The psychological features of communication of modern teenagers in social networks are considered
dependence on Internet resources, socialization of youth
Научно-технический прогресс в мире привел к тому, что социум стал единой огромной Вселенной за счёт взаимодействия в глобальной сети Интернет. Деятельность в сети в огромной мере является социальной и зачастую неразрывно связанной с процессом межличностной коммуникации. Нарастающее развитие компьютерных технологий приводит к неизбежному появлению разнообразных отрицательных сопутствующих эффектов, в том числе к трансформации идентичности, неразвитости компонентов социального интеллекта, недоразвитии и уплощенности эмоционального компонента коммуникации, возникновению интернет-зависимости и др.
Изменения, которые происходят в обществе, прямо или опосредствовано влияют на каждого его члена, но особенно выразительно это влияние отражается на подрастающих поколениях. Современный ребенок вырастает в обществе, которое перенасыщено информацией и где ведущее место в развитии подрастающего поколения занимает стремительное развитие информационно-компьютерных технологий. Появляется тенденция к слишком раннему привлечению детей и подростков к виртуальному миру, который оказывает большое влияние на когнитивный, социальный, эмоциональный, двигательный и другие аспекты личностного развития.
Исследователь проблем компьютерных аддикций доктор медицинских наук Б.Т. Воронович пишет, что неконтролируемое время провождение перед компьютером угрожает человеку тяжелыми нарушениями как психического, так и физического здоровья [2]. Когда в период развития нервной системы и формирования психики ребенка он становится постоянно атакованным многокрасочным светом с экрана компьютера, которое сопровождается различными звуками, а к этому приобщаются вспышки эмоций, вызванных событиями в виртуальном мире, тогда появляются эмоциональные нарушения, проблемы с концентрацией, сложности в построении социальных контактов в реальном мире и разрыв родственных эмоциональных уз.
Инновационная информационная среда и специфичность взаимодействий в ней могут воздействовать на развивающуюся личность человека и системы его взаимоотношений с социальным миром, провоцируя огромный ряд новообразований и разнообразных эффектов [1]. Главенствующим видом деятельности в сети выступает общение, которое, с точки зрения исследователей в области психологии, и есть ведущий провокационный фактор в формировании зависимости от интернет-ресурсов.
Сегодня трудно представить современный мир без Интернета. Он может объединять пользователей разнообразных организаций, государственных сообществ и частных предприятий, а также индивидуальных пользователей. Его возможности не ограничены и не изучены в полной мере, в частности, влияние на процесс социализации подрастающего поколения, которая в современном мире имеет свои специфические характеристики. Необходимость данного исследования состоит в том, что интенсивное развитие в последние десятилетия информационно-коммуникационных, компьютерных, электронных, цифровых и интернет-технологий повлияло на поведение значительной части современной молодёжи. Неоспорим тот факт, что современные информационные технологии стали неотъемлемой частью жизни каждого человека, а во многих сферах жизни естественным атрибутом, тем самым изменяя социум.
Учитывая то, что Интернет является огромным, уникальным и во многом полезным ресурсом, облегчающим жизнедеятельность человека, он с таким же успехом может оказывать вредное влияние на психику и здоровье людей независимо от возраста. В последние годы сильнее всего встаёт проблема влияния интернета на социализацию подростков. Это напрямую связано с особенностями данного возраста: активным формированием познавательных процессов, мировоззрения, выраженной потребностью в самореализации, направленностью на профессиональное самоопределение и личности человека. Отсутствие положительного примера в этом возрасте, психолого-педагогической поддержки, надлежащим образом поставленного процесса целенаправленного воспитания может способствовать в этом возрасте появлению первого опыта курения, употребления алкоголя, наркотиков и других отклонений в поведении подростка. В этом же возрасте чаще всего появляются и первые признаки интернет-зависимости как формы девиантного поведения, которая может проявляться в виде игромании, хакерства, кибертерроризма, киберхулиганства и т.д.
О необходимости изучения особенностей общения молодёжи в социальных сетях свидетельствуют, например, данные Г.И. Солдатовой о подверженности подростков коммуникационным рискам, контентным и техническим рискам. Исследователь отмечает, что 75 % всех подростков так или иначе могли сталкиваться с разнообразными признаками агрессии, насилия в Интернете, или с материалами с сексуальной подоплекой. Всего только примерно четверть подростковой интернет-аудитории не сталкивались ни с какими вредоносными либо агрессивными признаками в социальных сетях. На основании анализа литературных данных и собственных исследований Г.И. Солдатовой выделен ряд изменений, происходящих у человека при длительном (чрезмерном) прибывании в сети интернет и общении в социальных сетях (таблица 1).
Таблица 1
Группы изменений, возникновений и виды их проявлений у подростков под влиянием online среды
Группы |
Виды проявлений |
Изменения в высших психических функциях |
1.Память. Преобладание проявлений транс-активной памяти, связанной с работой в интернете, каталогизация памяти. 2.Внимание. Снижение средней продолжительности концентрации внимания, проявление синдрома дефицита внимания, усиление рассеянности внимания, связанного с феноменом «многозадачности» при работе в сети интернет, улучшение распределения внимания. 3. Восприятие. Проявления феномена одного из видов сенсорной депривации при чрезмерно длительной работе в интернете. Это может приводит к менее чувственному ощущению мира, менее телесному (сложности в восприятии своего тела и его возможностей, в целостности себя), притуплению ощущения запахов, звуков от реального мира, появление боязни прикосновений. На фоне недостаточности невербальных возможностей общения в интернете наблюдается существенный спад к обучению считывания невербальных сигналов, что приводит к снижению существенной способности к сопереживанию (эмпатии). 4. Мышление. Преобладание клипового мышления, как способ адаптации к информационному потоку, защиты от информационной перегрузки, как феномен, свидетельствующий о серьезном изменении образа жизни и перехода к другому качеству мышления. Последние определяется, как переход от модели «линейного» (логического, последовательного) мышления к модели «сетевой». |
Продолжение таблицы 1
Группы |
Виды проявлений |
Изменения в механизмах формирования личности |
1.Феномен идентичности. Подростки экспериментируют со своей идентичностью в интернете для поиска своего социального «Я». Они осваивают различные роли (роль собеседника, друга) в социальных сетях. Бесконечно самопрезентуют себя, примеряют разные маски. Все это может приводить к затруднениям в процессах формирования идентичности, диффузной идентичности, удлинению процесса самоопределения и даже наступлению «моратория» идентичности. 2.Феномен социального капитала в форме социальных связей в соцсетях. Считается, что именно образованные ранее социальные связи способствуют в бедующем формированию успешной личности. 3.Феномен статусности и репутации. Сейчас уже ряд работодателей берут на работу на основе репутации и статусности в соцсетях. 4. Повышенный уровень эгоцентризма и инфантилизма у подростков, чрезмерно прибывающих в сети интернет. |
Возникновение новых психологических контекстов и феноменов, которые в них возникают |
Появление новых контекстов и феноменов: интернет-зависимость, многозадачность, приватность (персональных данных, изменения в понятиях «личное» и «публичное») фейсбук депрессия, номофобия, синдром фантомного звука, медиавирусы, селфизм, киберсуицид и т.д. |
Возникновение новых форм взаимоотношения, определяемых online средой |
Появление новых форм в развитии взаимодействия с окружающими отношений. Избыточные формы агрессии в интернете, через искусство фемов, троллингов, хейтерства, кибербулинга. Из положительных контекстов общения в интернете можно выделить дружбу, романтические отношения, феномен «незнакомый» друг (до 50 % френдов в соцсетях). |
Изменения принятых в культуре социальных практик, способов деятельности (поведения) |
Появление новых рисков (контентные, цифровые, коммуникационные, потребительские, технические и риск интернет-зависимости) и угроз. Цифровая компетентность (компоненты: знания, навыки, мотивация, ответственность) неравенство, возможности, инклюзия. |
Изучением особенностей общения молодежи в социальных сетях занимались Е.П. Белинская, А.С. Биккулов, И.А. Васильева, А.Н. Гвинтовкин, Е.М. Осипова, Н.Н. Петрова, Т.А. Воронцова, А.А. Зубрилин, Р.И. Александрова и другие. Исследователи отмечают, что у пользователей социальных сетей, проводящих значительную часть жизненного времени в виртуальном пространстве, возникают изменения в области: здоровья и самочувствия, коммуникации и межличностных отношений, мотивации, эмоциональной сфере и др.
Социализация молодёжи, как и людей других возрастных категорий протекает под влиянием различных факторов, в числе которых заметное место занимают социальные сети [9].
Самое главное, что отмечается учеными и простыми обывателями: пользователи социальных сетей не всегда честны друг с другом: они редко рассказывают о своей настоящей жизни, чаще создавая некоторый идеальный цифровой слепок самих себя. Лента новостей в ВК или в Фейсбуке для многих выглядит как бесконечный праздник на чужих улицах: счастливые фотографии свадеб и отпусков, прекрасные дети и бесконечные новости о личных и карьерных достижениях. Сравнивая свою жизнь с историями «друзей», одни пользователи начинают завидовать другим. Согласно одному из британских исследований, 62 % пользователей социальных сетей негативно оценивают свою жизнь и достижения на фоне постов «друзей». Постоянное сравнение себя с другими расшатывает и занижает самооценку и заставляет пользователей чувствовать себя «неудачниками» на фоне чужих идеальных селфи и историй успеха [8].
В Российской Федерации за сравнительно непродолжительный период времени предпринимались некоторые шаги для того, чтобы оградить психологически незрелую аудиторию от губительного воздействия социальных сетей. В 2010 г. был принят федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» № 436-ФЗ. Указанным законом был введен термин «знак информационной продукции» с разработанной классификацией по доступности либо ограничению информационной продукции для представителей разного возраста.
В целом, зависимости от социальных сетей особенно подвержены подростки. Официально ее нет ни в одной из классификаций заболеваний, однако западные и российские психотерапевты признают наличие подобной проблемы. Возникновение аддикции по отношению к социальным сетям связано с тем, что для активных пользователей – это один из основных способов удовлетворения потребности в общении и принадлежности к обществу. Люди, зависимые от социальных сетей, проводят в них чрезмерное количество времени в ущерб работе, учебе и реальному общению с близкими людьми. Отсутствие доступа к социальным сетям для таких людей сопровождается физическим и эмоциональным дискомфортом, а иногда и психосоматическими симптомами.
Социальные сети также заставляют пользователя находиться в ситуации «социальной многозначности», при которой человек постоянно переключается с общения на чтение постов, веб-серфинг и просмотр видео. Люди, которые не умеют контролировать себя (а согласно исследованиям, таких в социальных сетях немало), не могут заставить себя остановиться и заняться важными делами. Из-за этого у некоторых пользователей социальных сетей возникает хроническое недосыпание, которое снижает умственные способности.
Со всей очевидностью встаёт вопрос о необходимости обучения этике поведения в виртуальном мире с ранних лет.
На настоящий момент довольно часто имеющими место выступают такие направления социальной активности несовершеннолетних в киберпространстве: общение в чатах и форумах; пользование социальными сетями, интерактивные обсуждения и голосования по разным вопросам, разработки авторских сайтов, ведение блогов и т.п. Эти виды социальной активности обуславливают целесообразность исследования причин, проявлений и мотивов молодежи к их использованию, а также создание условий по адекватной самореализации молодых людей в интернет-мире.
Значимыми особенностями общения в интернете являются: письменная форма коммуникации, почти полная анонимность возможных участников общения, отсутствие невербальных и паравербальных языковых средств, а также, чаще всего, достоверная информация о коммуникантах. В силу вышеперечисленных характеристик, интернет способствовал зарождению совершенно иных правил общения людей и в первую очередь молодёжи.
Уникальность виртуального пространства заключается в том, что все его участники благодаря вышеперечисленным характеристикам и возможностям социальной сети, имеют возможность создания своего Альтер-эго (Альтер-эго (Alterego – «другой я» в переводе с латинского языка), что обозначает реальную или выдуманную альтернативную субличность человека. Это может быть в принципе любая персона или образ: литературный персонаж, псевдоним и похожий на него прототип, наместник) [8].
В интернет-сообществе, где пользователи обмениваются информацией, существует поле, куда они вписывают свои личные данные, формирующие у других участников представление о них. Однако отсутствие реального контакта в виртуальном знакомстве приводит к тому, что пользователи могут создавать свой желаемый образ, значительно или частично отличающийся от реального. И этим участники, особенно в молодёжной среде, активно пользуются [10].
Глобальные компьютерные сети характеризуются своей универсальностью, допуская разнообразные формы для того, чтобы самовыражаться и осуществлять социальное взаимодействие. Мотивация подрастающего поколения может видоизменяться по мере взросления, тем не менее, в любом случае она отлична от мотивации взрослых.
Подчеркнем, что компьютерные технология в значительной мере ограничивают возможности обратной связи, при помощи которой подрастающее поколение смогло бы оценить результаты осуществляемых действий. Как следствие, они не только не могут выносить суждения о доставленном вреде, но, и у них появляется вера в то, что их поведение вообще никому не может повредить, поскольку непосредственно пагубных результатов, вроде, как и не видно.
Другой важный фактор основан на том, что технология предоставляет возможность подрастающему поколению почувствовать, что они становятся невидимыми. И такая невидимость проявляется в разнообразных формах. Во-первых, в данном случае срабатывает определенный принцип: «Да, наши виртуальные следы возможно найти, но тем не менее они виртуальные, они находятся в нашем воображении, поэтому мы невидимые».
В Сети подрастающее поколение имеет реальную возможность находиться в виртуальном пространстве не в качестве конкретной личности, а как множество личностей, при этом окружающие люди могут даже не подозревать, является ли данная «личность» настоящей либо выдуманной.
В виртуальном общении в результате физической непредставленности партнеров по коммуникации друг другу теряет свое значение целый ряд барьеров общения, а также коммуникативная компетентность человека, ее невербальная часть. Опасность стать зависимым от Интернета и социальных сетей подстерегает тех, для кого данные сети оказываются иногда единственным средством общения [5].
Почти каждая социальная сеть допускает анонимное взаимодействие пользователей, имеющих желание, стимул или потребность в создании статуса инкогнито. Одной из таких возможностей является регистрация «под ником» - условным обозначением, зачастую не имеющим абсолютно ничего общего с регистрируемой личностью [9].
Такую возможность часто используют молодые люди. Анонимность такого уровня создает все условия для безнаказанного нарушения этики взаимодействия, проявления различных форм девиантного поведения, называемого троллингом. Этот вид виртуального натиска чаще всего используется индивидуальными участниками, с целью достижения узнаваемости, публичности [3].
И.С. Шевченко выделил следующие характеристики Интернет-коммуникации: 1) анонимность; 2) добровольность и желательность контактов; 3) отсутствие паралингвистических, невербальных элементов общения; 4) затруднённость передачи и восприятия эмоциональной составляющей коммуникации; 5) специфика протекания процессов межличностного восприятия в условиях отсутствия невербальной информации; 6) снятие жёстких социальных конвенций, границ культур [1].
Социальные сети предполагают значительный диапазон коммуникативных возможностей. В них есть все необходимые ресурсы для преодоления коммуникативных фильтров и создания максимально благоприятного образа-Я в рамках персональной страницы.
Помимо этого, обширное и повсеместное применение мобильных телефонов еще более увеличивает способности подрастающего поколения организовывать собственную социальную жизнь вне зоны контроля от окружающих. При этом, влияние последнего фактора на девиантное поведение молодежи в социальных сетях фактически не изучалось, что не позволяет оценить реальную тяжесть подобной ситуации.
Немаловажно также то, что в виртуальном пространстве, в отличие от реальности, родители и педагоги еще не могут обучиться разбираться с такими мотивами, которыми руководствуется подрастающее поколение, чтобы направлять собственную деятельность в заданное русло. Одна из причин – молодежь разбирается в компьютерных технологиях гораздо лучше [6].
Таким образом, все более распространяющаяся сеть Интернет при условиях возрастающей и распространяющейся компьютеризации становится важным фактором в плане полноценной социализации личности, оказывая в данном случае и положительное, и негативное воздействие на становление личности и общение подростков. Поскольку именно в молодом возрасте процесс социализации идет довольно стремительными, интенсивными темпами, постоянное взаимодействие в виртуальном пространстве в значительной мере воздействует на весь ход освоение молодыми людьми разнообразных социальных ролей, эталонов поведения, культурных обычаев и ценностных ориентаций, практически сводя к нулю усилия по воспитанию молодежи его ближайшим окружением.
1. Biryukov A.B. Zavisimost' ot social'nyh setey // Innovacionnaya nauka. - 2017. - № 5. - S.46-48.
2. Voronovich B.T. Bez tayn o zavisimostyah i ih lechenii / B. T. Vorono-vich. - Kiev: Sfera, 2020. - 213 s.
3. Gvintovkin A.N. Virtual'noe prostranstvo kak «novaya real'nost'»: sostoyanie i riski socializacii rossiyskoy molodezhi. - Rostov-na Donu: RA-SO-YuG, 2021.
4. Zhukova N.V., Aysmontas B.B. Setevoe internet-obschenie, kak novaya forma organizacii kommunikativnogo processa v sovremennom obschestve // Sovremennaya zarubezhnaya psihologiya. 2017. Tom 6. № 4. S. 56-65.
5. Karpova M.K. Social'nye seti kak osobyy kanal samoprezentacii individa // Nauka. Obschestvo. Gosudarstvo. - 2018. - T.6. - № 1 (21).
6. Koroleva D.O. Ispol'zovanie social'nyh setey dlya celey obrazo-vaniya i socializacii podrostka: analiticheskiy obzor empiricheskih issledo-vaniy (mezhdunarodnyy opyt) // Psihologicheskaya nauka i obrazovanie. 2015. T. 20. № 1. C. 28-37.
7. Koroleva D.O. Issledovanie povsednevnosti sovremennyh podrost-kov: prisutstvie v social'nyh setyah kak neot'emlemaya sostavlyayuschaya obsche-niya [Elektronnyy resurs] // Sovremennaya zarubezhnaya psihologiya. 2016. Tom 5. № 2. S. 55-61. doihttps://doi.org/10.17759/jmfp.2016050207
8. Osipova A.G. Virtual'naya «lichnost'» i real'noe «ya»: problema identichnosti // Voprosy kul'turologii. - 2008. - N 1. - S. 16-17.
9. Petrov V.P. Internet v mirovom informacionnom prostranstve // OBZh. Osnovy bezopasnosti zhizni. - 2008. - N 8. - S. 49-48.
10. Sashenkov S.A. Kriminogennoe vliyanie social'nyh setey na neso-vershennoletnih // Vestnik Voronezhskogo instituta MVD Rossii. 2015. №3. S. 215-219.