студент
Россия
Английский язык предоставляет определённые возможности для формирования УУД. Современная система обучения английскому языку характеризуется тем, что в содержании обучения представлен деятельностный компонент: виды деятельности, которые включают конкретные универсальные учебные действия, обеспечивающие творческое применение знаний для решения жизненных задач, начальные умения самообразования. В статье представлены методы для формирования коммуникативных УУД
универсальные учебные действия, коммуникативная универсальные учебные действия, коммуникация, формирование
Основной проблемой общеобразовательной школы является необходимость сформировать у обучающихся совокупность «универсальных учебных действий» (УУД). УУД необходимы для того, чтобы научить обучающихся учиться.
Приоритетным направлением, обозначенным в новом образовательном стандарте, является целостное развитие личности в системе образования. Оно обеспечивается, прежде всего, через формирование УУД, имеющих приоритетное значение над узкопредметными знаниями и навыками и лежащих в основе успешности обучения. При этом знания, умения и навыки рассматриваются как производные от соответствующих видов целенаправленных действий, т.е. они формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих обучающихся.
А. Г. Асмолов указывает на 4 блока универсальных учебных действий: личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные. Рассмотрим каждый из них подробно.
Личностные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях, включая в себя: личностное, профессиональное, жизненное самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическую ориентацию.
Регулятивные действия обеспечивают учащимся организацию их учебной деятельности. К ним относятся: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, оценка, саморегуляция.
Познавательные универсальные действия включают: общеучебные, логические, самостоятельное выделение, поиск информации, структурирование знаний.
Коммуникативные универсальные учебные действия в курсе иностранного языка обеспечивают развитие основных видов речевой деятельности: аудированиие, говорение, чтение и письмо, где возможно использование различных методов, форм и приемов [4].
Коммуникация – это основная часть общения, и мы на протяжении всей жизни вовлечены в этот процесс.
Коммуникативные УУД – это совокупность действий, которые обеспечивают социализацию обучающихся, их сознательную ориентацию на позиции других людей, а также партнеров по деятельности или общению. Данные действия формируют у обучающихся умение слушать и вступать в диалог, участвовать в обсуждении проблем, адаптироваться в группе сверстников, строить взаимодействие и сотрудничество со взрослыми людьми [3, с. 115-146].
ФГОС представляет содержание и структуру коммуникативных УУД следующими основными аспектами коммуникативной деятельности:
1. Коммуникация как взаимодействие. Данный вид деятельности направлен на учёт позиции собеседника.
2. Коммуникация как сотрудничество. То есть умение согласовать усилия для достижения совместной цели.
3. Коммуникация как коммуникативно-речевые действия. То есть способность передавать информацию другим людям [1].
Основными компонентами коммуникативных УУД являются:
- информационно-коммуникативный (обмен информацией);
- интерактивный (обмен действиями);
- перцептивный (взаимопонимание).
К основным видами коммуникативных УУД относятся: проектирование учебного взаимодействия с учителем и одноклассниками; поиск и сбор информации; разрешение конфликтов; способность точно и правильно формулировать свои идеи; владение монологической и диалогической формами речи [2, с. 4].
На уроках английского языка обучающиеся учатся:
- вести диалоги этикетного характера в типичных ситуациях бытового, учебно-трудового и межкультурного общения;
- поддерживать беседу, задавая вопросы и переспрашивая;
- овладевают различными коммуникативными типами речи: описание, сообщение, рассказ, характеристика;
- воспринимать на слух и понимать речь учителя в процессе общения на уроке, вербально и невербально реагировать на услышанное;
- писать по образцу краткое письмо зарубежному другу, сообщать краткие сведения о себе, запрашивать аналогичную информацию о нём.
Следующие методы служат примером для формирования коммуникативных УУД: аудирование:
1. Послушайте аудиозапись и ответьте на вопросы:
- Прослушайте диалог и ответьте на вопросы (Вербицкая М. 9 класс тема «Join the Club»);
2. Послушайте аудиозапись, в которой разные люди высказывают свое мнение о внешности и моде. Сопоставьте говорящих с их утверждениями (Вербицкая М. 9 класс тема «Keeping up-to-date»).
3. Прослушайте текст и в парах составьте диалог по содержанию текста используя речевые клише.
Рассмотрим методы, формы и приемы для формирования коммуникативных УУД, говорение:
Различные виды диалогов:
-диалог-расспрос,
- диалог-побуждение;
- диалог-этикет
Пример диалога:
• разыграйте ситуацию. Студент 1: вы – сестра Фары Китин. Вы встретили папу девочки, которую сбили. Объясните, как все произошло, и как вы сожалеете в случившемся. Объясните, что наказание вашей сестры справедливо. Студент 2: вы – папа Мейри. Вы встречаете сестру Фра Китин. Спросите, как произошла авария, и почему водитель не остановился, чтобы помочь. Объясните, почему вы считаете, что наказание не справедливо (Вербицкая М. 9 класс тема «An eye for an eye»).
Также для формирования коммуникативных УУД возможно использование: проблемной дискуссии. Дискуссии на основе обмена мнениями в таких формах как:
- круглые столы
- дебаты
- конференции
Примером могут служить:
Дискуссия по теме: «Человек и природа», «Идти в ногу со временем», «Страны изучаемого языка».
Проблемная дискуссия всегда имеет целевое назначение, а именно вовлечение обучающихся в поиск истины, стимулирование собственных открытий, собственных суждений.
Следует отметить, что для формирования коммуникативных УУД можно использовать различные виды коммуникативно-направленных упражнений:
- респонсивные упражнения;
- ситуативные упражнения;
- дискутивные упражнения;
- композиционные упражнения;
- инициативные упражнения;
Следующие упражнения способствуют эффективному формированию коммуникативных УУД, а именно в чтении:
• Прочитайте вслух небольшой текст, построенный на изученном языковом материале, соблюдая правила произношения и соответствующую интонацию;
• Прочитайте про себя и передайте содержание небольшого текста, построенного в основном на изученном языковом материале.
Развивать навыки говорения необходимо посредством ролевых игр, дискуссий, проектной деятельности и инсценировки различных ситуаций, эти методы предполагают обучение общению через общение.
1. Субботина, Н. А. Приёмы развития творческих способностей первоклассников как средство начального формирования их коммуникативной компетентности // Пермский педагогический журнал. 2014 №5. – Текст: электронный. – URL: http: // cyberleninka. ru/article / n/priyomy-razvitiya-tvorcheskih-sposobnostey -pervoklassnikov-kak-sredstvo-nachalnogo-formirovaniya-ih-kommunikativnoy- kompetentnosti (дата обращения: 15.04.2024).
2. Локтионова, И. Ю. Развитие коммуникативной среды в образовательном учреждении/И.Ю. Локтионова // Начальная школа. – 2010. – № 12. – С. 4-9.
3. Гутник, И. Ю. Гуманитарные технологии педагогической диагностики в междисциплинарном контексте / И. Ю. Гутник. – СПб.: Книжный Дом, 2008. – 248 c.
4. Асмолов, А. Г. Психология личности: культурно-историческое пони-мание развития человека / А.Г. Асмолов. – М.: Академия, 2007. – 234 с.