ANALYSIS OF METHODS FOR ASSESSING THE STRENGTH OF STRUCTURES IN AREAS OF CONCENTRATION OF MECHANICAL STRESSES
Abstract and keywords
Abstract (English):
The analysis of methods for assessing strength in areas of mechanical stress concentrations in structures with defects is considered. As examples, the connections of a pipe with a welded shell and a technological pipeline with a through crack in the metal stratification zone delamination are given. It is shown that the calculation of structures with defects is based on the determination of the type of stress state that occurs under load, which is usually characterized by the value of the stiffness coefficient. Analysis of the study of a fragment of a technological pipeline in the zone of wall de-struction showed that the rupture occurred in the zone of the greatest wall thinning caused by the de-lamination of the wall metal, and the cause of the destruction was an excess of internal pressure

Keywords:
fracture, crack, fitting, stress tensor, stiffness coefficient
Text
Publication text (PDF): Read Download

Методам оценки прочности конструкций в зонах концентраций механических напряжений, в частности, конструкциям, содержащим тонкостенные оболочки, посвящено множество научных работ, в частности [1, 2, 3, 4]. Одной из основных задач при проектировании является обеспечение равнопрочности конструктивных элементов в зонах сопряжения, например, врезки штуцера в обечайку, состоящее из нескольких отдельных деталей и сварных швов, включая укрепляющее (накладное) кольцо, соединенные между собой сварными швами. Особенно в процессе эксплуатации, когда зоны сопряжения имеют различную степень износа, происходит увеличение напряженного состояния (НС). Решению задачи оценки объемного напряженного состояния конструктивных элементов посвящены научные работы [5, 6, 7].

Рассмотрим некоторые конструктивные элементы, имеющие разрушения в процессе эксплуатации. Фрагмент врезки патрубка в обечайку со сквозной тещиной показан на рисунке 1. Трещина обнаружена при пропуске продукта, а затем подтверждена цветным методом дефектоскопии зоны сварного шва. Анализом установлено, что разрушение произошло при превышении радиальной нагрузки на штуцер в зоне наибольшей концентрации напряжения в сварном шве, в результате чего и образовалась трещина.

Рисунок 1 - Фрагмент врезки патрубка

в обечайку со сквозной тещиной

Сквозная трещина

Возможно, путем исследования НДС и определения фактических напряжений перед пуском в эксплуатацию, вероятность разрушения сварного шва в процессе эксплуатации была бы предотвращена, однако исследования прочности зоны врезки патрубка не проводились.

 

Натурные эксперименты на моделях отдельных элементов конструкций до настоящего времени проводились, например, по оценке НС зон патрубков [8, 9], при этом использовались преимущественно модели из полимерных материалов. Такие модели хорошо демонстрируют процесс разрушения, но не дают возможности оценки реального НС штуцерного узла. Инженерные методики расчета напряженного состояния (НС) элементов сосудов с патрубками, разработаны в зависимости от их геометрических размеров, давления и применяемых материалов обечаек и патрубков [10].

Рисунок 2 - Поперечное сечение врезки патрубка в корпус сосуда

Теоретические исследования упругого состояния осесимметричного соединения обечайки диаметром D и толщиной S с цилиндрическим патрубком диаметром D1 и толщиной S1, показанное на рисунке 2 в виде поперечного сечения врезки патрубка в обечайку, изложены в работах [11, 12, 13, 14]. В основе этих работ лежит определение вида НС, возникающего в некоторых точках конструкции под нагрузкой. врезки патрубка. Во врезке патрубка, в частности, НС наблюдается в малом элементе на внутренней кромке самого патрубка, которое характеризуют величиной коэффициента жёсткости, равного отношению первого инварианта тензора напряжений ко второму [15], определяемому формулой:

 

g=σ1+σ2+σ3σi,                                     (1)

где  σ1, σ2,σ3– главные напряжения, возникающие в точке наблюдения;

σi– интенсивность напряжений, определяемая формулой:

σi=12σ1- σ22+σ1- σ32+σ2- σ32.                         (2)

Экспериментальное исследование НС [13] показало, что увеличение коэффициента жёсткости в зависимости от вида НС приводит к смещению очага разрушения от кромки патрубка. Это происходит независимо от уровня напряжений на кромки патрубка, а для конструкции в целом не зависит от уровня максимальных или минимальных напряжений в этой точке. Существенно, что такое смещение может происходить как в случае циклического характера нагружения конструкции, так и в случае её квазистатического разрушения [16].

Численное моделирование значения (1) выражается коэффициентом концентрации напряжений и определяется формулой:

Kσ=σimaxσinom, ,                                                         (3)

где σimax – интенсивность напряжений в точке наблюдения рабочей зоны образца;

σinom – номинальные эквивалентные напряжения.

Такое НС характеризует процесс деформирования элементов высоконагруженных конструкций, в частности, кромок отверстий в стенках сосудов высокого давления, в посадках с натягом, при контактном силовом взаимодействии элементов конструкций.

При проектных толщинах стенок в зоне сопряжения патрубка с обечайкой НС определяется условием [17]:

σэквисх =f (Dc; S; S1; S2; dc; P).                                             (4)

При фактических толщинах стенок НС зоны сопряжения патрубка с обечайкой определяется условием [17]:

sэкв ф=f (Dc; Sk; S1k; S2k; dc; P),                                          (5)

где σэквисх, sэкв ф – эквивалентные напряжения при исходных и фактических толщинах стенок штуцерного узла;

S; S1; S2 – проектные толщины стенок корпуса, патрубка и укрепляющего кольца;  

Sk; S1k; S2k – фактические толщины стенок корпуса, патрубка и укрепляющего кольца;

Dc и dc – средние диаметры корпуса и патрубка в месте их сопряжения;

Р – нагрузка от давления, внешних усилий и моментов.

Сопряжение патрубка с обечайкой характеризуется НС согласно (4) и (5) толщинами стенок корпуса, патрубка и укрепляющего кольца (рисунок 2). При их износе осевые, окружные и меридиональные напряжения перераспределяются, а коэффициенты концентрации увеличиваются. Скорость изменения НС зоны сопряжения элементов за период эксплуатации обечайки определяют формулой [18]:

Kнс=σэкв ф-σэкв исхТэ,                                                     (6)            

где Тэ– срок эксплуатации штуцерного узла.

На практике прочность штуцерных узлов рассчитывается согласно [1, 10]. В отдельных случаях с применением пакетов прикладных программ расчета методом конечных элементов [19].

Рисунок 3 – Поперечное сечение зоны разрушения стенки

Рисунок 2 - Фрагмент технологического трубопровода в зоне разрушения стенки

Осевая линия трубы

Направление

трещины

Рассмотрим фрагмент технологического трубопровода с трещиной в зоне расслоения металла стенки, показанный на рисунке 2. Трубопровод диаметром 250 мм находился на открытой эстакаде и не эксплуатировался в течение ряда лет, поэтому перед его запуском в работу, проводилась подготовка, одним из этапов которой было пропаривание внутренней поверхности, в результате которой, вероятно и произошло разрушение стенки. Поперечное сечение стенки в зоне разрушения показано на рисунке 3. Разрушенный участок оказался с трещиной, минимальная толщина стенки после разрушения составила не более 2 мм. По расчету она выдерживала давление 0,5 МПа, следовательно, разрушение произошло при повышении давления и разности температур изнутри и снаружи стенки. Металлографические исследования фрагмента также показали, что разрыв произошел в зоне наибольшего утонения стенки, вызванного расслоением металла стенки.

 

 Появление подобных дефектов может быть вызвано множеством причин. Одной из них явилось следствием постепенного развития металлургического дефекта, появившегося на стадии изготовления трубы с постепенным отслаиванием стенки в зоне дефекта. На пустом трубопроводе постепенный рост трещины и расслоение стенки могло быть вызвано многократным повторением конденсации влаги, скапливавшейся в кратере и ее замерзания при низкой температуре. Выпучина на разрушенном участке и разрывы трубы в разных направлениях свидетельствует о том, что ее разрушение произошло под воздействием газовой среды в короткий промежуток времени. Если бы разрушение происходило без давления, долом стенки образовался постепенно, то выпучивание наружу не образовалось. Учитывая, что расстояние между подвесками составляло примерно 4 метра, не исключается влияние изгибающего момента в зоне прогиба трубы и образование плоского НС в зоне трещины, а долом стенки вызван внутренним давлением. В то же время расчет НС по моментной теории оболочек был бы недостаточно справедлив, поскольку толщина стенки вне зоны разрушения составляла не менее 8 мм, а на других участках, в том числе и на изогнутых, где напряжения, как правило, выше, чем на прямых участках, разрушение не произошло. В результате анализа выявлено, что разрушение стенки трубы произошло при проведении очистки внутренней полости трубопровода с помощью пара. Однако, основными причинами разрушения трубопровода являются дефекты, своевременно не выявленные при изготовлении, монтаже и эксплуатации из–за недостаточности объемов технического контроля. Расслоение внутренней поверхности трубопровода большой протяженности, малого диаметра и загрязнения внутренней полости возможно, например, ультразвуковым сканированием.

В заключение можно сделать следующий вывод, что проведение натурных экспериментов по исследованию НС и применение для оценки подобных дефектов затруднено длительностью развития деградационных процессов износа и старения, поэтому экспериментальные исследования в данном случае слишком дороги, требуют значительного времени, их проведение связано с большими материальными издержками, особенно для единичных трубопроводов. Их НС характеризуется повышенным уровнем напряжений, возникающих вблизи имеющихся конструктивных неоднородностей (отверстий, выступов, пазов и т. п.), которые создают сложное НС, поэтому для проведения оценочных экспериментов моделей предпочтительнее компьютерное моделирование с использованием математических моделей изучаемых объектов, процессов или самих трубопроводов, которые в эксплуатационных условиях, как правило, подвергаются комплексу нагрузок [16, 19].

References

1. Normy rascheta na prochnost' oborudovaniya i truboprovodov atomnyh energeticheskih ustanovok. (PNAE G-7-002-86). //Gosatomenergonadzor SSSR. - M.: Energoatomizdat, 1989. - 525 s.

2. Normy amerikanskogo obschestva inzhenerov-mehanikov dlya kotlov i sosudov vysokogo davleniya. Elementy yadernyh energeticheskih ustanovok. Razd. 3. - M.: Izd-vo CNIIatominform, 1974. - 85 s. (per s angliyskogo).

3. Moskvichev V.V. Osnovy konstrukcionnoy prochnosti tehnicheskih sistem i inzhenernyh sooruzheniy: v 3 ch. / V.V. Moskvichev; Otv. red. N.A. Mahutov. Ch. 2. Treschinostoykost' i mehanicheskie svoystva konstrukcionnyh materialov tehnicheskih sistem. - Novosibirsk: Nauka, 2002. - 334 s.

4. Model'nye issledovaniya i naturnaya tenzometriya energeticheskih reaktorov / N.A Mahutov, K.V. Frolov, Yu.G. Dragunov i dr. M..: Nauka, 2001. - 293 s. (Seriya «Issledovanie napryazheniy i prochnosti yadernyh reaktorov»).

5. Modelirovanie prochnosti i razrusheniya nesuschih konstrukciy tehnicheskih sistem/ Doronin S.V., Lepihin A.M., Moskvichev V.V. i Shokin Yu.I. Novosibirsk: Nauka, 2005. - 249 s.

6. Henli E., Kumamoto Dzh. Nadezhnost' tehnicheskih sistem i ocenka riska. - M.: Mashinostroenie, 1988. - 216 s.

7. Mahutov N.A., Frolov K.V., Stekol'nikov V.V. i dr. Eksperimental'nye issledovaniya deformaciy i napryazheniy v vodovodyanyh energeticheskih reaktorah. - M.: Nauka, 1990. - 296 s.

8. Mahutov, N.A. Soprotivlenie elementov konstrukciy hrupkomu raz-rusheniyu / N.A. Mahutov. - M.: Mashinostroenie, 1973. - 200 s.

9. Fedotova S.I., Cvik L.B., Borsuk E.G., Murashev B.G. Prochnost' sfericheskih dnisch s patrubkami, imeyuschimi razlichnuyu stepen' ukrepleniya // Issledovaniya v oblasti prochnosti himicheskogo oborudovaniya: Sb. nauchn. trudov. - M.: NIIhimmash. - 1990. - S. 71-76.

10. GOST 34233.3-2017 Normy i metody rascheta na prochnost'. Ukreple-nie otverstiy v obechaykah i dnischah pri vnutrennem i naruzhnom davleniyah. Raschet na prochnost' obechaek i dnisch pri vneshnih staticheskih nagruzkah na shtucer.

11. Mahutov N.A. Konstrukcionnaya prochnost', resurs i tehnogennaya bezopasnost': V 2 ch. / N.A. Mahutov. - Novosibirsk: Nauka, 2005. - Ch. 1: Kriterii prochnosti i resursa - 494 s.

12. Cvik L.B. Ob'emnoe napryazhennoe sostoyanie i prochnost' odnosloynyh i mnogosloynyh sosudov vysokogo davleniya s patrubkami. Avtoreferat na soiskanie uchenoy stepeni d.t.n. Krasnoyarsk. - 2001 - 37 s.

13. Cvik L.B., Pimshteyn P.G., Borsuk E.G. Eksperimental'noe issledovanie napryazhennogo sostoyaniya mnogosloynogo cilindra s monolitnym vvodom // Problemy prochnosti. - 1978. S. 74 - 77.

14. Cvik L.B., Fedotova S.I. Scheglov B.A. i dr. Chislennyy analiz uprugoplasticheskogo deformirovaniya dnisch s gorlovinoy pri opressovke sosudov davleniya // Problemy mashinostroeniya i nadezhnosti mashin. - 1994. - № 1. - S. 37-42.

15. Smirnov-Alyaev G.A., Cikidovskiy V.P. Eksperimental'nye issledovaniya v obrabotke metallov davleniem. M., Mashinostroenie, 1972. S.

16. Cvik L.B., Shapova M.V., Hramenok M.A. Napryazhennoe sostoyanie i ustalostnaya prochnost' osesimmetrichnyh patrubkovyh zon sosudov vysokogo davleniya // Vestnik mashinostroeniya. - 2010, - № 2. - S. 18 - 24.

17. Cherepanov A.P. Prognozirovanie resursa tehnicheskih ustroystv opasnyh proizvodstv - Angarsk: Angarskiy gosudarstvennyy tehnicheskiy universitet, 2020. - 275 s. Tabl. 14, Il. 49. Bibliogr.: 337 nazv. ISBN 5-02-032494-7.

18. Ocenka rabotosposobnosti i ostatochnogo resursa tonkostennyh svar-nyh sosudov himicheski opasnyh promyshlennyh ob'ektov / A.A. Shatalov, M.P. Zakrevskiy, A.M. Lepihin i dr. // Bezopasnost' ruda v promyshlennosti. - 2003. - № 7. - S. 34-36.

19. Shelofast V.V. Osnovy proektirovaniya mashin. - M.: Izd-vo APM, 2004. 472 s.

Login or Create
* Forgot password?