THE EXPERIENCE OF ORGANIZING EDUCATIONAL WORK IN THE STUDENT BODY: ON THE 80TH ANNIVERSARY OF VICTORY IN THE GREAT PATRIOTIC WAR
Abstract and keywords
Abstract (English):
The experience of carrying out educational work of a patriotic orientation in the university's student body is studied using the example of organizing research and project activities in the study of the academic discipline «History of Russia» in order to preserve the historical memory of the Great Patri-otic War. The mechanism of intergenerational interaction through family traditions and public initiatives is shown

Keywords:
educational work, patriotic education, students, the Great Patriotic War, historical memory, public ini-tiatives, communication of generations
Text
Text (PDF): Read Download

Важной составляющей подготовки обучающихся в высших учебных заведениях является формирование мировоззрения современного поколения, способного адекватно воспринимать политические события в условиях информационного противостояния зарубежных государств и их стремления переписать историю Великой Отечественной войны.

Основой общественного сознания, позволяющего идентифицировать отдельную личность и общество в целом, является историческая память. Механизм ее формирования – это сложный процесс, предполагающий совокупность теоретических знаний, полученных в ходе обучения в вузе и непосредственного участия студенчества в различных всероссийских, региональных или вузовских мероприятиях патриотической направленности. Среди наиболее распространенных в последний период это волонтерская деятельность, организация встреч с участниками СВО, создание патриотических видеоклипов, а также мероприятия, посвящённые важным историческим событиям, в которых молодёжь может почувствовать свою сопричастность к истории страны.

Сохранение исторической памяти осуществляется через семейные традиции и общественные инициативы с участием представителей разных поколений, которые демонстрируют преемственность исторического опыта, национальную гордость за военные победы и формируют у молодежи уважительное отношение к историческому прошлому. Общественные инициативы объединяют студентов и преподавателей в единое целое.

Большая роль в сохранении исторической памяти отводится учебной дисциплине «История России». При ее изучении рассматриваются в хронологической последовательности военные события, в ходе которых Россия отстаивала свой суверенитет и территориальную целостность. Тем самым прослеживается сохранение патриотических ценностей на протяжении всей российской истории. Особое место занимает тема истории Великой Отечественной войны. Ее изучение позволяет студентам получить не только теоретические знания, но и рассказать о событиях, связанных с участием прадедов в военных действиях.

Цель статьи заключается в обобщении опыта организации исследовательской и проектной работы в контексте патриотического воспитания, а также общественных инициатив, объединяющих деятельность студентов и преподавателей. Тема рассмотрена на примере организации воспитательной работы в Ангарском государственном техническом университете (АнГТУ).

Первый опыт в рамках общественной инициативы был заложен в ходе подготовки сборника материалов «Великая Отечественная в нашей памяти», изданном к 70-летию Победы, в подготовке которого участвовали студенты, преподаватели и сотрудники университета [2]. Истории ветеранов войны были написаны их сыновьями, внуками и правнуками на основе материалов семейных архивов, включающих письма с фронта, фотографии, государственные награды, воспоминания самих фронтовиков и устные рассказы родственников.

Особый интерес в сборнике представляет раздел «Связь времён, семей и поколений». Семья – это первое место, где человек сталкивается с историей. В тех семьях, где сохраняется память о прошлом своего рода, семейные истории становятся связующим звеном между поколениями.  Нередко в таких семьях формируются военные династии. Среди таковых – история семей Щербиных, Коноваловых, Дубицких, защищавших Отечество в разные исторические периоды [2, с. 64-69, 82-84, 88-90].

Одним из примеров преемственности поколений является семья Головановых, род которых уходит корнями к временам Екатерины II. В ХХ веке военная династия была продолжена Иваном Ульяновичем, для которого Великая Отечественная война закончилась ранением в 1944 г. в Ясско-Кишеневской операции. В послевоенный период путь офицера продолжил его сын Григорий Иванович – майор военно-воздушных сил СССР. А историю семьи изложил представитель третьего поколения – офицер запаса, гвардии майор военно-воздушных сил России, а ныне кандидат технических наук, доцент кафедры ЭПП АнГТУ Игорь Григорьевич. Его выступления как боевого офицера в студенческой аудитории всегда вызывают интерес, так как касаются вопросов боевого духа, причин побед и стойкости российского солдата [2, с.58-60]. Эти истории показывают, что связь поколений проявляется не только в передаче воспоминаний, но и в осознании ответственности за будущее страны.

У поколения современных студентов значительно больше возможностей в поиске информации. Издание в 1990-е гг. «Книги памяти» дало возможность получить краткую, но систематизированную информацию об участниках войны, призванных из Иркутской области. Значительно расширило возможности поиска создание электронных баз данных на сайтах «Подвиг народа», «Мемориал» и др.  Опубликованы миллионы документов о сражениях, боевых операциях. Документы содержат данные о наградах, подвигах фронтовиков, местах захоронения, информацию о бойцах, пропавших без вести.

Об этом свидетельствуют статьи студенческих конференций. Так, в ходе работы с документами сайта «Подвиг народа» одному из участников удалось найти подтверждение о награждении прадеда орденом Героя Советского Союза [6]. Еще один студент, по документам восстановил события сражения и назвал статью «Идеальный штурм: из истории подвига моего прадеда» [3, с.131-133]. Названия многих статей имеют эмоциональную окраску, что свидетельствует о гордости правнуков. Например, в статье «Мой прадед – герой до конца», автор проследила его фронтовой путь, награждение орденами и медалями и переименование населенного пункта именем героя [3, с.116-120]. Сбор информации, работа с архивами позволяют авторам получить важный результат – сохранение истории своей семьи, как составной части истории страны.

Реализуемый в АнГТУ творческий проект «Дни воинской славы» позволил при изучении дисциплины «История России» объединить военные события в единый информационный блок. Конкурс эссе проводится с целью формирования у молодежи уважительного отношения к историческому наследию, воспитанию патриотического самосознания, социальной активности. В основу проекта положен Федеральный закон «О днях воинской славы (победных днях) России» от 13 марта 1995 г. На сегодняшний день в список включено более 20 исторических событий, начиная от времен А. Невского и Д. Донского. Широта охвата событий позволяет студентам выбрать интересную для них тему. Задачи конкурса состоят в расширении знаний о военных событиях, о проявлении духовно-нравственных качеств российского воинства в переломные моменты истории; в формировании умения поиска информации, ее анализа, логического изложения, формулирования выводов; закрепления навыков публичной речи и аргументации. Практическая апробация работ проходит на семинарских занятиях. Конкурсные работы оцениваются комиссией с учетом творческого подхода автора к изложению материала, научности, полноты раскрытия темы, аргументированности выводов.

Особое место в подготовке материалов к конкурсу уделяется истории Великой Отечественной войны и вкладу прадедов студентов в победу. Поисковая работа для участников конкурса порой заканчивается открытиями, о которых ничего не знали старшие поколения. Так, Панов Леонид в результате поисковой работы составил историю военной службы двух прадедов [5, с.35-39]. Мальцева Анастасия нашла ранее закрытую информацию о службе прадеда – кадрового офицера Красной Армии командира радиодивизиона на границе с Румынией и в боях за освобождение Сталинграда [4, с. 44-48]. Вотякова Мария рассказала об участии своего деда в боях за Донбасс в 1943 г. и проследила взаимосвязь с событиями Специальной Военной Операцией [6, с. 7-9]. Исследование «фронтовых дорог» бойцов позволяет воочию увидеть масштабность вклада сибиряков в Победу.

Реализуемый в АнГТУ творческий проект «Без срока давности: трагедия мирного населения» посвящен сохранению исторической памяти о трагических испытаниях советского народа на оккупированной территории СССР, подвергшихся геноциду со стороны немецко-фашистских захватчиков. Конкурс эссе проводится с целью формирования у студентов непримиримого эмоционального отношения к геноциду и осуждения нацизма. В эссе студенты показали масштаб и характер преступлений в отношении мирных жителей оккупированной территории. На конкретных фактах, подкрепленных документально, авторы раскрыли понятие «геноцид», рассказали о судьбах малолетних узниках концлагерей, о деятельности поискового движения [1].

Таким образом, в основу осуществляемой в университете воспитательной работы с целью формирования патриотического самосознания и социальной активности студенчества положена идея сохранения исторической памяти как связующего звена между прошлым, настоящим и будущим.

References

1. Bez sroka davnosti: tragediya mirnogo naseleniya. K 80-letiyu Pobedy v Velikoy Otechestvennoy voyne: mater. stud. konkursa. / pod. red. N. V. Savchuk. – Angarsk: Izd-vo AnGTU, 2025. – 60 s. – Tekst : neposredstvennyy.

2. Velikaya Otechestvennaya v nashey pamyati. K 70-letiyu Pobedy: sb. mater. / pod red. N. V. Savchuk. – Angarsk, AnGTU. – 2015. – 132 s. – Tekst : neposredstvennyy.

3. Velikaya Otechestvennaya voyna: istoricheskaya pamyat' naroda. K 75-letiyu Pobedy: mater. region. stud. nauch.-prakt. konf. – Angarsk: AnGTU, 2020. – 141 s. – Tekst : neposredstvennyy.

4. Dni voinskoy slavy Rossii. K 80-letiyu Pobedy v Stalingradskoy i Kurskoy bitvah: mater. stud. konkursa / pod red. N. V. Savchuk. – Angarsk, AnGTU – 2023. – 64 s. – Tekst : neposredstvennyy.

5. Dni voinskoy slavy Rossii. K 80-letiyu polnogo osvobozhdeniya Leningrada ot fashistskoy blokady: mater. stud. konkursa / pod red. N. V. Savchuk.– Angarsk, AnGTU. – 2024. – 72 s. – Tekst : neposredstvennyy.

6. Dni voinskoy slavy Rossii. K 80-letiyu Pobedy v Velikoy Otechestvennoy voyne: mater. region. stud. konkursa / pod red. N. V. Savchuk.– Angarsk, AnGTU. – 2025. – 84 s. – Tekst : neposredstvennyy.

Login or Create
* Forgot password?