Рекомендовано расширение аналитических возможностей доступной учетной информации Ресурса БФО – введены дополнительные индикаторы, характеризующие прибыльность и эффективность управления малым бизнесом, в результате усовершенствована методология рейтинговой оценки анализа конкурентоспособности
ресурс БФО, учетная информация, индикаторы, конкурентоспособность, малый бизнес
Проблема, на решение которой направлено данное исследование, – это необходимость повышения коэффициента полезного использования мощной информационной базы, формируемой в учетной среде бизнеса – Ресурса БФО. Актуальность определяется заинтересованностью внешних пользователей в получении ключевых аналитических показателей конкурентоспособности из этой среды для принятия управленческих решений. Цель исследования – расширение аналитических возможностей информационной базы портала для принятия управленческих решений в бизнесе. Задачи исследования: выявить резервы использования информационной базы сайта; разработать и апробировать дополнительные индикаторы конкурентоспособности на материалах сайта. Объект исследования – портал «Ресурс БФО», предмет исследования – процесс формирования информации, необходимой в расчете индикаторов конкурентоспособности для субъектов малого бизнеса (МБ). В качестве информационной базы исследования нами выбран гостиничный бизнес в Иркутской области. На сайте VTESTFIRM.ru по виду деятельности: 55.10 «Деятельность гостиниц и прочих мест для временного проживания» нами сформирована база «Рейтинг организаций Иркутской области по выручке» (50 организаций). В информационных источниках, как правило, представляется рейтинг субъектов хозяйствования по выручке и отражается величина активов. Выручка характеризует величину хозяйственного оборота, но не его эффективность. Далее, опираясь на Ресурс БФО, по каждому субъекту МБ из формы отчетности «Сокращенный отчет о финансовых результатах» рейтинг дополнен нами показателем «Чистая прибыль». Это позволило нам дополнить расчет такими индикаторами конкурентоспособности, как: рентабельность активов, характеризующих прибыльность и рентабельность продаж по чистой прибыли, характеризующих эффективность управления бизнесом и по ним расширить виды рейтинга [1]. Апробация проведена на базе первых девяти организаций МБ, и результаты ее представлены в таблице.
Таблица
Формирование рейтинговой оценки субъектов МБ в гостиничном бизнесе
по г. Иркутску Иркутской области за 2022 г.
Организация |
Выручка, млн. руб. |
Рейтинг по выручке |
Активы, млн. руб. |
Чистая прибыль, тыс. руб. |
Rа, % |
Рейтинг по Rа |
Rп, % |
Рейтинг по Rп |
ООО «Отель История» |
157 |
1 |
36,2 |
1 951 |
5,39 |
7 |
1,24 |
9 |
ООО «Седьмой этаж» |
108 |
2 |
75,2 |
12 338 |
16,41 |
5 |
11,42 |
5 |
ООО «Порт Ольхон» |
96,5 |
3 |
92,2 |
5 466 |
5,93 |
6 |
5,66 |
6 |
ООО «Гостиничный комплекс «УСТЬ-ИЛИМ» |
94,2 |
4 |
15,9 |
16 398 |
103,13 |
1 |
17,41 |
2 |
ООО «Кемпинг-отель «Елочка» |
89,7 |
5 |
138 |
4 929 |
3,57 |
8 |
5,49 |
7 |
ООО «ЗВЕЗДА БАЙКАЛА» |
79,4 |
6 |
17,9 |
13 464 |
75,22 |
2 |
16,96 |
3 |
ООО «Гостиница Байкал - Северное море» |
74,6 |
7 |
171 |
1 041 |
0,61 |
9 |
1,40 |
8 |
ООО «Престиж» |
55,2 |
8 |
35 |
16 611 |
47,46 |
3 |
30,09 |
1 |
ООО «Анастасия» |
49,9 |
9 |
18,4 |
7 318 |
39,77 |
4 |
14,67 |
4 |
Как видим, введение дополнительных индикаторов значительно повышает эффективность использования информационной базы Ресурса БФО для анализа конкурентоспособности и принятия управленческих решений. Например, ООО «Отель История» занимающее первое место в рейтинге по выручке, по показателю «Рентабельность продаж» занимает только 9 место, что подчеркивает необходимость дальнейшего углубления анализа, возможно факторного.
По результатам исследования рекомендовано расширение аналитических возможностей доступной учетной информации Ресурса БФО – введены дополнительные индикаторы, характеризующие прибыльность и эффективность управления малым бизнесом, в результате усовершенствована методология рейтинговой оценки анализа конкурентоспособности.
1. Орлова П.И. Бизнес-планирование / П.И. Орлова. – М.: Дашков К0, 2015. – 288 с.; 21 см. Библиогр.: с. 282-285. – 1000 экз. – ISBN 978-5-394-02432-0. – Текст: непосредственный.