IMPLEMENTATION OF META-SUBJECT IN FOREIGN LANGUAGE LESSONS
Rubrics: GUIDELINES
Abstract and keywords
Abstract (English):
The most important task of the Federal State Educational Standard is the formation of meta-subject skills, goal setting and the development of cognitive interests, the ability to work independently, and, consequently, the ability to self-develop and self-improvement. At present, it is not the knowledge itself that is needed, but the ability to apply it. The article examines the role of meta-subject in foreign language lessons

Keywords:
meta-subject, meta-subject skills, problem-based learning, foreign language
Text
Text (PDF): Read Download

Обучение иностранному языку – одно из приоритетных направлений современного школьного образования. Специфика иностранного языка как учебного предмета в его интегративном характере. Иностранный язык сочетает языковое (иноязычное) образование с элементарными основами литературного образования (ознакомление с образцами зарубежной литературы). Также иностранный язык может выступать и как цель, и как средство обучения для ознакомления с другой предметной областью (гуманитарной, естественно – научной, технологической).

Метапредмет – это новая образовательная форма, которая выстраивается поверх традиционных учебных предметов.

Метапредметы, как считает А.А. Кузнецов, или первые метапредметные (компетентностные) результаты образовательной деятельности – это способы деятельности, которые применимы как в учебном процессе, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях, освоенных учащимися на основе одного, нескольких или всех учебных предметов [6, с. 3].

А.В. Хуторской характеризует метапредметность как «выход за предметы, но не уход от них. Метапредмет – это то, что стоит за предметом или за несколькими предметами, находится в их основе и одновременно в корневой связи с ними» [4].

Существует также иное представление метапредмета, когда содержание образования обусловливается как деятельность не относящаяся к собственно предметной. Н.В. Громыко и М.В. Половкова полагают, что метапредметы – это образовательная форма, которая строится поверх традиционных учебных предметов. Это новый тип учебного предмета, в основе которого лежит мыследеятельностный тип интеграции учебного материала и принцип рефлексивного отношения к базисным организованностям мышления – «знание», «знак», «проблема», «задача» [3, с. 7-8].

Английский язык дает хорошую базу для развития метапредметного мышления. Именно на уроках английского языка учащиеся осваивают лексику, относящуюся практически ко всем сферам жизни, изучают грамматику английского языка, используя понятия и знания из уроков русского языка, выполняют математические операции на английском языке, знакомятся с культурой, историей и традициями стран изучаемого языка, что связано с уроками истории, географии, искусством; читают художественные тексты на английском языке, что позволяет ученикам расширить свои знания по литературе [2].

Метапредметные технологии акцентируются на формировании системы универсальных учебных действий:

- личностные: жизненное самоопределение (мотивация учения); действие смыслообразования; нравственно-этического оценивания;

- регулятивные: самоконтроль, контроль, оценка, саморегуляция;

- общеучебные универсальные действия: умение строить высказывание, умение работать с таблицами, умение извлекать информацию из прослушанных текстов, умение работать со справочным материалом, умение действовать по образцу;

- универсальные логические действия: сравнение, установление причинно-следственных связей, классификация;

- коммуникативные: умение слушать и вести диалог, умение работать в группе, умение работать в паре [5].

Метапредметные результаты обучения на уроках английского языка достигаются по средствам:

- принятие и сохранение целей и задач учебной деятельности. Постановка цели урока самими учащимися. Обучать самостоятельному целеполаганию нужно постепенно, используя весь возможный потенциал УМК и различную наглядность;

- наличие текстов разных жанров и обилие заданий на разные типы чтения (поисковое, изучающее, ознакомительное). Обязательное наличие текстов разных жанров и обилие заданий на разные типы чтения (поисковое, изучающее, ознакомительное) помогают учащимся получить навык чтения с пониманием основной идеи, поиска нужной информации, детального понимания. Эти же навыки они с успехом могут использовать при чтении любых текстов, в любой области знаний.

- сопоставление явлений родного и изучаемого языков с помощью грамматического справочника и упражнений. При введении нового грамматического материала учитель, прежде всего, отталкивается от знаний детей в родном языке. В любых языках существуют родственные понятия (например, существительное, глагол, предложение, время и т.д.).

На уровне лексических единиц английский и русский языки имеют самую очевидную связь. Множество двусторонних заимствований (слов, которые переходят из одного языка в другой, и обратно) тому подтверждение. Международная лексика очень хорошо помогает развитию языковой догадки. Не зная английского языка, можно без проблем перевести на русский слова «information», «progress», «profession», «student», «patriotic», «hobby», «heroism», «radio». Кроме того, легко запомнить их произношение и значение на иностранном языке. Задания на соотнесение иностранного слова с его русским эквивалентом могут способствовать не только более успешному овладению словарным составом английского и русского языков, но и повышению интереса учащихся к изучаемому иностранному языку;

- использование мультимедиаприложений. Мультимедийный проектор и интерактивная доска позволяют создавать самые разнообразные интерактивные игры с лексикой;

- интеграции полученных на уроках по другим предметам знаний в ходе дискуссий, проектных работ и других видов деятельности на английском языке [1].

К основным метапредметным результатам изучения иностранного языка в школе относятся:

- умения планировать свое речевое и неречевое поведение;

- развитие смыслового чтения, включая умение определять тему, прогнозировать содержание текста по заголовку / по ключевым словам, выделять основную мысль, главные факты, опуская второстепенные, устанавливать логическую последовательность основных фактов;

- осуществление регулятивных действий самонаблюдения, самоконтроля, самооценки в процессе коммуникативной деятельности на иностранном языке.

Основными способами организации урока с метапредметным содержанием при обучении английского языка являются:

- метод проектов. Проектная деятельность позволяет обучающимся выразить собственные идеи в подходящей для них форме, творчески продуманной. Осваивая культуру выполнения проектных заданий, они учатся творчески мыслить, самостоятельно планировать свои действия, прогнозируя возможные решения проблем, стоящих перед ними, и применять полученные знания на практике;

- информационно-коммуникационные технологии. Информационно-коммуникационные технологии играют важную роль в формировании творческой личности, одна из главных задач, провозглашенных в концепции модернизации российского образования. Ее реализация диктует необходимость развития познавательных интересов, способностей и возможностей учащегося;

- игровые технологии. Инсценировка игры учит обучающихся анализировать и оценивать сложные проблемы человеческих взаимоотношений, в решении которых важны не только правильное решение, но и поведение, структура отношений, тон, мимика, интонации, жесты. Игра помогает обучающимся расширить поведенческий диапазон, развить уверенность в себе, пробуждает неограниченные возможности для реализации творческого потенциала обеих сторон образовательного процесса.

Учителя иностранных языков эффективно применяют ИКТ в своей деятельности, поскольку невозможно представить современный урок без мультимедиа, компьютера и интернета. Использование ИКТ на уроках усиливает положительную мотивацию обучения, активизирует познавательную деятельность обучающихся.м

References

1. Formirovanie na urokah predmetnyh i metapredmetnyh znaniy i umeniy. – Tekst: elektronnyy. – URL: https: // licuv1547.mskobr.ru / files / formirovanie_mpu.pdf (data obrascheniya: 19.02.2025).

2. Zagidullina, O. M. Formirovanie metapredmetnyh umeniy na uroke angliyskogo yazyka. – Tekst: elektronnyy. – URL: http://elib.osu.ru/bitstream/123456789/2064/1/3036-3038.pdf (data obrascheniya: 19.02.2025).

3. Gromyko, N. V. Metapredmetnyy podhod kak yadro rossiyskogo obrazovaniya [Tekst]: Sbornik statey dlya uchastnikov finala Vserossiyskogo kon-kursa «Uchitel' goda Rossii – 2009» / N.V. Gromyko, M.V. Polovkova. – SPb, 2009. – 30s.

4. Hutorskoy, A. V. Didakticheskaya evristika: Teoriya i tehnologiya kreativnogo obucheniya [Tekst] / A.V. Hutorskoy // M.: Izd-vo MGU. – 2003. – 416 s.

5. Ponomareva, E. A. Universal'nye uchebnye deystviya ili umenie uchit'sya [Tekst] / E. A. Ponomareva // Municipal'noe obrazovanie: innovacii i eksperiment. – 2010. – № 2. – s. 39-42.

6. Kuznecov, A. A. O shkol'nyh standartah vtorogo pokoleniya [Tekst] / A.A. Kuznecov // Municipal'noe obrazovanie: innovacii i eksperiment. – 2008. – № 2. – s. 3-6

Login or Create
* Forgot password?