Russian Federation
All the life in the new society is based on acquiring information. A person who learns faster, can ana-lyze and concentrate large amounts of data, gets a big advantage over others. A good education is necessary in order to acquire such abilities. The learning process must adapt to modern requirements as a result of which new systems and technologies of learning arise. The article discusses modern trends in the field of education
education, modern trends, online learning, adaptive learning, trend, nano-learning, blended learning
В современном мире при переходе от индустриального общества к инновационному, информационному обществу, требующему высококвалифицированных специалистов с новыми компетенциями, особенно серьезные и быстрые изменения происходят в высшем образовании. Поэтому в данной статье образованию уделено особое внимание. При этом в быстро изменяющемся мире высшее образование, находящееся в процессе интенсивных преобразований, является одновременно и объектом, и субъектом происходящих изменений. Важно, чтобы при этом не только не принижалась, но возрастала субъектная роль высшего образования в целом, роль каждого высшего учебного заведения, роль руководящих работников образовательных учреждений, преподавателей и студентов как активных и ответственных участников процесса перемен [3].
Образование – процесс получения индивидуумом знаний, умений и навыков, организованный в специальных учебных и воспитательных учреждениях начального, среднего и высшего уровня. Результатом процесса является формирование личности гражданина и специалиста, востребованного институтами данного общества и государства.
Современное обучение в широком смысле этого слова претерпевает изменения. Сам процесс направлен на получение обучающимся качественных знаний, которые помогут ему в будущем эффективно выполнять трудовые обязанности. Предприятиям и организациям нужны компетентные, предприимчивые, ответственные сотрудники, умеющие оперативно принимать правильные решения и прогнозировать результаты.
Необходимо обратить внимание на то, что важная тенденция, которая будет только усиливаться со временем – это изменение роли преподавателя. Он перестал быть единственным источником знаний. Теперь преподаватель становится режиссёром, который создаёт и курирует образовательный процесс. На плечи преподавателя ложатся такие задачи:
- вовлекать студентов в обучение;
- поддерживать мотивацию;
- придумывать и режиссировать интерактивные проекты;
- учить мыслить и критически воспринимать информацию.
Рассмотрим основные тренды современного образования.
Непрерывное обучение – это главный тренд образования будущего. Концепция обучения на протяжении всей жизни приходит на смену классической модели образования «школа-техникум / ВУЗ», которая начинает терять актуальность на фоне стремительного развития технологий и появления новых требований к специалистам самых разных профессий. Если специалист не будет совершенствовать свои навыки, то он не будет востребован на рынке.
Привычка учиться новому на протяжении всей жизни помогает не только сохранить профессиональную актуальность и продвинуться по карьерной лестнице, но также улучшить общее качество жизни, наладить отношения с близкими и коллегами, расширить круг общения и кругозор, способствует самоорганизации [2].
Онлайн обучение – самая популярная тенденция образования сегодня. Онлайн обучение – это получение знаний и навыков при помощи компьютера или другого гаджета, подключенного к интернету в режиме «здесь и сейчас». Во время онлайн-обучения обучающийся смотрит лекции в видеозаписи или в прямой трансляции, проходит интерактивные тесты, общается с одногруппниками и преподавателями в чатах и т.д. Такое обучение позволяет полностью погрузиться в образовательную среду и повышать квалификацию без отрыва от рабочего процесса. Особенность такого образования заключается в том, что обучающиеся получают возможность учиться асинхронно, т.е. они могут изучать теорию в собственном темпе, слушая онлайн-лекции и выполняя домашние задания. В процессе такого образования важно сохранять вовлечённость обучающихся.
Онлайн обучение для образовательных учреждений – это возможность значительно расширить аудиторию учеников, принять всех желающих в объёме, с которым класс или лекционная попросту бы не справились. Привлечь абитуриентов из других регионов, для которых при классическом обучении появились бы препятствия в виде дороги и места для проживания.
Адаптивное обучение – это метод, который позволяет персонализировать обучение под нужды конкретного ученика. Посредством адаптивных систем и технологий человеку в режиме реального времени предлагают тот или иной вид индивидуальной поддержки. Модель адаптации учитывает, что и как нужно изменить под конкретного ученика здесь и сейчас.
Учитываются текущий уровень знаний, степень мотивации, темп обучения, виды ошибок, которые чаще всего допускает обучающийся. Например, при безошибочном решении нескольких задач или ответов на тест, система предложит ученику задачи и вопросы посложнее. При наличии большого количества ошибок, придётся повторить пройденное. При нахождении сложностей система может дать подсказку, либо разбивает проблемную область на несколько более простых блоков, меняет темп обучения [1].
Если какая-то тема была пропущена студентом, а изучение новой темы базируется на знаниях предыдущей, система определит пробел в знаниях и предложит вернуться к пропущенной теме.
Нано обучение или microlearning (от англ. «микрообучение») – это обучение, которое заключается в получении конкретных навыков, которые подаются учащимся в коротком формате. Согласно исследованию Лаборатории инноваций в образовании НИУ ВШЭ и «Росатома», 46,1% респондентов считают этот тренд одним из основных в образовании [4].
Особенность микролёрнинга в том, что навык можно изучить и попрактиковать быстро. Например, сотрудникам отдела продаж в рамках тренинга по переговорам приходит рассылка с материалом для нанообучения аргументации. Прочитав несколько абзацев теории, специалисты могут в тот же день опробовать знания в общении с клиентами.
Такой формат образования позволяет закрепить навык именно благодаря небольшому объёму теории и своевременной практике. Однако он подходит не для всех компетенций. Например, невозможно с нуля изучить язык программирования Java, используя исключительно нанообучение. Скорее, этот формат позволит специалисту, который уже знаком с разработкой, получить дополнительный навык. Кроме того, для успеха нанообучения важна регулярность, то есть важно, как получать новые знания, так и постоянно их практиковать.
Смешанное обучение – это сочетание традиционного учебного формата, когда преподаватель находится лицом к лицу со студентом, с элементами онлайн-обучения. В учебном процессе активно используют видео и аудио, онлайн-общение, интерактивные элементы и др.
Принципы такого учебного формата:
1. Последовательность. Сначала студент самостоятельно знакомится с материалом, затем получает разъяснения от преподавателя, а после учится применять их на практике.
2. Наглядность. Этот принцип уже давно используют в современном образовании. Но в случае со смешанным обучением особую роль при этом отводят цифровым технологиям.
3. Доступность материалов. Все нужные теоретические материалы всегда есть в свободном доступе онлайн, и студент может в любой момент к ним обратиться.
4. Индивидуальный подход. Для каждого студента разрабатывают личную образовательную траекторию с учетом его особенностей.
В рамках новых форм в образовании важное место отводят самостоятельности обучающихся. Продолжать изучать новое даже после окончания учебного заведения требует к тому же личной ответственности. В университетах сегодня поощряют активность и инициативность. Студенты не просто выслушивают материал и выполняют задания, но много внимания уделяют самообучению, реализуют самостоятельные проекты, ищут и обрабатывают информацию.
Новое в образовании затрагивает: распределение ролей «преподаватель – студент». Сегодня преподаватель – это скорее куратор учебного процесса. Он наставляет, направляет, корректирует действия студентов, но не навязывает им четких и подробных инструкций. Задача преподавателя – предоставить подопечным достаточно простора для развития инициативности, умения мыслить творчески, решать нестандартные задачи.
1. Bespal'ko, V. P. Obrazovanie i obuchenie s uchastiem komp'yutera (pedagogika tret'ego tysyacheletiya) / V.P. Bespal'ko. – M.; Voronezh, 2002.
2. Kupcov, O. V. Nepreryvnoe obrazovanie ego struktura. // Vysshee obrazovanie v Evrope. Tom XVI. N1, 1991. S.29-30.
3. Tkach, G. F., Filippov, V. M., Chistohvalov, V. N. Tendencii razvitiya i reformy obrazovaniya v mire: Ucheb. posobie – M.: RUDN, 2008. – 303 s.
4. Issledovanie v laboratorii innovaciy v obrazovanii NIU VShE i «Rosatoma». – Tekst: elektronnyy. – URL: https: // trends.rbc.ru trends / social63a374dd9a794731007f44da?from=copyhttps://trends.rbc.ru/trends/social/63a374dd9a794731007f44da?from=copy (data posescheniya: 09.04.2025).