ОСОБЕНННОСТИ РАЗРАБОТКИ СЦЕНАРИЕВ ДЛЯ АВТОМАТИЧЕСКОЙ ОБУЧАЮЩЕЙ СИСТЕМЫ КОМПЬЮТЕРНОГО ТРЕНАЖЕРА
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Рассматриваются особенности, которые необходимо учитывать при разработке сценариев автоматической обучающей системы компьютерного тренажера

Ключевые слова:
компьютерный тренажер, обучающий сценарий, действия оператора, автоматическая обучаю-щая система
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать

Автоматическая обучающая система (АОС) компьютерного тренажера представляет собой проверенный временем эффективный инструмент компьютерного тренинга операторов технологических установок, который позволяет эффективно осуществлять обучение оперативного персонала в интерактивном автоматическом режиме, без привлечения дополнительных лиц в качестве инструкторов производственного обучения [1].

В основе АОС лежит набор упражнений, который формируется разработчиком тренажера в результате анализа технологического регламента установки, технологических инструкций по эксплуатации отдельных узлов, плана мероприятий по ликвидации последствий аварий (ПМЛА) и др. Обучаемому перед работой на тренажере необходимо выбрать из меню интересующее его упражнение и перейти к его реализации. Примерное меню выбора упражнения для работы с АОС представлено на рисунке 1.

 

Рисунок 1 – Меню выбора упражнения для работы с АОС

Каждый пункт данного меню представляет собой проигрывание автоматического сценария, в котором обучаемому будет предложено решить поставленную задачу с использованием виртуального инструктора (режим «с подсказками») или в экзаменационном режиме (режим «без подсказок»).

Решение различных технологических задач (штатных и нештатных) включает в себя совокупность трех основных видов деятельности оператора:

  1. Действия, не связанные с вмешательством в технологический процесс, например, вызов дежурного слесаря КИП, оповещение начальника смены об аварии, применение средств индивидуальной защиты и пр.
  2. Действия, предусматривающие управление процессом при помощи существующей распределенной системы управления (РСУ), например, управление регулирующими и отсечными клапанами, дистанционное отключение насосов и пр.
  3. Действия, предусматривающие управление ручной запорной арматурой. При этом оператор должен переключиться на тренажере в режим «управление в поле».

При разработке сценария АОС, который в дальнейшем будет реализован в программной среде тренажера, важно определить:

- чекпоинты – отдельные действия из общего описания решения поставленной задачи, которые должен преодолевать обучаемый, накапливая бонусные баллы для расчета рейтинга выполнения задачи;

- последовательность выполнения чекпоинтов (некоторые действия должны выполняться в строгой последовательности друг за другом, а некоторые подразумевают групповое выполнение без анализа их очередности);

- тип выполняемого чекпоинта (действия без вмешательства в процесс, действия на РСУ, действия в «поле»);

- максимально отводимое время на прохождение чекпоинта, после окончания которого обучаемому начисляется штраф за несвоевременное прохождение;

- штрафные баллы, которые начисляются обучаемому за несанкционированные действия, не предусмотренные нормативными документами (например, открытие/закрытие арматуры, не предусмотренной в данной задаче).

Процесс построения сценариев АОС для компьютерного тренажера – это комплексная задача, требующая от разработчика глубокого знания технологии процесса, ее причинно-следственных связей, структуры математической модели и особенностей ее реализации. 

Список литературы

1. Колмогоров А.Г., Шевелева Е.В. Автоматическая система оценки действий операторов технологических процессов при обучении на компьютерных тренажерах // Сб. науч. трудов АГТА. - Ангарск: Изд-во АГТА, 2015. - С. 45-50.

Войти или Создать
* Забыли пароль?