Ангарск, Россия
В статье рассматривается формирование и измерение координационной характеристики различения собственных усилий у волейболистов в ходе тренировочного процесса. Для совершенствования выполнения игровых технических приемов в волейболе требуются навыки, позволяющие точно дифференцировать по интенсивности и времени мышечные усилия, объективно оценивать собственные параметры двигательных актов
волейбол, психомоторика, координация, мышечные усилия, чувствительность движений
Изучение в дифференцированном виде отдельных координационных характеристик психомоторного основания «по усилию» и способностей волейболистов к различению, оцениванию и управлению силовыми параметрами в технических движениях подтверждается исследователями как ключевая точка в координации [3, 5]. В исполнении технических приемов необходимо определять основные значения, которые характеризуют результативность движения. Такие ключевые точки позволяют сосредоточить внимание тренера на особо значимых элементах и акцентировать внимание волейболистов при их обучении, реализовать различительную чувствительность движения (РЧУ) [1, 4].
В перечисленных интерпретациях исследователями [2] установлены следующие закономерности:
- точность и качество распределения усилий улучшаются в процессе целенаправленного развития;
- между абсолютными усилиями и точностью мышечных напряжений существует прямая зависимость;
- развитие РЧУ у игровых амплуа имеют свою специфику;
- уровень развития РЧУ зависит от самоконтроля и концентрации в момент выполнения игровых технических элементов.
Цель исследования заключалась в определении значимости и установлении путей и методов развития РЧУ у волейболистов, позволяющих совершенствовать тактико-техническую подготовку, формировать необходимые способности и игровое мастерство.
Эксперимент проводился среди воспитанников спортивной школы «Ангара» г. Ангарска в возрастной категории 12-16 лет с августа 2022 по август 2023 года. В экспериментальном процессе приняли участие 63 юных волейболиста по собственному желанию и с письменного согласия родителей. В контрольную группу (КГ) вошли 34, а в экспериментальную группу (ЭГ) – 29 спортсменов.
С применением кистевого динамометра и дифференцированного метода оценки РЧУ, нами были получены результаты вводного и заключительного тестирования в эксперименте (таблица 1).
Таблица 1
Результаты вводного и заключительного тестирования РЧУ
|
Результаты измерения |
||
КГ; Me (25; 75) |
ЭГ; Me (25; 75) |
P |
|
начало |
73,81 ( 68,5 ; 76,7 ) |
75,263 ( 70,2 ; 78,3 ) |
(P>0,05) |
конец |
73,57 (69,3 ; 77,5) |
94,832 ( 85,1 ; 97,6 ) |
(P<0,05) |
P |
(P>0,05) |
(P<0,05) |
|
На начало эксперимента значимых различий между группами не выявлено. При его завершении обнаружены значимые изменения в ЭГ по отношению к КГ, а также по сравнению с исходными данными (Р<0,05). В результате применения метода оценки можно утверждать о его информативности.
Таким образом, экспериментально подтверждена информативность и эффективность метода, определены модельные характеристики в выполнении игровых приемов. Исследование координационной характеристики РЧУ подтвердило ее значимость для специализации.
1. Ильин, Е. П. Психомоторная организация человека: учебник для ву-зов / Е. П. Ильин. – СПб.: Питер, 2003. – 384 с.
2. Марков, К. К., Кудрявцев, М. Д., Николаева, О. О. Проблемы оценки и формирования психомоторных качеств спортсменов в сложно координиро-ванных видах спорта // Международный журнал экспериментального образова-ния. – 2013. – № 10-1. – С. 121-125.
3. Ржанов, А. А. Методика оптимизации двигательных способностей в спортивной тренировке / А. А. Ржанов, О. А. Шишлянникова, Е. Н. Матросова, Н. В. Сметанина-Крушевски // Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта. – 2020. – № 8 (186) с. 247-252.
4. Сурков, Е. Н. Психомоторика спортсмена. – М.: ФиС, 1984. – 125 с.
5. Carroll, F. J. The influence of resistance Training on manual coor-dination / F. J. Carroll, B. Barry, S. Rick, R. G. Carson // SocNeurosci. Abster., Vol. 26. Part 1,2000. – P. 464.