FEATURES OF CALCULATION OF PARTIAL AND RESULTANT CARGO TRANSPORTATION EFFICIENCY INDICATORS
Abstract and keywords
Abstract (English):
A financial model has been developed that takes into account the impact of cost elements and unit costs on the cost of cargo transportation and forms the basis for calculating the resulting performance indicators

Keywords:
financial model, cost, unit costs, resulting indicators, efficiency
Text
Publication text (PDF): Read Download

Вопросы оценки уровня и динамики частных показателей эффективности грузоперевозок исследованы достаточно полно. Однако, недостаточно полно раскрыт практический аспект применения этих показателей при формировании результативных показателей деятельности компаний по грузоперевозкам, таких как прибыль от продаж, рентабельность продаж и т.п. [1].

В связи с этим уточнение теоретических основ и разработка практических рекомендаций по выявлению влияния частных показателей эффективности на результативные показа-тели грузоперевозок остается важной задачей. Все это определило актуальность исследования, его цели и задачи.

Цель исследования – исследовать влияние частных показателей эффективности, используемых в грузоперевозках, на результативные показатели.

Задачи исследования:

– уточнить состав и порядок расчета частных показателей эффективности грузоперевозок;

– разработать и апробировать финансовую модель для целей калькулирования, раскрывающую влияние элементов затрат на величину себестоимости грузоперевозок и на каждый частный показатель эффективности;

– раскрыть возможности использования предлагаемой финансовой модели для анализа фактических затрат и расчета результативных показателей.

Объект исследования – показатель «Себестоимость перевозок». Предмет исследования – факторы, влияющие на формирование себестоимости перевозок и величину частных показателей эффективности.

Проведем расчеты на примере конкретного предприятия. Характеристики параметров рейса представим в таблице 1.

Сформируем финансовую модель «Расчет параметров рейса» в формате Excel и представим ее в таблице 2.

 

 

 

 

Таблица 1

Характеристика параметров рейса

Параметры рейса

Характеристика параметров рейса

Маршрут

Дмитров, ул. Элеваторная, 29 - с/х Ленинский, ул. Элеваторская, 1

Груз

Масло подсолнечное, бочка металлическая, 200 л

Тип тары

Бочка со съемным верхним дном из крашеной стали, 200 л

Транспортное средство (ТС)

КАМАЗ-45144-№3 без прицепа

 

Таблица 2

Расчет параметров рейса

№ п/п

Параметры рейса

Ед. изм.

Норматив

Оценка

А

Б

1

Количество тары

шт

0,182

22

2

Вес тары (Б1 × А2) : 1000

тн

17

0,3740

3

Вес груза (нетто) (дано)

тн

– 

4,000

4

Вес груза (брутто)

тн

– 

4,374

5

Балансовая стоимость ТС, без НДС

руб.

– 

1 200 000

6

Срок полезного использования

мес.

– 

85

7

Грузоподъемность ТС с прицепом, номинальная

тн

– 

13

8

Грузоподъемность ТС с прицепом, действительная

тн

– 

10

9

Грузоподъемность ТС с прицепом, фактическая, с учетом вида груза и типа тары

тн

– 

6

10

Коэффициент загрузки ТС (Б4 : Б 9) × 100%

%

– 

72,90

11

Базовая норма расхода ГСМ на ТС

л/100км

– 

27,4

12

Вес прицепа

т

0

13

Расчетная базовая норма расхода ГСМ на ТС с прицепом (Б11)

л/100 км

1,30

27,4

14

Транспортная норма расхода ГСМ (рассчитывается на вес груза) (Б13 + А13 × Б4)

л/100 км

1,30

33,09

15

Зимний коэффициент

%

– 

10

16

Расстояние груженого пробега (транспортировки)

км

– 

120

17

Расстояние порожнего пробега

км

– 

120

18

Расстояние за рейс, всего (Б16 + Б17)

км

– 

240

19

Грузооборот (Б4 × Б16)

т×км

– 

524,88

20

Средняя нормативная скорость движения

км/ч

– 

55

21

Длительность загрузки

ч

– 

1,00

22

Длительность груженого пробега (Б16 : Б20)

ч

– 

2,18

23

Длительность порожнего пробега (Б17 : Б20)

ч

– 

2,18

24

Длительность выгрузки

ч

– 

1,00

25

Итого затраты времени на один рейс (Б21 + Б22 + Б23 + Б24), принимаем равным одному дню

ч

– 

6,36

26

Норма расхода ГСМ на груженый пробег (Б14 × (100+Б15) / 100

л

36,39

– 

27

Расход ГСМ на груженый пробег (транспортировка) (А26 × Б16 : 100)

л

– 

43,67

28

Норма расхода ГСМ на порожний пробег (Б13 × (100 + Б15) / 100

л

30,14

– 

29

Расход ГСМ на порожний пробег (А28 × Б17 : 100)

л

– 

36,17

30

Расход ГСМ на простой

л

– 

0,00

31

Итого расход ГСМ (Б27 + Б29 + Б30)

л

– 

79,84

 

 

 

Используя данные из таблицы 2, сфор-мируем финансовую модель «Калькулирование грузоперевозок». В основу модели положим логику формирования элементов затрат.

 

Таблица 3

Калькулирование грузоперевозок

№ п/п

Статьи затрат

Ед. изм.

Норматив

Затраты
на рейс

Удельные затраты

т×км

т груза

км

А

Б

В

Г

Д

Е

1

Сдельная часть оплаты труда по времени

2

Груженый пробег (транспортировка) (В2 = А2 × Б2 × Б22 табл. 2)

руб.

55,6

1

121,31

0,23

30,33

0,51

3

Порожний пробег (В3 = А3 × Б3 × Б23 табл. 2)

руб.

55,6

1

121,31

0,23

30,33

0,51

4

Простой [В4 = А4 × Б4 × (Б21 табл.2 + Б24 табл.2)]

руб.

55,6

1

111,2

0,21

27,80

0,46

5

Итого сдельная часть оплаты труда по времени (В5 = В2 + В3 + В4)

руб.

 

– 

353,82

0,67

88,45

1,47

6

Премия на сдельную часть оплаты труда (В6 = В5 × А6 : 100)

%

150

– 

530,73

1,01

132,68

2,21

7

Надбавки на сдельную часть оплаты труда – районный коэффициент [В7 = (В5 + В6) × А7 : 100]

%

15

– 

132,68

0,25

33,17

0,55

8

Социальные отчисления от ФОТ [В8 = В5 + В6 + В7) × А8 : 100]

%

30,2

– 

307,20

0,59

76,80

1,28

9

Итого ФОТ, сдельная часть за рейс (В9 = В5 + В6 + В7)

руб.

– 

– 

1 017,23

1,94

254,31

4,24

10

Итого ФОТ, с отчислениями, сдельная часть за рейс (В10 = В8 + В9)

руб.

– 

– 

1 324,43

2,52

331,11

5,52

11

Стоимость ГСМ, груженый пробег (В11 = А11 × Б27 табл. 2)

руб.

32,69

– 

1 427,70

2,72

356,92

5,95

12

Стоимость ГСМ, порожний пробег (В12 = А12 × Б29 табл. 2)

руб.

32,69

– 

1 182,33

2,25

295,58

4,93

13

Стоимость ГСМ, простой

руб.

0

– 

0,00

0,00

0,00

0,00

14

Итого стоимость ГСМ (В14 = В11 + В12 + В13)

руб.

– 

– 

2 610,03

4,97

652,51

10,88

15

ТО и запчасти по норме от фактических расходов на ремонт за последние 12 мес. на км пробега (В15 = А15 × Б18 табл. 2)

руб.

5,68

– 

1 363,20

2,60

340,80

5,68

16

Операционная себестоимость перевозки без амортизации (прямые затраты), (В16 = В10 + В 14 + В15)

руб. 

– 

– 

5 297,66

10,09

1 324,41

22,07

17

Амортизация на рейс [В17 = (Б5 табл. 2 : Б6 табл. 2) × 12] : 365

руб.

– 

– 

464,14

0,88

116,04

1,93

18

Прямые затраты с амортизацией (В18 = В16 + В17)

руб.

– 

– 

5 761,80

10,98

1 440,45

24,01

19

Накладные расходы (от прямых затрат без амортизации), (В19 = В16 × А19 : 100)

%

5

– 

264,88

0,50

66,22

1,10

20

Итого полная себестоимость (В20 = В18 + В19)

руб.

– 

– 

6 026,68

11,48

1 506,67

25,11

 

 

Примечание:

удельные затраты на т×км = затраты на рейс : грузооборот;

удельные затраты на т груза = затраты на рейс : вес груза нетто;

удельные затраты на км = затраты на рейс: расстояние на рейс.

Из предлагаемой модели сформируем сводную таблицу 4 для расчета структуры себестоимости грузоперевозок и расчета результативных показателей деятельности транспортных компаний.

 

 

 

Таблица 4

Структура себестоимости и результативные показатели по грузоперевозкам

Показатели (статьи затрат)

Оценка, руб.

Уд. вес, %

1

Итого ФОТ, с отчислениями, сдельная форма оплаты труда, за рейс

1 324,43

21,98

2

Стоимость ГСМ за рейс

2 610,03

43,31

3

Амортизация за рейс

464,14

7,70

4

ТО и запчасти

1 363,20

22,62

5

Прямые затраты с амортизацией

5 761,80

95,60

6

Накладные расходы

264,88

4,40

7

Итого полная себестоимость

6 026,68

100,00

8

Коэффициент наценки (с учетом средней рыночной цены)

1,327

9

Цена реализации услуги (без НДС), (стр. 7 × стр. 8)

8 000,00

– 

10

Прибыль от продаж (стр. 9 – стр. 7)

1 973,32

– 

11

Рентабельность продаж, % (стр. 10 : стр. 9 × 100)

24,67

– 

12

Рентабельность перевозок, % (стр. 10 : стр. 7 × 100)

32,74

– 

 

 

Таким образом, предлагаемая модель «Калькулирование грузоперевозок» позволяет:

– расширить возможности использова-ния однажды выполненных плановых расчетов за счет использования их для анализа фактических затрат;

– данные, сформированные в модели, могут быть использованы для формирования цен по каждому виду услуг (пример расчета представлен в таблице 4);

– данные, представленные в модели, могут корректироваться с учетом изменения цен на «входные» ресурсы и цен на услуги по грузоперевозкам.

В целом, в модели складывается наиболее полная картина затрат в бизнесе и она может быть использована для сравнения с ближайшими конкурентами.

Полная себестоимость позволяет перейти к расчету результативных показателей, таких как прибыль от продаж, рентабельность продаж и рентабельность перевозок.

Наибольшую аналитическую ценность в модели представляют удельные затраты, характеризующие отраслевую специфику бизнеса. Они также могут использоваться в пределах одного предприятия для оценки каждого вида перевозок в составе портфеля оказываемых услуг и для сравнения с ближайшими конкурентами.

Все необходимые данные для проведе-ния расчетов могут быть получены из системы бухгалтерского учета бизнеса. Практическое использование модели не составляет труда, так как представлен подробный алгоритм расчета необходимых показателей и проведена апробация модели. Предлагаемый нами подход к объединению частных и результативных показателей эффективности значительно расширяет аналитические возможности учетной систе-мы транспортных компаний.

Цели и задачи исследования выполнены.

– уточнены составляющие элементов затрат, характерные для грузоперевозок;

– уточнен состав и порядок расчетов частных показателей эффективности грузоперевозок;

– разработана и апробирована финансовая модель для целей калькулирования, раскрывающая влияние элементов затрат на величину себестоимости грузоперевозок и на каждый частный показатель эффективности;

– раскрыты возможности использования предлагаемой финансовой модели для анализа фактических затрат и расчета результативных показателей.

Модель, по сути, универсальна, ее вне-дрение в формате Excel позволит расширить возможности использования информационной базы, формируемой в системе бухгалтерского учета, для анализа и принятия управленческих решений.

References

1. Grigor'eva T.I. Finansovyy analiz dlya menedzherov: ocenka, prognoz / T.I. Grigor'eva. - M.: Yurayt, 2013. - 462 s.; 21 sm. - Bibliogr.: s. 460-462. - 1000 ekz. - ISBN 978-5-9916-2629-3. - Tekst: neposredstvennyy.

Login or Create
* Forgot password?