспорта различаются по степени развития и территориальному размещению, по уровню технического оснащения и условиям эксплуатации, возможностями освоения различных грузопотоков по пропускной и провозной способности на отдельных направлениях, по техническим параметрам и технико-экономическим показателям и др. [1]. Рассмотрим на примере нефти и нефтепродуктов особенности их перевозки. Стоит отметить, что трубопроводный транспорт играет важнейшую роль в развитии глобальной системы энергосбережения, а также занимает значительную долю в экспорте углеводородов [2]. В состав данного вида транспорта входят нефте-, газо- и продуктопроводы. Общая протяженность магистральных трубопроводов в России составляет более 217 тыс. км, из них: 151 тыс. км газопроводных магистралей, 46,7 тыс. км нефтепроводных, 19,3 тыс. км нефтепродуктопроводных. В структуре грузооборота трубопроводного транспорта доля газа составляет 55,4%, нефти и нефтепродуктов - 44,6% [3]. Значительная протяженность территории России и необходимость выхода на международный рынок, привело к строительству в 1960-е годы прошлого века крупнейшей системы магистральных трубопроводов в мире «Дружба», для транспортировки нефти в страны Восточной Европы. Дружба включает в себя 2 нитки – северную и южную, протяженностью 8900 км и проходящие через такие страны как Белоруссия, Польша, Германия, Украина, Чехия, Словакия, Венгрия и Хорватия, мощностью 66,5 млн т в год. Транспортировка нефти по этой трубопроводной магистрали в пределах большинства перечисленных стран затруднено из-за санкционной политики. В России крупнейшей компанией, которая располагает мощной системой нефтепроводов магистрального типа - «Транснефть». Она является естественной монополией, находящаяся в государственной собственности, которая контролируется государством [4]. В связи с этим возникает значительное количество споров, касающихся развития трубопроводного транспорта на востоке России, так как это негативно скажется на железнодорожных грузоперевозках нефти и нефтепродуктов. В настоящее время одной из приоритетных задач социально-экономического развития России является изменения направления развития на Восток и усиление экономической и геополитической роли в мире. Это зависит от успешного выхода России на рынок Тихоокеанского региона, благодаря развитому ТЭК [2].
В странах Тихоокеанского региона существуют особенности в транспортировке нефти и нефтепродуктов. Так, например, в регионе практически нет развитой трубопроводной сети магистрального типа. Прежде всего, идет речь о таких странах как: Япония, Сингапур, Таиланд, Монголия, Малайзия, Филиппины, Вьетнам, Северная Корея и др. В связи с этим здесь развиты иные виды транспорта: железнодорожный, автомобильный, речной. Для стран, которые имеют островное положение, и основная часть населения проживает в прибрежных районах, характерен морской транспорт. Наиболее перспективным направлением развития трубопроводного транспорта России является тесное экономическое взаимодействие с Китаем по вопросам развития ветки крупнейшего на востоке России трубопровода Восточная Сибирь – Тихий океан (ВСТО). Он имеет ветку трубопровода-отвода до г. Дацин (Китай), мощностью 15 млн т. Большинство трубопроводов России направлены на транспортировку сырья (сырая нефть), а протяженность продуктопроводов более чем в 2 раза меньше, чем трубопроводов. Крупнейшими продуктопроводами России являются: Туймазы-Омск-Татарск-Новосибирск; Рязань-Москва и Кириши-Москва, все они специализируются на перекачке бензина.
1. Журавлёв, Е.С. Трубопроводный транспорт России / Е.С. Журавлёв, В.Д. Арискин. – Текст: электронный // Студенческий научный форум - 2023. – URL: https://lyl.su/hno (дата обращения: 19.02.2024).
2. Проворна, И.В. Трубопроводный транспорт России в системе поставок углеводородов / И.В. Проворна. – Текст: электронный // Интерэкспо Гео-Сибирь. – URL: https://lyl.su/i5H (дата обращения: 19.02.2024).
3. 10 самых-самых трубопроводов. – Текст: электронный // Neftegaz.Ru. – URL: https://lyl.su/o7c (дата обращения: 19.02.2024).
4. Транспортная система РФ. Трубопроводный транспорт. – Текст: электрон-ный // LIVEJOURNAL. – URL: https://lyl.su/ljv (дата обращения: 19.02.2024).