from 01.01.1999 until now
The article explores the development of local standards for the issuance of personal protective equip-ment (PPE) in accordance with the Unified Typified Norms (ETN-2021). It analyzes the transition from industry-specific standards to a risk-based model, which involves a three-stage process: forming a basic PPE kit based on job position, adjusting the list according to workplace risk assessments (SOUT) and occupational risk evaluations (OPR), and specialized selection of protective equipment for specific con-ditions. The study emphasizes eliminating redundancy in PPE provision, documenting risk reduction measures, and ensuring compliance with legal requirements. Practical recommendations for developing local regulatory acts and implementation examples are provided
development of local standards, PPE, ETN-2021, risk-based approach, occupational safety
Разработка локальных норм выдачи средств индивидуальной защиты (СИЗ) – обязательный элемент системы управления охраной труда, установленный для всех работодателей статьями 212 и 221 Трудового кодекса РФ [1]. С 2021 года данная процедура регламентируется Едиными типовыми нормами (ЕТН), утвержденными Приказом Минтруда РФ № 767н от 29.10.2021 [2]. Единые нормы заменили действовавшие ранее отраслевые стандарты, унифицировав подход к формированию перечней СИЗ на основе комплексного анализа условий труда, включая:
- идентификацию вредных и опасных производственных факторов (ВПФ и ОПФ);
- оценку профессиональных рисков (ОПР);
- результаты специальной оценки условий труда (СОУТ).
Ключевым отличием ЕТН от отраслевых нормативов является переход от типовых шаблонов к риск-ориентированной модели. Вместо формального закрепления перечней СИЗ по профессиям ЕТН требуют:
- Формировать базовый комплект средств защиты на основании должности работника.
- Корректировать его с учетом реальных опасностей, выявленных в ходе специальной оценки условий труда и оценки профессиональных рисков.
- Дополнять дерматологическими СИЗ (ДСИЗ) и смывающими средствами, соответствующими специфике выполняемых работ.
Данный подход направлен на устранение избыточности в обеспечении работников средствами индивидуальной защиты. Ранее действовавшие нормативные требования обязывали работодателей выдавать СИЗ, регламентированные типовыми отраслевыми перечнями, без учета фактического воздействия вредных факторов на конкретных рабочих местах. Такая практика способствовала возникновению нецелевого расходования средств, поскольку часть выданных СИЗ, не применялась работниками в ходе выполнения трудовых функций.
Процесс подбора СИЗ в соответствии с едиными типовыми нормами осуществляется в три этапа, соответствующих приложениям № 1-3. Каждый этап учитывает специфические критерии, что обеспечивает комплексный и адресный подход к обеспечению безопасности работников.
Разработка внутренних норм выдачи СИЗ с помощью ЕТН включает в себя три этапа, представленных в таблице 1.
Таблица 1.
Этапы подбора средств индивидуальной защиты (СИЗ) по приложениям ЕТН
Назначение этапа |
Основание для выбора |
Действия работодателя |
Формирование базового комплекта СИЗ |
Профессия/должность работника (без учёта условий труда) |
Определяет минимально необходимый перечень СИЗ, исходя из наименования профессии (должности), без анализа рисков и условий труда. |
Уточнение и расширение комплекта СИЗ |
СОУТ и ОПР (вредные и опасные факторы на рабочем месте) |
Дополняет базовый перечень СИЗ средствами защиты, соответствующими реальным опасностям, выявленным в результате специальной оценки условий труда (СОУТ). |
Специализированный подбор ДСИЗ и смывающих средств |
Загрязнители, характер выполняемых работ, свойства веществ |
Производит сопоставление загрязняющих факторов с характеристиками ДСИЗ, используя документацию изготовителя и требования техрегламентов. |
Первый этап базируется на Приложении № 1 ЕТН, которое содержит перечень из 5357 профессий и должностей, с указанием минимально необходимых СИЗ для каждой из них. Данный этап предполагает подбор средств защиты исключительно по названию профессии, закрепленному в профессиональных стандартах или тарифно-квалификационном справочнике (ЕТКС).
Второй этап опирается на Приложение № 2 ЕТН и требует проведения специальной оценки условий труда и оценки профессиональных рисков. В рамках этого этапа анализируются вредные и опасные производственные факторы, разделенные на 20 групп, включая механические, химические, термические и другие риски. Приложение содержит 119 опасных событий, таких как падение предметов, контакт с агрессивными веществами или воздействие шума. Например, если СОУТ выявила превышение допустимого уровня шума на рабочем месте, перечень СИЗ дополняется противошумными наушниками. Этот этап позволяет адаптировать базовый комплект из Приложения № 1 к реальным условиям труда, исключая формальный подход.
Третий этап, регламентированный Приложением № 3 ЕТН, ориентирован на специализированный подбор средств защиты с учетом специфики производственной среды. Он учитывает виды загрязнителей (пыль, масла, кислоты), характер работ (сварочные, покрасочные) и температурные факторы (работа в условиях экстремального холода или жары). Приложение включает две таблицы: первая определяет выбор смывающих и обезвреживающих средств, вторая – подбор СИЗ для защиты от физико-химических воздействий. Например, для работ с серной кислотой в перечень добавляются кислотостойкие перчатки и фартуки, а для сотрудников, работающих при температуре ниже -40°C, – термостойкая одежда.
Взаимосвязь этапов обеспечивает комплексный подход: базовый комплект (Приложение № 1) служит отправной точкой, которая последовательно дополняется и уточняется на основе данных СОУТ (Приложение № 2) и специфики производственных процессов (Приложение № 3). При этом исключается дублирование СИЗ: если средство защиты, предусмотренное для профессии, уже перекрывает выявленный риск, дополнительная выдача не требуется. Например, если защитные очки из базового комплекта обеспечивают защиту от летящей стружки, выявленной в ходе СОУТ, отдельные очки для этого риска не включаются. Ключевой принцип – обязательность соблюдения всех этапов.
Если при оценке профессиональных рисков были выявлены новые опасности, которые требуют дополнительных СИЗ, то работодатель обязан обновить нормы и обеспечить выдачу новых СИЗ. Исключение СИЗ для конкретных опасностей возможно лишь при полном устранении угрозы здоровью работников, что должно быть подтверждено заключениями СОУТ и ОПР. Работодатель обязан документально зафиксировать эффективность реализованных мероприятий по улучшению условий труда.
При совмещении профессий (должностей) работники обеспечиваются СИЗ в соответствии с требованиями как основной, так и совмещаемой трудовой функции. Данный порядок заменяет ранее действовавший подход, при котором СИЗ предоставлялись только по нормам совмещаемой профессии.
В процессе разработки внутренних норм выдачи СИЗ необходимо обеспечить их соответствие следующим требованиям [3]:
- Класс защиты – для СИЗ, подлежащих классификации (например, респираторы, каски), должен быть указан уровень защитных свойств.
- Эксплуатационные уровни защиты – включаются в нормы, если предусмотрены для конкретного типа СИЗ (например, степень фильтрации противоаэрозольных фильтров).
- Конструктивные особенности – описание элементов, обеспечивающих защиту от специфических рисков:
- наличие ударопрочного подноска в обуви (степень защиты ≥ 200 Дж);
- усиленные швы на спецодежде для работ с абразивами.
- Комплектность – право работодателя определять состав СИЗ в рамках требований ЕТН:
- варианты спецкостюма: куртка + полукомбинезон или комбинезон + жилет;
- тип обуви: ботинки, сапоги, полуботинки (с учетом условий труда).
Также работодатель вправе определять во внутренних нормах эргономические особенности СИЗ для обеспечения удобства и комфорта работника. Например, если в процессе трудовой деятельности работнику необходимо носить сапоги, то в нормах можно указать, что конструкция брюк защитного костюма должна быть с возможностью регулировки низа брюк по ширине. Либо если работнику зимой необходимо носить защитную каску, то важно зафиксировать в нормах специальную конструкцию капюшона куртки, которая позволит без трудностей надеваться на каску. Если этот момент не предусмотреть, то при закупке костюма с простой конструкцией капюшона, работнику придется снимать каску, чтобы надеть капюшон, тем самым нарушая правила охраны труда на предприятии.
Работодателю для организации работы по обеспечению СИЗ необходимо помимо внутренних норм выдачи СИЗ разработать локальный нормативный акт, устанавливающий порядок обеспечения работников СИЗ с учетом особенностей структуры управления организации и требований правил.
Порядок обеспечения работников средствами индивидуальной защиты должен регламентировать:
- Выявление потребности в СИЗ – на основании результатов СОУТ, оценки профессиональных рисков и анализа должностных обязанностей.
- Планово-предупредительные мероприятия по обеспечению СИЗ – организация закупок, аренды или аутсорсинга с учетом сроков эксплуатации и сезонности.
- Управление жизненным циклом СИЗ, включающее:
- выдачу, эксплуатацию и входной контроль качества;
- хранение, обслуживание, ремонт;
- вывод из эксплуатации и утилизацию (в соответствии с ФЗ № 89 «Об отходах») [4].
- Информирование работников – проведение инструктажей, размещение памяток по правилам применения СИЗ (п. 14 Приказа Минтруда № 767н).
- Распределение зон ответственности – закрепление обязанностей за руководителями подразделений в части контроля за выдачей, учетом и применением СИЗ.
- Мониторинг и анализ – регулярная проверка обеспеченности СИЗ, оценка их эффективности и корректировка норм по итогам аудитов.
Кроме того, работодателю необходимо сформировать отдельные перечни СИЗ, включающие СИЗ:
- требующие обучения практическому применению;
- подлежащие периодическим испытаниям и проверкам;
- передаваемые работникам в постоянное пользование.
Несмотря на четкие требования Единых типовых норм (ЕТН-2021), некоторые работодатели допускают ошибки, которые снижают эффективность системы охраны труда и приводят к нарушениям законодательства. Рассмотрим наиболее распространенные из них:
- Формальное проведение СОУТ. Перечни СИЗ формируются без учета реальных рисков, выявленных в ходе специальной оценки условий труда.
- Необоснованное сокращение перечня СИЗ. Работодатели исключают средства защиты, руководствуясь экономией, а не результатами оценки рисков.
- Пренебрежение антропометрическими данными работников. Закупка СИЗ «универсальных» размеров приводит к дискомфорту и снижению уровня защиты.
- Нарушение сроков эксплуатации СИЗ. Использование средств защиты с истекшим сроком годности или без своевременной замены.
- Ошибки в документообороте. Отсутствие личных карточек учета СИЗ, протоколов СОУТ или актов списания.
Для исключения ошибок следует интегрировать результаты специальной оценки условий труда и оценки рисков в процесс нормирования СИЗ. Регулярно обновлять перечни СИЗ, учитывая изменения технологических процессов. Внедрять электронные системы учета (например, 1С: Охрана труда) для контроля сроков замены. Проводить обучение ответственных лиц основам документооборота и требованиям ЕТН-2021.
Разработка локальных норм выдачи СИЗ становится важным элементом системы управления охраной труда, требующим комплексного документального сопровождения и актуализации профессиональных рисков при выполнении работ.
Переход к риск-ориентированной модели обеспечения СИЗ, закреплённой в Единых типовых нормах, позволит повысить эффективность охраны труда на предприятиях. Новый порядок предусматривает трёхэтапную процедуру подбора СИЗ на основе анализа условий труда, оценки профессиональных рисков и специфики выполняемых работ, что обеспечивает индивидуальный и обоснованный подбор средств защиты, снижает избыточные затраты и повышает безопасность труда.
1. Trudovoy kodeks Rossiyskoy Federacii: feder. zakon ot 30.12.2001 № 197-FZ (red. ot 01.01.2024) – Tekst: elektronnyy // Sobranie zakonodatel'stva RF. – 2002. – № 1 (ch. I). – St. 3. – URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_34683/ (data obrascheniya: 01.01.2024)
2. Ob utverzhdenii Edinyh tipovyh norm vydachi sredstv individual'noy zaschity i smyvayuschih sredstv: Prikaz Ministerstva truda i social'noy zaschity Rossiyskoy Federacii ot 29.10.2021 № 767n (red. ot 01.01.2024) – Tekst: elektronnyy // Oficial'nyy internet-portal pravovoy informacii. – 2021. – URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202112090036 (data obrascheniya: 01.01.2024).
3. GOST R 12.4.279-2022. Sistema standartov bezopasnosti truda (SSBT). Sredstva individual'noy zaschity. Obschie tehnicheskie trebovaniya. – Vved. 2023-01-01. – Tekst: elektronnyy // M.: Standartinform, 2022. – 34 s. – URL: http://protect.gost.ru (data obrascheniya: 01.01.2024).
4. Ob othodah proizvodstva i potrebleniya: feder. zakon ot 24.06.1998 № 89-FZ (red. ot 01.01.2024) – Tekst: elektronnyy // Sobranie zakonodatel'stva RF. 1998. – № 26. – St. 3009. – URL: http://publication.pravo.gov.ru/ Document/View/0001202401010001 (data obrascheniya: 01.01.2024).