Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье рассматриваются причины низкой продуктивности чтения, разработан план и упражнения, направленные на улучшение результатов

Ключевые слова:
продуктивность, чтение, память, внимание, регрессия, техника чтения
Текст
Текст (PDF): Читать Скачать

Основной целью изучения иностранного языка в неязыковом вузе является научить студента чтению литературы на иностранном языке, соответствующей его будущей профессии. Понятие «чтение» включает в себя не только технику чтения, а чтение как процесс понимания и усвоение нужной информации. Процесс чтения – это процесс извлечения информации, и не следует забывать о том, что получаемая студентами информация должна быть интересной и связана с их специальностью. Тематика текстов из учебников и журналов должна соответствовать будущей специальности обучаемого. По справедливому замечанию Б.В. Беляева «нельзя ни усвоить слово, ни владеть им, если это слово не ассоциируется с выраженным им понятием» [1]. Как всякая другая умственная или физическая работа, процесс чтения должен обладать определенной «продуктивностью».

Под продуктивностью чтения мы понимаем количество материала, прочитанного за единицу времени с хорошим усвоением информации читаемого текста.

Количественным показателем продуктивности чтения является его скорость, качественным – процент усвоения информации. Из количественного и качественного показателей мы можем вывести общий коэффициент продуктивности чтения.

Прежде чем приступить к обучению чтению повышенной продуктивности, необходимо проверить уже имеющуюся продуктивность чтения и выявить факторы, ее замедляющие.

После анализа полученных данных все испытуемые по скорости были разделены на три группы: с высокой скоростью чтения, со средней и низкой [2].

В полученных данных преобладали студенты со средней и низкой скоростью чтения. Читая с такой скоростью, студент сможет извлечь за определенный промежуток времени меньшее количество информации.

Как показал проведенный анализ, причинами медленной скорости могут являться:

- необработанность техники чтения и связанное с этим значительное проговаривание, когда, не зная, как произносить правильно какой-либо звук или целое слово, студент пытается воспроизвести его «вслух»;

- большое количество фиксаций в строке (фиксируется почти каждое слово);

- регрессия, когда студенты, забыв или не зная какое-либо слово (в текстах по специальности это чаще всего термины или грамматическое явление), возвращаются к прочитанному тексту, стараясь его понять. Испытуемые, читающие с более высокой скоростью, от 90 до 100 слов в минуту, не делали ни одной регрессии. Студенты, читающие со средней скоростью, сделали в среднем около 8 регрессий, и студенты, читающие с низкой скоростью, сделали более 10 регрессий.

- недостаточная культура чтения вообще (плохое внимание, память).

Продуктивность чтения, как указывалось выше, связана не только со скоростью чтения, но с процентом усвоения информации, эти две характеристики связаны между собой. Как известно, с увеличением скорости чтения часто улучшается и качество усвоения информации, что ведет к повышению продуктивности чтения. При изменении скорости чтения от 48 до 102 слов в минуту усвоение информации увеличивалось от 40 до 69 %.

Исходя из всех данных, был разработан план обучения чтению повышенной продуктивности. Этот план координирован с программой и входит в учебные планы работы с группой по иностранному языку. Он состоит из упражнений:

- обучение технике чтения (сюда относится и бучение подавлению вокализации и внутреннего проговаривания);

- сокращение фиксаций в строке;

- обучение алгоритму грамматического анализа английского предложения;

- развитие внимания и памяти.

Список литературы

1. Беляев, Б.В. Очерки по психологии обучения иностранным языкам [Текст]: Пособие для преподавателей и студентов. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва: Просвещение, 1965. – 227 с.

2. Клычникова, З.И. Психологические особенности обучения чтению на иностранном языке. Пособие для учителя / З. И. Клычникова. – 2-е изд., испр. – Москва: Просвещение, 1983. – 207 с.

Войти или Создать
* Забыли пароль?