КАЧЕСТВЕННЫЕ И КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ОЦЕНКЕ ПОТЕНЦИАЛА РАЗВИТИЯ «ЭКОНОМИКИ ВПЕЧАТЛЕНИЙ» В РЕГИОНЕ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье рассматриваются подходы к оценке темпов и перспектив развития, сложившегося в Иркутской области туристического кластера как элемента «экономики впечатлений»

Ключевые слова:
«экономика впечатлений», конкурентное преимущество, качественные и количественные индикаторы, туристический кластер
Текст
Текст (PDF): Читать Скачать

Новое явление экономической жизни, называемое «экономикой впечатлений [1] подразумевает, на наш взгляд, не только новые товары и услуги с «высоким содержанием» впечатлений, эмоциональных реакций, чувственных образов, но и обновление социального поведения людей, например, отношения к творчеству, к использованию свободного времени, организации досуга и т.п. Новый социально-экономический тренд, основанный на объединении экономики с культурной средой, саморазвитием и искусством, требует разработки качественных и количественных методов его оценивания.

Как правило, в исследованиях на тему развития «экономики впечатлений» даются достаточно расплывчатые трактовки этого понятия, из которых не ясно, какие отрасли экономики следует относить к «экономике впечатлений» и, тем более, как количественно измерить долю товаров и услуг, создаваемых в этом «секторе». Если взять за критерии отнесения предлагаемые в литературе четыре области реализации впечатлений, являющиеся частью продуктов культуры, такие как: развлечение (например, посещение театра), обучение (например, посещение мастер-класса), уход от реальности (например, компьютерные игры) и эстетика (например, посещение картинной галереи), то представление об отраслях и кластерах, включаемых в «экономику впечатлений» несколько проясняется. Однако, внутри самих перечисленных отраслей и кластеров также создается весьма разнородная продукция или услуги: одни могут быть простыми и материальными, а другие удовлетворяющими духовные и культурные запросы людей. В свете сказанного отметим, что учитываемых статистикой универсальных и обобщенных критериев отнесения к «экономике впечатлений» не существует, однако можно использовать, на наш взгляд, частные индикаторы динамики и потенциала развития такой экономики, примерный перечень которых может быть следующим:

- количество и стоимостная оценка посещений какого-либо культурного объекта (музея, выставки);

- количество просмотров контента культурного содержания;

- численность аудитории целевых групп в мессенджерах и социальных сетях, связанных развлечением, досугом, туризмом, отдыхом;

- качественная оценка впечатлений посетителей (покупателей), на основе опросных методов (анкетирование);

- условная оценка, используемая на базе определения суммы, эквивалентной ценности впечатлений, которую готов заплатить потребитель.

В свете сказанного интерес представляет задача оценки темпов и перспектив развития, сложившегося в Иркутской области туристического кластера как элемента «экономики впечатлений». Качественная его оценка это как минимум перечисление весомых природных конкурентных преимуществ «экономики впечатлений»: уникальный природный объект – озеро Байкал – объект всемирного природного наследия; остров Ольхон – заповедник разнообразных ландшафтов и уникальных растений; город Иркутск имеет 1300 объектов архитектурно-историко-культурного наследия; в регионе представлено около 20% горно-туристских мест России и 7% российских заповедников и национальных парков, представлено также уникальное инженерное сооружение – Кругобайкальская железная дорога. Кроме того, можно проводить анализ структуры туристического кластера, изучать возникающие и затухающе виды туризма, трансформацию старых туристических пространств в новые туристические кластеры. Для количественной оценки развития туристического кластера как элемента «экономики впечатлений» представляется возможным использовать, например, численность аудитории целевых групп в мессенджерах, самые массовые из которых очень быстро растут и агрегируют на сегодняшний день все больше пользователей.

Список литературы

1. Зарубина Ю.В. Культурное пространство Иркутской области как ресурс «экономики впечатлений» / Ю.В. Зарубина. – Текст: непосредственный // Современные технологии и научно-технический прогресс: сб. тезисов Между-народной научно-технической конференции имени профессора В.Я. Баденикова. Ангарск: Изд-во АнГТУ, 2020. – Т. 1. № 7. – С. 316-317.

Войти или Создать
* Забыли пароль?