TAKING INTO ACCOUNT INDIVIDUAL DIFFERENCES OF STUDENTS IN LEARNING
Abstract and keywords
Abstract (English):
The article deals with the problems of individual differences of students in primary school in learning. Taking into account the individual differences of learners allow a teacher to distribute educational material more rationally and develop students' abilities

Keywords:
individual differences, primary school, thinking, attention, ability
Text
Publication text (PDF): Read Download

Современная система обучения включает в себя знания, умения, навыки, методы и приемы их приобретения и применения. Таким образом, обучение – это совместная деятельность учителя и деятельность учащихся, их взаимосвязь. Одна из особенностей процесса обучения в современной школе состоит в том, что руководящая роль учителя, как решающее условие успеха учащихся, уходит на второй план. А активность учащихся является залогом успеха. Учитель сегодня берет на себя задачу активного наблюдателя и грамотного консультанта, направляющего в нужном русле мыслительный процесс обучающихся, формирующего творческое начало в познании истины.

Обучение в начальной школе имеет огромное значение в развитии учащегося. Именно в начальной школе закладываются основы главных компетенций на начальном этапе обучения. Таковыми можно считать креативность, способность к поиску знаний, овладение знаниями и общения детей друг с другом. Поэтому современная модель образования предполагает высокие технологии развития воображения, грамотности и других базовых способностей детей.

Обучение учащихся начальной школы существенно отличается от обучения учащихся средних и старших классов, что обусловливается психологическими особенностями, а также и тем, что младшие школьники только еще начинают овладевать совершенно новым для них видом деятельности – учебной деятельностью.

Для младших школьников учебная деятельность является ведущей [2].

Младший школьный возраст – это промежуточный этап развития от дошкольного возраста к подростковому. Психика детей в этом возрасте все время изменяется. В младшем школьном возрасте происходит интенсивное развитие и качественная перестройка памяти учащихся, формируются черты логической памяти. Вместе с тем память сохраняет ряд особенностей, которые характерны для памяти старшего дошкольника. Процессы мышления, понимания и запоминания у младших школьников носят преимущественно непроизвольный характер, поэтому необходимо использовать такие приемы и способы обучения, которые полностью бы соответствовали психологическим особенностям данного возраста и обеспечивали бы рациональное и продуктивное усвоение учебного материала. 

Как упоминалось выше, процессы мышления, понимания и запоминания у младших школьников носят преимущественно непроизвольный характер, детям этого возраста трудно подчинить процессы запоминания учебным задачам. Первоначально наиболее частым приемом, которым они действительно пользуются для заучивания слов и фраз, является простое многократное повторение. Однако такое механическое заучивание учебного материала вовсе не является необходимой ступенью в развитии детской памяти. Оно вызывается скорее трудностями понимания усваиваемого материала, а отнюдь не возрастной особенностью младших школьников. Они еще просто не приобрели умения запоминать учебный материал. Утверждение о том, что механическое запоминание у детей более продуктивно – неправильно. Как указывает А.А. Смирнов, «механическое заучивание у детей так же, как и у взрослых, дает меньший эффект, чем осмысленное запоминание» [4]. В действительности даже память маленького ребенка является не чисто механической, а во многом осмысленной. То, что запоминается им, бывает связано с его детскими потребностями и интересами, с его элементарными процессами мышления и понимания.

Она включает в себя овладение новыми знаниями, умениями решать разнообразные задачи, принятие авторитета учителя, освоение учебного сотрудничества. Кроме того, младший школьник как субъект учебной деятельности сам развивается и формируется в ней, осваивая новые способы анализа (синтеза), обобщения, классификации, а также собственно учебные действия контроля, оценки, осознания условий задачи.

В обучении мы имеем дело с живыми детьми, каждый из которых имеет свои отличительные черты. В классе нет детей, абсолютно похожих друг на друга во всех отношениях. У каждого ребенка есть свои положительные качества и недостатки.

Преподавателю необходимо в процессе учебной работы внимательно изучать каждого ученика. Индивидуальный подход возможен лишь на основе учета особенностей в физическом и психическом развитии каждого ребенка. Он необходим по отношению ко всем учащимся. Нельзя хорошо обучить и воспитать детей без чуткой, внимательной заботы о них, требующей терпения, самообладания, веры в ребенка, уважения к нему, но в то же время настойчивости и разумной строгости.

Рассмотрим здесь наиболее существенные различия в развитии детей, знание которых необходимо педагогу при ведении им учебной работы.

В обучении детей, как мы видели выше, исключительно важную роль играет деятельность мышления. Особую трудность для воспитания представляют дети с замедленным мышлением. Однако замедленное мышление – это не умственная отсталость. Умственно отсталые дети требуют специального изучения, и их воспитание и обучение осуществляется в особых, специальных школах. Дети с замедленным мышлением – нормальные дети, которые могут усваивать знания по общей для массовой школы программе. Они способны ко всем тем логическим процессам и операциям, к каким способны все ученики по классу, но у них замедленные темпы мыслительной работы. По мере упражнений в мышлении они могут и освободиться от этого недостатка, педагогу важно умение терпеливо ожидать ответа от такого ученика, иногда повторять еще раз условие задачи, чаще поощрять за удачные ответы, не снижать отметки за хорошую работу, если ученик подает ее позже, чем другие.

В классе могут быть и дети с быстрым мышлением, но поверхностным, необоснованным. Таким детям надо предлагать дополнительные вопросы и задания, давать понять недостатки их работы, отучая их от небрежности в мышлении.

Детям, отличающимся большей сообразительностью, сравнительно более четким, ясным и точным мышлением, целесообразно давать дополнительные задания повышенной трудности, чтобы не задерживать их умственного развития, а способствовать ему [1].

В области памяти различия у детей встречаются в разном отношении. Одни дети быстро запоминают, но быстро и забывают. Другие дети медленно запоминают, но надолго сохраняют в памяти. Наиболее благоприятны, разумеется, те случаи, когда дети быстро запоминают и надолго сохраняют в памяти.

Педагогам необходимо считаться с типом запоминания и помогать детям прочно усваивать знания. Применение приемов правильного и экономного заучивания совершенствует память и приводит к прочному усвоению заучиваемого материала.

Школьники начальных классов проявляют нередко склонность заучивать материал механически, не осмысливая его. Это ведет к формализму в знаниях, а затем к отставанию в силу того, что ученик не может в дальнейшем овладеть материалом, требующим логической работы над ним. Важно предупреждать этот недостаток у детей и постоянно следить за сознательностью усвоения материала.

Индивидуальные различия у детей в отношении памяти проявляются, далее, в том, что одни запоминают легче материал одного характера, а другие – материал другого характера. Например, у некоторых детей хорошая память на цифры, у других – на слова, у одних на исторические факты и даты, у других – на материал из жизни природы. Эта способность никакого ущерба развитию ребенка не наносит, но педагогу необходимо заботиться о хорошем запоминании ребенком всякого материала и разъяснять, что хорошая память на материал одного рода не освобождает от необходимости стараться прочно запоминать и материал другого рода.

У одних детей преобладает зрительная память, у других – слуховая, у третьих – моторная, у четвертых – смешанная. Педагог может воспользоваться этой особенностью, рекомендуя те приемы заучивания, которые лучше помогают данному ребенку запомнить материал. Лучше всего давать всему классу разнообразные упражнения, чтобы запоминанию материала каждым учеником способствовали и зрение, и слух, и двигательные центры.

Весьма значительны индивидуальные различия в интересах детей.

Преобладающие интересы у детей младшего школьного возраста еще неустойчивы. Они не раз могут меняться. И в этом нет ничего особенного. На эти интересы надо опираться, чтобы разумно использовать свободное от учебных занятий время ребенка. Вместе с тем необходимо предупреждать возможность нарушения ребенком меры в его увлечении; он может забросит обязательные занятия, которые необходимы для всестороннего его развития. Нужно руководить учеником так, чтобы этого не получилось.

Очень ценно в работе педагога умения выявлять и поощрять особое дарование ребенка. Если, например, ребенок любит решать арифметические задачи, разбирается в трудных задачах, сам составляет содержательные и интересные задачи, то на развитие его способности к математике нужно обратить особое внимание.

Есть дети, которые особенно любят художественное слово, любят декламировать, любят игры - драматизации. Некоторые пишут содержательные и красочные по форме сочинения. Важно поддерживать эти интересы, давать подходящую пищу для того, чтобы у детей хорошо развивались обнаруженные способности.

То же самое можно сказать о детях, которые проявляют особый интерес к наблюдению явлений природы, к рисованию, к тому или иному виду ручного труда, к пению и музыке, к иностранному языку.

Иногда ребенок, особенно способный к каким-либо занятиям, начинает считать, что в данной области успехи ему даются легко и не работает с достаточным усердием и с достаточной требовательностью к себе. Такое поверхностное отношение к делу сможет привести к тому, что дарование заглохнет. Крайне важно разъяснять детям, как необходим для развития способностей и для достижения серьезных успехов большой труд – усвоение знаний и регулярные упражнения. Необходимо помочь ребенку совершенствовать его знания и умения в данной области.

Некоторые дети часто меняют свои увлечения – то увлекаются собиранием коллекций, то рисованием, то каким- либо видом спортивных развлечений. Они бросаются от одного к другому, разбрасываются, нигде не достигая серьезного успеха. Поощряя активность, педагогу необходимо направить ребенка на более организованную и успешную деятельность.

В жизни школы бывают (хотя и редко) и такие случаи, когда тот или иной ребенок не имеет интереса к учению, не хочет, заниматься, не выполняет заданий учителя. Тогда учителю необходимо выяснить, чем это обусловлено. Причины такого явления бывают, например, такие: ребенок не понимает тех правил, приемов работы, с которыми ему надо иметь дело, а сказать об этом не решается в силу застенчивости, страха; он отстал от учеников по классу, ему очень трудно, а с него требуют так же, как с других; он находится в противоречивом положении, ему «не хочется учиться» ; к ребенку когда-то нетактично подошел учитель, обидел его своими упреками, у ученика возникло чувство несправедливости и появилась неприязнь к учителю; это и создает у него противодействие; ребенок имеет потребность в движениях, в физической активности, а в классе идет однообразная интеллектуальная работа, это однообразие угнетает ребенка, и он пускается в озорство, запускает учение. 

Выяснение конкретной причины отсутствия у ученика интереса к учению поможет наметить и пути к устранению такого явления. Такое состояние у ученика обычно бывает временным. Для основной массы детей характерен активный интерес к знаниям, к науке и технике, характерна любознательность и наличие познавательных интересов, создающих активное отношение к задаче овладения знаниями и умениями.

В отношении развития воображения среди детей также имеются индивидуальные различия. Есть дети, которые при воспроизведении знаний отвечают схематично, не приводя существенных конкретных данных, не рисуя образов и картин, когда это было бы уместно. Эти же ученики затрудняются представлять себе явления в перспективе, рисовать в воображен6ии будущее. Причиной этого недостатка является бедность их наблюдений, бедность накопленных впечатлений и конкретных сведений. Развивать их воображение можно лишь создав почву для этого, т.е. расширив их опыт и вооружив знаниями. Само собой разумеется, что здесь необходимы постепенно усложняющиеся упражнения в выполнении разнообразных работ творческого характера.

С другой стороны, бывают дети – фантазеры, которые легко допускают всякого рода искажения, пустые фразы и даже ложь. Способность придумывать интересные ситуации, конструкции, детали в развитии событий, в раскрытии образов и т.п. – это явление положительное.   Но от безудержной, оторванной от действительности фантазии и тем более лжи, хотя и невинной, но употребляемой не в виде шутки, не в качестве средства юмора, надо детей предостерегать, задавая им вопросы, которые требовали бы внесения поправок в их фантазию.

Учителю необходимо следить за тем, чтобы ученик не уклонялся слишком рано в одну какую-нибудь отрасль знаний, пренебрегая другими. Направляя развитие умственных сил и способностей детей, учитель должен особое внимание обратить на их здоровье, на их физическое воспитание. Нужно, чтобы развитие детей было гармоничным: физическая слабость, умственное переутомление, пренебрежение требованиями гигиены могут привести в дальнейшем к ослаблению и умственного развития ребенка.

Знать ученика – это значит, конечно, не только видеть его недочеты в работе, понять характерные черты в его поведении, почувствовать, на что можно воздействовать, чтобы вызвать в нем стремление улучшить успеваемость.

Индивидуальный подход к учащимся в обучении осуществляется в российских школах в условиях воспитания через коллектив. Об этом никогда не надо забывать учителю. Работая с классом, учитель учебные задачи ставит прежде всего перед учениками всего класса, он мобилизует волю каждого ученика на достижение целей, общих для всего класса [3].

Каждый ученик, отстающий по тем или иным причинам, плохо усваивающий знания, может получить помощь не только от учителя, но и от одноклассников, стремление отдельных учащихся уклоняться от самостоятельных усилий и пользоваться чужим трудом должно встречать отпор со стороны коллектива, выработавшем у себя здоровое общественное мнение.

References

1. Davydov, V. V., Markova, A. K. Razvitie myshleniya v shkol'nom vozraste / Vozrastnaya i pedagogicheskaya psihologi: Teksty. - M.: Izd-vo Mosk. un-ta, 1992, s. 143

2. Zimnyaya, I. A. Pedagogicheskaya psihologiya: uchebnik dlya vuzov / I.A. Zimnyaya, - Izd. vtoroe, dop., isp. i pere rab. - M.: Universitetskaya kniga; Logos, 2009 - 384 s.

3. Kon, I. S. Rebenok i obschestvo. Uch. Posobie dlya stud. vysi. ucheb. zavede-niy / I.S.Kon - M.: Izdatel'skiy centr «Akademiya», 2003. - 336 s. - M.: Nauka, 1988.

4. Smirnov, A. A. Izbrannye psihologicheskie trudy: V 2 t. / A. A. Smirnov. - M. : Pedagogika, 1987, 172 s.

Login or Create
* Forgot password?