Рассмотрены основные характеристики патриотического воспитания лидерства в контексте педагогической науки. Определена связь между лидерством и патриотизмом, описаны характерные шаги в патриотическом воспитании лидерства
лидерство, патриотизм, молодежь, технология
Привлечение молодежи к активному участию в жизни своей страны – важная национальная задача. Одной из приоритетных задач образования в любом культурном обществе является воспитание патриотизма, формирующее качества профессионала и патриота у подрастающего поколения. Вопросы патриотического воспитания (ПВ) студенческой молодежи отражены в соответствующих законодательных и нормативно-правовых актах Республики Таджикистан. Закон Республики Таджикистан «О патриотическом воспитании граждан» содержит важнейшие положения, касающиеся воспитания граждан в духе добросовестного и самоотверженного служения Родине, гордости за своих предков, почитания национальных символов и стремлений к еще более благополучному будущему страны и растущему благосостоянию народа [1].
Патриотизм можно рассматривать как основу и направление созидательной деятельности, которая включает в себя верность традициям и культуре своего народа, действия, способствующие экономическому и культурному процветанию Родины, благодаря личному вкладу каждого человека [2]. ПВ – это воспитание критически мыслящей и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей своего народа, национальных и культурных традиций.
Молодому человеку необходимо быть готовым к любым трудностям, научиться преодолевать их, быть способным принимать решения и действовать, т.е. проявлять лидерские качества. Продуктивная деятельность личности в современном обществе определяется не только лидерской компетентностью, но и патриотической направленностью, которые являются неотъемлемыми слагаемыми воспитания. Лидером-патриотом может стать тот, кто усвоил компетенции, необходимые для личной самореализации и выполнения гражданских и профессиональных обязанностей [3]. С подготовкой будущих лидеров связываются надежды на прогрессивное развитие общества и обеспечение устойчивой национальной безопасности. Вся жизнедеятельность человека проходит в общественном контексте, он проживает и функционирует в составе разных групп и переживает воздействие неформальных и формальных лидеров, обладающих различными индивидуальными свойствами и социальным положением (главный в семье, педагог, тренер, главарь криминальной группы и т.д.). В настоящий период существует масса подходов к установлению природы лидерства, разных определений терминов «лидерство», «лидер», «лидерские качества». В социологии лидерство это положение отдельной персоны, основанное на способности принимать решения и оказывать влияние, и процессы планирования, координации и контроля в некоторой деятельности [4]. В психологии лидерство – умение воздействовать на людей, воодушевить их на то, чтобы они стремились добиться необходимых целей [5]. ПВ молодежи должно органически сочетаться с формированием лидерских качеств. Это необходимо для того, чтобы молодые люди во взрослой жизни могли активно участвовать в социально-экономической и социально-политической жизни. Технология ПВ лидерства представляет собой следующие взаимосвязанные модули: первый – мотивационный, определяющий мотивацию молодежи на восприятие соответствующей информации; второй – проектный, предполагающий разработку отдельных патриотических включений в общую структуру преподавания дисциплин, связанных с обучением лидерству; третий – аналитический, базирующийся на рефлексии интеграции патриотических элементов в лидерские компетенции.
1. Закон Республики Таджикистан «О патриотическом воспитании граждан» от 24 декабря 2022 года № 1920 [Электронный ресурс] URL: https://base.spinform.ru/show_doc.fwx?rgn=146712 (дата обращения 7.03.2024)
2. Вырщиков А.Н., Кусмарцев М.Б. Патриотическое воспитание молодёжи в современном российском обществе. Монография. – Волгоград: НП ИПД «Авторское перо», 2006. 172 с.
3. Резников М.А. Роль патриотического воспитания в формировании лидерских черт российской молодежи / М.А. Резников. – Текст : непосредственный // Теория и практика современной науки. № 7 (73), 2021, С. 111-115. Библиогр.: с. 115 (20 назв.).
4. Джери Д.; Джери Дж. Большой толковый социологический словарь в 2 томах. Издательство: М.: АСТ, 2001, 1100с.21 см. – Библиогр.: с. 1097–1100. – 1000 экз. — ISBN 978-5-9973-4489-4. – Текст : непосредственный.
5. Алифанов С.А. Основные направления анализа лидерства // Вопросы психологии. 1991. - № 3. - С. 90-98.