КЛЮЧЕВЫЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ НА РЫНКЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Рассмотрены взаимосвязь информационных продуктов и услуг, необходимость внедрения систем менеджмента качества, отвечающих международным, государственным и отраслевым стандартам, преимущества и недостатки, связанные с этим

Ключевые слова:
информационные технологии, услуги, система менеджмента качества, бизнес-процесс
Текст
Текст (PDF): Читать Скачать

В настоящее время конкурентное преимущество на рынке в меньшей степени связано с наличием больших сырьевых ресурсов и дешевой рабочей силы. Все большее значение приобретает инновационный потенциал предприятия, наличие высокотехнологичных средств производства и информационных технологий (ИТ).

Рассматривая ИТ как взаимосвязь информационного продукта и услуги, как показано в таблице 1, можно заметить, что отсутствие информационной услуги не позволяет «конечному потребителю» использовать все возможности информационного продукта. Это побуждает ИТ-компании постоянно совершенствовать не только качество разрабатываемого информационного продукта, но и услуг, связанных с его внедрением и сопровождением.

Таблица 1

Взаимосвязь информационных продукта и услуги

Информационный продукт

Информационная услуга

Вычислительная техника

Техническое/сервисное обслуживание и ремонт

Офисное оборудование

Внедрение и сопровождение ПО

Коммуникационное оборудование

Услуги связи

Программное обеспечение

Обучение, консультации, внедрение и сопровождение ПО

Базы данных

Услуги по обработки и предоставлению данных

 

Для решения этих задач большинство современных ИТ-компаний применяют системы менеджмента качества (СМК), базирующиеся на стандартах качества, а также произвольных (собственных) методиках.

Иерархия систем качества представлена на рисунке 1.

Рисунок 1 – Иерархия систем качества, используемых на ИТ-рынке

 

Результатом внедрения и сертификации СМК является совершенствование бизнеса за счет повышения эффективности его управления, однако компания может столкнуться и с некоторыми сложностями в процессе внедрения СМК (см. таблицу 2). Достижение оптимального баланса – основная задача внедрения СМК. Не стоит также игнорировать в процессе внедрения СМК внешние факторы, которые на прямую или косвенно влияют на бизнес-процессы компании.

Таблица 2

Преимущества и недостатки, связанные с внедрением СМК

Проблемы/сложности

Преимущества

Дополнительная нагрузка сотрудников по разработке и поддержанию СМК

Упорядочивание (систематизация) бизнес-процессов (работ)

Снижение производственных издержек и простоев

Финансовые (например, недополученная прибыль в процессе внедрения СМК)

Снижение уровня рекламаций

Повышение лояльности клиентов

Сложности реинжиниринга процессов и реорганизации управления

Сохранение конкурентоспособности за счет гарантированного уровня услуг

Повышение статуса/рейтинга компании (наличие сертификата соответствия)

Увеличение капитализации бизнеса

Конечно, сертификация подтверждает высокий уровень менеджмента компании, но она не является точкой максимума для качества информационных продуктов и услуг. Для успешного существования компании на ИТ-рынке необходимо постоянное совершенствование.

Список литературы

1. ГОСТ Р ИСО/МЭК 25010–2015. Информационные технологии. Системная и программная инженерия. Требования и оценка качества систем и программного обеспечения (SQuaRE). Модели качества систем и программных продуктов.

Войти или Создать
* Забыли пароль?