Рассматриваются проблемы восприятия студентами вузов таких структур пентабазиса, как «государство» и «страна». Подчеркивается необходимость более четкого разграничения цен-ностных доминант и ценностных установок по каждой структуре, рассматривается возможность дополнения их перечня с целью более точного понимания обучающимися наполнения структур пентабазиса в ходе изучения дисциплины «Основы российской государственности»
пентабазис, базовые ценности российской цивилизации, ценностные доминанты структур пента-базиса
Концепция пентабазиса, как системной модели российского мировоззрения (организации общественного бытия), появилась в 2022 году в результате исследования эмоционально-образного видения базовых факторов и структур, влияющих на текущее состояние мировоззрения российского общества. В итоге пентабазис в нынешнем понимании представляет собой базовую структуру, включающую в себя пять взаимосвязанных «опорных» элементов: «человек – семья – общество – государство – страна», через которую обретается идентичность человека, соотносящего себя с каждым из этих элементов. Изучение концепции предусмотрено в ходе изучения дисциплины «Основы российской государственности» студентами первого курса всех вузов страны.
В первый год преподавания данной темы в рамках указанной дисциплины был выявлен большой интерес молодежной аудитории к предложенному видению модели мировоззренческого пентабазиса. Авторами и участниками эксперимента по изучению концепции пентабазиса были определены ценностные доминанты, имеющие весомое значение для выявленных структур организации общественного бытия. Такими доминантами являются «патриотизм» (для уровня страны), «доверие к общественным институтам» (для уровня государства), «согласие» (для уровня общества), «традиции» (для уровня семьи), «созидание» (для уровня человека) [1]. В ходе обсуждения материала по данной теме студентам Ангарского государственного технического университета было дано творческое задание для осмысления наполнения каждой ценностной доминанты в разрезе структур пентабазиса, после проверки которого было выявлено, что такие структуры, как «государство» и «страна» воспринимаются большинством обучающихся как синонимы. Следовательно, был сделан вывод о необходимости закрепления на семинарских занятиях по данной теме более четкого разграничения ценностных установок и доминант по рассматриваемым элементам. Предлагаем для рассмотрения и обсуждения с обучающимися следующее наполнение данных структур пентабазиса (таблица 1)
Таблица 1
Ценностные доминанты и ценностные установки таких структур пентабазиса, как «государство» и «страна»
Страна |
Государство |
Ценностные доминанты |
|
Патриотизм. Гражданственность. Единство народов России. Историческая память и преемственность поколений. |
Доверие к общественным институтам. Суверенитет. Единство целей власти и общества. Активное участие в выборах. |
Ценностные установки |
|
Идентифицировать себя со страной. Гордиться страной. Принимать пути развития и защищать независимость своей страны. Видеть будущее своих детей в стране. |
Признание компетентности, открытости и эффективности власти. Доверие к избирательной системе. Понимать единство целей человека, общества и власти. |
Таким образом, учитывая возникший пробел у обучающихся в понимании наполнения ряда элементов пентабазиса и значимости изучения данной концепции для укрепления российской государственности, считаем возможным дополнить перечень ценностных доминант и установок системной модели российского мировоззрения и более качественно их проработать на семинарских занятиях по дисциплине «Основы российской государственности».
1. Восприятие базовых ценностей, факторов и структур социально-исторического развития России / А.Д. Харичев [и др.]. – Текст: электронный // Журнал политических исследований. – 2022. – №. 3. – С. 9-19. – URL: https://naukaru.ru/ru/nauka/article/53483/view#online (дата обращения: 20.02.2024).