IMPLEMENTATION OF THE "TEACHER – STUDENT" MENTORING FORM IN TRAINING SESSIONS IN THE FORM OF PRACTICAL TRAINING IN MDK 04.01 «ORGANIZATION OF ELECTRICAL EQUIPMENT REPAIR»
Rubrics: GUIDELINES
Abstract and keywords
Abstract (English):
The practice of introducing the "teacher-student" mentoring form is considered on the example of or-ganizing practical classes for students in the specialty 13.02.11 «Technical operation and maintenance of electrical and electromechanical equipment»

Keywords:
mentoring, practical training, professional competencies
Text
Text (PDF): Read Download

Наставничество – один из главных трендов современного образования, осуществляемый при помощи трансляции знаний, умений и навыков более опытных представителей наставляемой отрасли. Наставничеству как методу и способу адаптации и профессионального становления специалиста придается очень большое значение.

В системе среднего профессионального образования, в рамках формирования профессиональных компетенций, реализуются следующие формы организации наставничества: «преподаватель – студент», «мастер – студент», «куратор – студент», «студент-студент». Формы взаимодействия очень разнообразны: семинар-практикум, лабораторные и практические задания, деловая игра, мастер-класс и т.п. Каждая из вышеперечисленных форм направлена на повышение качества подготовки выпускников среднего профессионально образования.

Флэш-наставничество – относительное новое веяние наставничества, суть которого заключается в том, что наставник работает в паре с небольшой группой человек. Флэш-наставничество (от англ. flash – «внезапный», «вспышка») осуществляется короткими «внезапными» периодами по отдельной теме в ходе изучения дисциплины. Реализация такой модели наставничества целесообразна на практических занятиях специальных профессиональных дисциплин, в рамках которых производится отработка одного конкретного профессионального навыка (компетенции), что позволяет в кратчайшие сроки получить необходимую квалифицированную информацию от наставника-специалиста по конкретной проблематике, повышая качество образовательного процесса, обогащая практический опыт.

В данной статье представлен опыт реализации наставничества при подготовке специалистов по специальности 13.02.11 «Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования» на примере серии занятий по профессиональному модулю ПМ04, выполнение работ по рабочей профессии «Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования».

Организация данной модели наставничества предполагает работу в малых группах из 4-6 человек.

План реализации модели содержит от 3 до 6 занятий по 2 академических часа, в ходе которых наставник организует работу в группах таким образом, чтобы они выполняли разное задание. В каждое последующее занятие группы меняются местами. К заключительному занятию каждая группа должна отработать каждое из представленных заданий.

1-е занятие. Теоретическая подготовка по теме: лекция, самостоятельное изучение материала, просмотр видеоуроков и т.п.

2-е занятие. Разбор задания: решение ситуационных задач, кейсовых заданий, производственных задач.

3-е и последующие занятия. Выполнение практического задания. Разработка плана выполнения задания, подбор материала и инструмента.

Приведем конкретный пример организации работы с использованием модели наставничества. Дисциплина МДК 04.01 «Организация ремонта электрооборудования». Тема: «Расчет сечения электрического провода и выбор аппаратов защиты».

1-е занятие. Изучение способов передачи и распределения электрической энергии, знакомство с элементами электрических сетей, изучение устройства и принципа действия аппаратов защиты.

2-е занятие. Выполнение расчетно-практической работы «Выбор сечения проводов по допустимому нагреву и по допустимой потере напряжения».

3-6 занятие. Выполнение практического задания. Группа разбивается под примерными названиями: «ЭнергоПроект», «Ваттсон», «МегаОм», «Электроцех».

Основная деятельность наставника отражена в таблице 1.

 

Таблица 1

Деятельность наставника при выполнении практического задания по группам

Содержание задания

Функции наставника

Задание группе «ЭнергоПроект»: изучить электрическую цепь электропроводки помещения и составить ее принципиальную схему. Записать значения мощностей электроприемников и их технические характеристики. Подобрать марку провода согласно условиям окружающей среды и вычислить его сечение.

Разъясняет технические требования выполнения схем.

Дает необходимую теорию, нормативы (ПУЭ, ГОСТы, ТБ).

 

 

Задание группе «Ваттсон»: изучить правила выбора аппаратов для защиты электроприёмников от коротких замыканий и перегрузок, и выбор сечения проводов и кабелей с учётом защитных аппаратов.

Дает ссылку на нормативные документы, справочную и техническую литературу, оказывает помощь в выборе материалов и оборудования.

Задание группе «МегаОм»: собрать информацию об аппаратах защиты, энергосберегающих приемниках, сделать их сравнительную характеристику.

Дает ссылку на источники, где можно взять информацию об оборудовании

Учит анализировать результат, указывая на сильные и слабые стороны.

Задание группе «Электроцех»: выполнить монтаж электропроводки и осуществить подключение электроприемников помещения.

Показывает правильные методы работы (например, как правильно монтировать проводку, подключать оборудование).

Обеспечивает безопасность выполнения работ.

 

В ходе выполнения студентами заданий роль наставника заключается в поддержке, контроле и передаче профессионального опыта, чтобы помочь им успешно освоить навыки и выполнить работу. Основная цель работы наставника – научить самостоятельности, чтобы в будущем студент мог работать без постоянного надзора.

По окончании выполнения задания группы собираются на обсуждение результатов, в ходе которого производится анализ и оценка выполненных работ.

Достоинства работы группового флэш-наставничества:

- приобретается навык сотрудничества;

- осуществляется самостоятельное распределение обязанностей;

- происходит сплочение коллектива;

- осуществляется обмен опытом;

- экономия времени и быстрый результат.

Недостатки:

- поверхностность, нет глубокой проработки проблемы, только точечные советы;

- возможность не проявлять активности;

- снижение ответственности;

- трудности организации и координации работы;

- трудности оценивания;

- не подходит для сложных и долгосрочных задач.

Вывод: флэш-наставничество хорошо работает для проработки конкретно определенного профессионального навыка (компетенции), организации быстрых решений, в условиях ограниченного времени, но не подходит для глубокой проработки проблемы. Для решения последней задачи лучше применить долгосрочное наставничество.

References

1. Nugumanova, L.M., Yakovenko, T.V. Nastol'naya kniga «Nastavnichestvo: effektivnaya forma obucheniya»: informacionno-metod. materialy / Nuguma-nova L. N., Yakovenko T. V. – 2-e izdanie, dop., pererab. – Kazan': IRO RT, 2020 – 51 s. – Tekst: neposredstvennyy.

2. Sapolovich, N.V. Primenenie aktivnyh metodov obucheniya v prepoda-vanii elektrotehniki / N.V. Sapolovich. – Tekst: neposredstvennyy // Nauchno-metodicheskiy zhurnal «Nauka i obrazovanie: novoe vremya». – 2015. – vyp. 6. ISSN 2541-822X.

Login or Create
* Forgot password?