ОСОБЕННОСТИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Рассматривается понятие духовно-нравственного воспитания, основные нормативно-правовые документы, регулирующие данный процесс в РФ, а также его важность в формировании личности обучающихся высших учебных заведений. Представлен перечень мероприятий, позволяющий реализовать комплексный подход к духовно-нравственному воспитанию студенческой молодежи ВУЗа

Ключевые слова:
студенты, духовно-нравственное воспитание, традиции, традиционные ценности, культура, высшее учебное заведение
Текст
Текст (PDF): Читать Скачать

Одной из важнейших государственных задач, стоящих перед современным российским обществом, является решение проблемы духовно-нравственного воспитания студенческой молодежи, в связи с тем, что становление профессиональной личности происходит в очень сложных условиях ломки старых ценностей и формирования новых. Духовно-нравственное воспитание студенческой молодежи – это педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающимися базовых национальных ценностей, освоение системы общечеловеческих ценностей, а также культурных, духовных и нравственных ценностей многонационального народа Российской Федерации [1].

Особую роль в духовно-нравственном воспитании обучающихся занимает процесс формирования традиционных ценностей, под которыми понимаются нравственные ориентиры, передающиеся от поколения к поколению и составляющие основу гражданской идентичности. Угрозу традиционным ценностям представляет деятельность экстремистских и террористических организаций, «отдельных средств массовой информации и коммуникации», недружественных иностранных государств, а также деятельность «некоторых организаций и лиц» на территории России [2].

Основу нормативно-правовых документов, регулирующих процесс воспитательной деятельности в области духовно-нравственного воспитания составляют: Конституция РФ; ФЗ от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в РФ» (с изм. и доп.); распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р «Об утверждении стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»; распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р «Об утверждении стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»; Указ Президента Российской Федерации от 9 ноября 2022 года №809 «Об утверждении основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей».

Важное место в формировании духовно-нравственных ценностей в высших учебных заведениях занимает внедрение в учебный процесс такой дисциплины, как «История религий России», которая позволит сформировать у будущих молодых специалистов знания, умения и навыки, необходимые для понимания современного состояния и развития традиций страны, культурных ценностей и правовых характеристик. Комплексный поход к реализации духовно-нравственного воспитания студенческой молодежи при осуществлении как учебной, так и внеучебной деятельности может быть обусловлен организацией и проведением следующих мероприятий:

  • лекционных и практических занятий по дисциплинам гуманитарного профиля, направленных на формирование представления о многообразии и взаимосвязи культур, позитивного отношения к другой культуре и традициям, повышения уровня духовно-нравственных качеств личности («История религий России», «Культурология», «Социология» и др.);
  • добровольческая деятельность в рамках университета, а также участие в волонтерский движениях и организациях на различных уровнях власти;
  • проведение кураторских часов в форме круглых столов и дискуссионных площадок с обсуждением вопросов духовно-нравственного воспитания;
  • тематические праздники, реализуемые в различных формах (комильфо-вечер (вечер хороших манер), вечер за самоваром (фольклорная тематика), карнавал, ярмарка-творческих идей и др.);
  • студенческие викторины и конкурсы (квест-игра, брейн-ринг, аукцион знаний и др.);
  • выездные и виртуальные экскурсии (историко-библиографические, религиозные экскурсии в храмы и монастыри и др.);
  • посещение театров, музеев, выставок, библиотек.
Список литературы

1. Хугаева Ф.В. Современные формы духовно-нравственного воспитания студентов в поликультурной среде вуза / Ф.В. Хугаева. – Текст: электронный // Балтийский гуманитарный журнал. – 2019. – № 1(26). – С. 308-312. – URL: https://cyberleninka.ru/article (дата обращения: 25.02.2025).

2. Российская Федерация. Законы. Указ Президента РФ от 9 ноября 2022 года №809 «Об утверждении основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей: текст с изменениями и дополнениями на 1 февраля 2025 г. – Текст: электронный. – URL: https://www.garant.ru/ (дата обращения: 25.02.2025).

Войти или Создать
* Забыли пароль?