The article analyzes the revenue side of the budget of the Angarsk urban district, one of the municipalities of the Irkutsk region. During the analysis and assessment of budget revenues in terms of tax, non-tax revenues and gratuitous transfers, the prevalence of the share of financial assistance to the local budget was revealed with the dynamics of their reduction in the planning period. Positive dy-namics in terms of increasing own revenue sources was noted, which affected the strengthening of the level of independence of the budget, which can be called normal in terms of stability. At the same time, the share of financial assistance to the budget remains high
local budget revenues, local budget tax revenues, financial assistance to local budgets, budget of the Angarsk urban district
Для реализации функции органов местного самоуправления законодательством Российской Федерации предусмотрены формы фондов денежных средств в виде местных бюджетов. От качества формирования доходной части бюджетов муниципальных образований полностью зависит эффективность всей системы местного самоуправления. Проблема актуализируется вследствие того, что муниципальные финансы в России являются самостоятельным звеном финансовой и бюджетной системы страны. Средства местных бюджетов находятся в собственности муниципального образования, что закреплено в ст. 49 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [1].
Наличие собственной доходной базы местного бюджета в достаточном количестве, обладающей устойчивостью в части ее ежегодного пополнения, обеспечивает исполнение всех расходных обязательств муниципального образования перед населением в полной мере.
Проведем анализ и оценку доходной части одного из муниципальных образований Иркутской области – Ангарского городского округа (АГО). Период, за который проводился анализ, был взят с 2022 года c целью изучения параметров исполнения бюджета муниципального образования за 2022-2023 гг. Показатели бюджета АГО за период 2024-2026 гг. являются прогнозными. За основу были взяты официальные данные, приведенные для граждан муниципального образования, на официальном сайте Администрации АГО [2, 3, 4].
Динамика и структура доходов бюджета АГО, а также исполнение доходной части бюджета за 2022-2023 гг. представлены в таблице 1.
Таблица 1
Анализ состава, структуры и исполнения доходов бюджета АГО
за 2022-2023 гг., млн.руб.
Наименование дохода |
2022 год |
2023 год |
Доля в общей сумме доходов, % (факт) |
|||||
план |
факт |
выпол- нение, % |
план |
факт |
выпол- нение, % |
2022 г. |
2023 г. |
|
Налоговые доходы |
2095,8 |
2168,6 |
103,5 |
2725,1 |
2938,2 |
107,8 |
27,5 |
30,5 |
Неналоговые доходы |
354,6 |
441,4 |
124,5 |
381,4 |
408,6 |
107,1 |
5,6 |
4,2 |
Безвозмездные поступления |
6132,0 |
5289,1 |
86,3 |
6295,4 |
6289,7 |
99,9 |
66,9 |
65,3 |
В том числе: субвенции |
4028,2 |
3786,7 |
94,0 |
4093,0 |
4327,2 |
105,7 |
47,9 |
44,9 |
субсидии |
1866,4 |
1210,2 |
64,8 |
1925,3 |
1689,4 |
87,7 |
15,3 |
17,5 |
ИТОГО доходов |
8637,9 |
7899,1 |
91,4 |
9401,9 |
9636,5 |
102,5 |
100 |
100 |
Как видно из данных таблицы 1, в структуре доходов бюджета АГО в 2022 и 2023 гг. преобладает доля финансовой помощи, при этом отмечается снижение с 66,9% до 65,3% в 2023 году по фактическому исполнению бюджета. Доля налоговых и неналоговых доходов в 2022 году составила 33,1%, увеличившись в 2023 году до 34,7%.
Анализируя исполнение доходной части бюджета видно, что прирост в 2022 и 2023 годах был обеспечен за счет налоговых и неналоговых доходов, что могло быть обеспечено качественным налоговым администрированием, ростом уровня доходов населения (что влияет на отчисления по налогу на доходы физических лиц (НДФЛ)) и пр. Данный факт является положительным с точки зрения оценки укрепления уровня самостоятельности местного бюджета.
Рассмотрим состав и структуру доходов бюджета АГО за прогнозный период 2024-2026 гг. в таблице 2 [4].
Таблица 2
Анализ состава и структуры доходов бюджета АГО
на период 2024-2026 гг. (прогноз), млн.руб.
Наименование дохода |
2024 г., млн.руб. |
2025 г., млн.руб. |
2026 г., млн.руб |
Доля в общей сумме |
||
2024 г. |
2025 г. |
2026 г. |
||||
Налоговые доходы |
2796,2 |
2924,1 |
3075,5 |
28,9 |
32,2 |
32,9 |
Неналоговые доходы |
332,2 |
331,3 |
326,7 |
3,4 |
3,7 |
3,5 |
Безвозмездные поступления |
6571,5 |
5821,0 |
5944,6 |
67,7 |
64,1 |
63,6 |
В том числе: субвенции |
4256,7 |
4661,6 |
4084,7 |
43,9 |
51,4 |
43,7 |
субсидии |
2314,8 |
1759,4 |
1859,9 |
23,9 |
19,4 |
19,9 |
ИТОГО доходов |
9699,9 |
9076,4 |
9346,8 |
100 |
100 |
100 |
Исходя из данных, представленных в таблице 2, видно, что по прогнозу доходной части бюджета АГО на 2024-2026 гг. наблюдается структурный рост налоговых и неналоговых доходов бюджета АГО при одновременном уменьшении доли финансовой помощи бюджету. Отметим, что несмотря на положительную динамику налоговых поступлений в бюджет, их доля в структуре доходов невелика.
Причина низкого уровня доли налоговых поступлений кроется в небольших процентах отчислений от федеральных налогов, которые остаются в распоряжении местных бюджетов. Нормативы отчислений доходов, установленные для зачисления в бюджет АГО, регламентируются нормами Бюджетного кодекса РФ (БК РФ) (ст.61.2), а также законом Иркутской области № 74-ОЗ от 22.10.2013 г. «О межбюджетных трансфертах и нормативах отчислений доходов в местные бюджеты». Так, например, в 2024 году в АГО утвержденные размеры нормативов составили: 100% – отчисления от местных налогов (земельный, на имущество физических лиц), 100% – от единого сельскохозяйственного налога и от налога, взимаемого в связи с применением патентной системы налогообложения, 50% – по налогу, взимаемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, 26,5% – от НДФЛ, 23% – от НДФЛ в части суммы налога, превышающего 650000 руб., и 0,4076 % – от акцизов на нефтепродукты [4].
Таким образом, бюджету АГО из числа федеральных налогов достается только часть налога на доходы физических лиц и мизерная доля акцизов.
Оценивая влияние уровня доходных источников местного бюджета, можно рассмотреть ряд показателей, значения которых представлены в таблице 3 [5, 6, 7].
Таблица 3
Показатели оценки формирования бюджета АГО
и их значения за 2022-2026 гг
Наименование показателя |
2022 г. (факт) |
2023 г. (факт) |
2024 г. (прогноз) |
2025 г. (прогноз) |
2026 г. (прогноз) |
Коэффициент автономии |
0,52 |
0,55 |
0,56 |
0,49 |
0,56 |
Бюджетная результативность (по собственным доходам), тыс. руб. |
17,9 |
23,2 |
23,9 |
19,5 |
23,4 |
Бюджетная результативности (по всем полученным доходам), тыс. руб. |
34,3 |
42,1 |
42,6 |
40,1 |
41,5 |
Справочно: Численность жителей АГО, чел. [4] |
230058 |
229085 |
227665 |
226261 |
224865 |
Расчет коэффициента автономии (отношение собственных доходов к общей сумме доходов бюджета), который показывает степень финансовой независимости бюджета, свидетельствует о нормальной устойчивости местного бюджета на протяжении всего периода [7]. Если значение коэффициента будет меньше 0,5, тогда бюджет признается неустойчивым. В 2025 году значение коэффициента автономии снижено по причине увеличения прогнозного значения сумм субвенций. Отметим, что собственными доходами в соответствии со ст. 47 БК РФ являются налоговые доходы, неналоговые доходы, а также доходы, полученные бюджетами в виде безвозмездных поступлений, за исключением субвенций.
Коэффициент бюджетной результативности (отношение суммы доходов к числу жителей муниципального образования) может быть рассчитан двумя способами: как отношение собственных доходов к численности, либо как отношение общей суммы доходов к среднегодовой численности жителей. Как видим из расчетов показателей, результаты которых представлены в таблице 3, в расчете на одного жителя АГО в 2022 году приходилось 17900 рублей собственных доходов, 34300 руб. общей суммы доходов. В 2023 году значения возросли. Далее, по прогнозам, ожидается постепенное увеличение сумм, кроме 2025 года, в котором запланирована сумма доходов меньше, чем в 2024 году и сумма субвенций, напротив, больше. Рост показателя происходит на фоне уменьшения численности жителей муниципального образования.
Таким образом, проведенный анализ и оценка доходной части бюджета Ангарского муниципального образования за пятилетний период с учетом прогнозных данных свидетельствует об укреплении самостоятельной части доходов, и, соответственно об усилении финансовой устойчивости бюджета. При этом остается весомой доля безвозмездных перечислений, что влияет на уровень дотационности и зависимости местного бюджета.
1. Rossiyskaya Federaciya. Zakony. Ob obschih principah organizacii mestnogo samoupravleniya v Rossiyskoy Federacii: Federal'nyy zakon ot 06.10.2003 g. № 131-FZ. – Tekst: elektronnyy. – URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_44571/ (data obrascheniya: 15.04.2025).
2. Byudzhet Angarskogo gorodskogo okruga na 2023-2025 gody. – Tekst: elektronnyy. – URL: https://angarsk-adm.ru/upload/iblock/ec5/9kv4wlxeujgyya5vz 50va1hd8skplrik/Proekt-byudzheta-Angarskogo-gorodskogo-okruga-na-2023_ 2025-gody.pdf (data obrascheniya: 11.04.2025).
3. Byudzhet Angarskogo gorodskogo okruga na 2024-2026 gody. – Tekst: elektronnyy. – URL: https://angarsk-adm.ru/upload/iblock/87a/lzfd2ihpd4ceryafza53geyojb7f9x88/Proekt-byudzheta-Angarskogo-gorodskogo-okruga-na-2024_2026-gody.pdf (data obrascheniya: 10.04.2025).
4. Byudzhet Angarskogo gorodskogo okruga na 2024-2026 gody. – Tekst: elektronnyy. – URL: https://angarsk-adm.ru/upload/iblock/659/aqo18xss72pq02lzp8u5kqh3aojz3pbk/Proekt-byudzheta-Angarskogo-gorodskogo-okruga-na-2025_2027-gody.pdf (data obrascheniya: 15.04.2025).
5. Shipunova V.V. Metodika ocenki effektivnosti byudzhetnogo regulirovaniya mestnyh byudzhetov / V.V. Shipunova. – Tekst: elektronnyy. – URL: https://elar.urfu.ru/bitstream/10995/133102/1/2009_1_023.pdf (data obrascheniya: 14.04.2025).
6. Sumskaya T.V. Analiz byudzhetov sub'ektov Rossiyskoy Federacii s pomosch'yu byudzhetnyh koefficientov / T.V. Sumskaya. – Tekst: elektronnyy // Vestnik NGUEU. – 2020. – №3. – URL: https://cyberleninka.ru /article/n/analiz-byudzhetov-subektov-rossiyskoy-federatsii-s-pomoschyu-byudzhetnyh-koeffitsientov (data obrascheniya: 15.04.2025).
7. Vylegzhanina E.V., Grebennikova V.A. Aktual'nye podhody k ocenke finansovoy ustoychivosti municipal'nyh byudzhetov / E.V. Vylegzhanina, V.A. Grebennikova. – Tekst: elektronnyy // Vestnik Altayskoy akademii ekonomiki i prava. – 2020. – № 5 (chast' 2) – S. 255-262. – URL: https://vaael.ru/ru/article/view?id=1137 (data obrascheniya: 15.04.2025).