PLAN FOR LOCALIZATION AND ELIMINATION OF EMERGENCY SITUATIONS OF NATURAL AND MAN-MADE NATURE
Abstract and keywords
Abstract (English):
The article describes the issues of planning measures for localization and elimination of emergency situations of natural and man-made nature, provides general provisions and the content of the plan for localization of emergency situations and accidents

Keywords:
events, localization, planning, liquidation, emergency, man-made and natural character
Text
Text (PDF): Read Download

Занимаясь разработкой планов локализации и ликвидации, необходимо активно планировать шаги, которые следует предпринять для предотвращения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Нормативный документ, регулирующий этот процесс, направлен на обеспечение безопасности на опасных объектах, где возможны аварии с выбросами токсичных и взрывоопасных веществ, пожарами и разрушениями, угрожающими как зданиям и оборудованию, так и жизням людей.

Для всех министерств, ведомств, предприятий, организаций, физических и юридических лиц обязательны требования нормативного акта, определяющего порядок разработки и утверждения планов локализации аварийных ситуаций и аварий, их содержание, формы и пересмотр. Применение этих требований обязательно независимо от отраслевой принадлежности и формы собственности.

Безопасность – это не пустые слова, а фундамент стабильной работы любого производства. Неожиданные происшествия, такие как выбросы опасных веществ, возгорания или взрывы, способны привести к трагедии, повлекшей за собой серьезные потери для людей, их здоровья и природы. Поэтому создание и принятие подробного плана локализации аварийных ситуаций и аварий (ПЛА) – это не просто выполнение требований, а жизненно важная необходимость для организаций, чья деятельность связана с потенциальными рисками [1].

Что подразумевается под аварией и какие у неё бывают стадии? Авария – это внезапное происшествие, вызванное сбоем в технологическом процессе или неисправностью оборудования, которое создает прямую угрозу для жизни и здоровья людей, а также для окружающей среды. Она может распространяться как на территории предприятия, так и за её пределами, оказывая влияние на близлежащие населенные пункты. В отличие от аварии, аварийная ситуация предполагает нарушение безопасной эксплуатации, но без достижения критической точки, способной спровоцировать масштабные разрушения.

ПЛА разделяет аварии на уровни, отражающие степень тяжести последствий:

- Уровень «А»: авария локализована в пределах одного цеха или участка предприятия. Затронутая область ограничена, и для устранения последствий достаточно внутренних сил и средств предприятия.

- Уровень «Б»: авария распространяется на все предприятие, требуя привлечения более существенных ресурсов для ликвидации и минимизации последствий.

- Уровень «В»: авария выходит за пределы предприятия, представляя угрозу для жизни и здоровья жителей близлежащих населенных пунктов и для состояния окружающей среды. В данном случае необходима координация усилий не только предприятия, но и специализированных служб, органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Разработка эффективного ПЛА – это сложный и многоэтапный процесс, требующий тщательного анализа и планирования. Ключевой этап – анализ опасности на предприятии.  Он включает:

1. Идентификацию потенциальных источников опасности: необходимо выявить все возможные сценарии аварий, даже те, которые кажутся маловероятными, но потенциально могут привести к катастрофическим последствиям. Это включает в себя оценку технологических рисков, состояния оборудования, человеческого фактора и внешних воздействий (стихийные бедствия, диверсии).

2. Оценку вероятности и последствий аварий: для каждого сценария необходимо определить вероятность его возникновения и оценить потенциальный ущерб – человеческие жертвы, материальный ущерб, экологические последствия. Это позволяет ранжировать риски и сфокусировать усилия на наиболее опасных сценариях.

3. Разработку мероприятий по предотвращению аварий: на основе анализа опасности разрабатываются профилактические мероприятия, направленные на снижение вероятности возникновения аварий. Это может включать модернизацию оборудования, улучшение системы контроля, повышение квалификации персонала, внедрение новых технологий.

4. Разработку плана действий на всех этапах развития аварии: ПЛА должен содержать четкие инструкции для персонала предприятия, спецподразделений, а также органов власти на всех этапах развития аварии: от момента ее возникновения до полной ликвидации последствий. Он должен учитывать все состояния предприятия: работу, запуск, остановку и ремонт.

5. Определение ответственности и полномочий: план должен четко определять роли и обязанности каждого участника процесса ликвидации аварии.  Это обеспечит слаженную работу всех служб и минимизирует время реакции.

6. Разработку системы оповещения и связи: необходима эффективная система оповещения персонала, населения и экстренных служб в случае аварии. Связь должна быть надежной и бесперебойной.

7. Проведение тренировок и учений: регулярные тренировки и учения по ПЛА позволяют персоналу отработать навыки действий в аварийных ситуациях, а также выявить и устранить слабые места в плане.

Утверждение ПЛА осуществляется непосредственно руководителем предприятия.  После утверждения план должен регулярно пересматриваться и корректироваться с учетом изменений в технологическом процессе, оборудовании, законодательстве и результатах проведенных учений.

Разработка и внедрение эффективного ПЛА – это инвестиция в безопасность предприятия и окружающих его людей.  Это не просто выполнение формальных требований, а ответственное отношение к жизни и здоровью людей, а также к сохранению окружающей среды [2,3].

Методики оценки и использованные методы описываются в анализе. Результаты расчетов и оценок представлены следующим образом:

- для оборудования (аппараты, машины и т.п.) - в виде карточки опасности;

- для технологического блока - в форме компактной характеристики опасности блока (содержание вредных веществ, энергетический потенциал взрывоопасности);

- для предприятия - в виде плана, который включает в себя следующее:

а) места производства и складирования опасных веществ с указанием наименования и веса продукта;

б) характеристики и параметры прямых и обратных производственных потоков.

Разрабатывается оперативная часть плана локализации аварийных ситуаций и аварий для управления действиями персонала компании, специализированных и добровольных подразделений. Это включает в себя:

- рассмотрение зон возможного поражения обслуживающего персонала объекта с учетом направления движения взрывоопасных и токсичных веществ, волн взрыва и ударов;

- места наиболее вероятного возникновения аварийных ситуаций;

- пути подъезда, места установления и маневрирования спецтехники;

- хранилища и места укрытия;

- средства связи и оповещения, средства противоаварийной защиты, эвакуационные выходы и маршруты эвакуации.

Для региона такой план представляется в виде ситуативного плана.

Локализация аварий: создание эффективного плана на уровне «А». Для предприятий, работающих с опасными веществами или технологиями, разработка детального плана локализации аварий и чрезвычайных ситуаций (ЧС) уровня «А» – не просто формальность, а необходимое условие бесперебойной работы и сохранения жизни и здоровья персонала. Эффективность такого плана напрямую зависит от его полноты и детализации. Рассмотрим ключевые составляющие оперативной части, обеспечивающие готовность к быстрой и эффективной реакции на любые нештатные ситуации [4].

Основой оперативной части плана является детальное представление производственного процесса. Это достигается несколькими способами:

1. Схема производственного процесса: это не просто абстрактная диаграмма, а подробное изображение всех потоков (прямых и обратных) между зонами производства.  Важно обозначить специфику каждого потока (например, тип транспортируемого вещества, его количество, скорость перемещения), а также характеристики оборудования, участвующего в процессе.  Особое внимание уделяется ключевому оборудованию, от которого зависит бесперебойная работа всего производства.

2. Карты блоков объектов (блок-карты): для каждого объекта в производственном комплексе создается отдельная блок-карта – своеобразный «паспорт» объекта с подробным описанием:

- размещения оборудования. Точное местоположение каждого агрегата, с указанием габаритных размеров и взаиморасположения;

- технологических характеристик и параметров оборудования. Детальное описание параметров работы, включая мощность, производительность, рабочее давление, температуру и т.д.;

- технологических потоков и систем контроля. Описание маршрутов перемещения материалов, энергии и информации, а также систем контроля и безопасности, с указанием датчиков, контроллеров и предохранительных устройств;

- описания опасности технологических блоков. Определение потенциальных опасностей, включая количество и тип опасных веществ, их энергетический потенциал, степень взрывоопасности и токсичности.  Указываются вероятные сценарии аварий и их последствия.

3. План локализации аварий: на основе блок-карт создается общий план, на котором отмечаются:

- Местоположение основного технологического оборудования: для быстрого доступа к ключевым элементам системы в случае аварии.

- Коммуникации: указание расположения трубопроводов, кабелей, воздуховодов и других коммуникаций, для быстрой оценки масштабов повреждений.

- Отсечная аппаратура и средства защиты: четкое обозначение запорной арматуры, клапанов, предохранителей и других средств, позволяющих ограничить распространение аварии.

- Эвакуационные выходы, маршруты эвакуации, пути подъезда для спецтехники: обеспечение быстрой и безопасной эвакуации персонала и доставки спецсредств.

- Потенциально опасные зоны и места возможного возникновения аварийных ситуаций: предварительная оценка зон риска, помогающая сосредоточить усилия по предотвращению и локализации ЧС.

Таким образом, эффективный план локализации аварий уровня «А» – это сложный, но необходимый инструмент, гарантирующий безопасность на производстве.  Его детальная разработка с учетом всех описанных аспектов – залог успешной работы и сохранения жизни и здоровья людей [5].

References

1. Federal'nyy zakon ot 22.08.1995 N 151-FZ (red. ot 14.07.2022) «Ob avariyno-spasatel'nyh sluzhbah i statuse spasateley».

2. Federal'nyy zakon ot 13.07.2020 № 207-FZ «O vnesenii izmeneniy v stat'yu 46 Federal'nogo zakona «Ob ohrane okruzhayuschey sredy» i otdel'nye zakonodatel'nye akty Rossiyskoy Federacii».

3. Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 16 dekabrya 2020 g. N 2124 «Ob utverzhdenii trebovaniy k sostavu i osnascheniyu avariyno-spasatel'nyh sluzhb i (ili) avariyno-spasatel'nyh formirovaniy, uchastvuyuschih v osuschestvlenii meropriyatiy po likvidacii razlivov nefti i nefteproduktov».

4. Tischenko L.N., Oleynik G.I., Lavrik V.P. i dr. Grazhdanskaya zaschita oblasti. Uchebnik, Tom 1. Pod redakciey D.I. Mazorenko, g. Har'kov, 2007 - 503 c.

5. Tischenko L.N, Oleynik G.I., Lavrik V.P. i dr. Grazhdanskaya zaschita oblasti. Uchebnik, Tom 2. Pod redakciey D.I. Mazorenko, g. Har'kov, 2007 - 523 c.

Login or Create
* Forgot password?