Abstract and keywords
Abstract (English):
The article examines one of the intensive methods of teaching a foreign language – method-cases. The author considers the main goals of the method and determines the main directions in which the English lesson can be built

Keywords:
case method, teacher, student, interaction, group work, communicative competence
Text

В современных условиях внедрения ФГОС, в период возрастания объема информации и знаний, накопленных человечеством, обучение должно быть личностно-ориентированным. Обучение также должно учитывать способности, потребности, особенности обучающегося и должно быть развивающим, мотивированным и т.д. Современный обучающийся должен обладать определенной суммой знаний, умений и навыков. Также обучающийся должен иметь богатый внутренний потенциал, способствующий самоактуализации, самообразованию в процессе учебной деятельности. Поэтому, в связи со стремительным развитием образования осуществляется поиск новых эффективных методов обучения. Появляется необходимость в совершенствовании процесса обучения. Специалисты обращаются к интенсивным методам. Метод кейсов является одним из интенсивных методов обучения и широко используется в системе образования.

Вслед за Г.А. Китайгородской, мы понимаем под интенсивным методом организованное обучение, в ходе которого происходит ускоренное познавательное обогащение и активное развитие личности через систему управляемых групповых взаимодействий [6, с. 10].

Кейс-метод – это метод активного обучения на основе реальных ситуаций. В переводе с английского языка case – случай, а case study – это обучающий случай. Суть метода заключается в использовании конкретных учебных ситуаций, описаний определенных условий из жизни организации, группы людей, ориентирующих обучающихся на формулирование проблемы и поиск вариантов ее решения с последующим разбором на учебных занятиях.

Кейс представляет собой некоторую ролевую систему. Под ролью понимают совокупность требований, предъявляемых к лицам, занимающим определенные социальные позиции. Высокая концентрация ролей в кейсе приводит к превращению кейсовой технологии в ее крайнюю ролевую форму – игровой метод обучения, сочетающий в себе игру с тонкой технологией интеллектуального развития и тотальной системой контроля. Действия в кейсе либо даются в описании, и тогда требуется их осмыслить (последствия, эффективность), либо они должны быть предложены в качестве способа разрешения проблемы. Но в любом случае выработка модели практического действия представляется эффективным средством формирования профессиональных качеств обучаемых.

По мнению Т.И. Авдеевой, данный метод основан на активном использовании мультимедийных технологий, видеоматериалов, презентаций [1, с. 81].

Т.Г. Бортникова определяет цель метода как анализ ситуации и нахождение конкретного решения. Окончание процесса анализа – обсуждение и выбор лучших стратегий в контексте поставленной проблемы [2, с. 147].

С помощью кейс-метода представляется возможным развить творческие, исследовательские и коммуникативные навыки работы в группе; развивается самостоятельность мышления, умение аргументировать и учитывать чужое мнение. Основанный на конкретной ситуации и содержащий фактический материал кейс требует от обучаемого подробного анализа и решения. Работа в группе позволяет принимать общие решения.

Важно помнить, что при решении кейса могут быть использованы различные решения, вопросы не имеют одного единственно верного ответа. Таким образом, кейс-метод даёт возможность не воспринимать готовое знание, а находить истину самим в процессе решения задачи.

Преподаватель исполняет роль ведущего. Преподаватель должен направлять беседу, поддерживать живой интерес к обсуждению вопроса и фиксировать ответы. Преподаватель оценивает результат работы с точки зрения объективности, обоснованности, систематичности и оптимальности [3].

Одной из основных задач преподавателя, использующего кейс-метод, является вовлечение обучающихся в анализ, обсуждение и решение проблем. Для этого очень важно выполнение двух условий: материал кейса должен представлять для обучающихся профессиональный интерес. Он должен предусматривать возможность личного вклада обучающегося в своё образование и в образование своей «команды». Интересный материал и возможность применения профессиональных знаний стимулирует участие в дискуссии. Желание решить проблему побуждает обучающихся не просто прочесть кейс, но тщательно его изучить, овладеть фактами и деталями. В ходе такого изучения обучающийся овладевает новой лексикой, идиомами, новыми синтаксическими структурами, которые очень часто встречаются в тексте. Обучающимся приходится выступать перед группой, обосновывать свое мнение на иностранном языке. Апробирование своих коммуникативных способностей в ходе дискуссии даёт возможность каждому участнику обнаружить свои слабые стороны. Данный метод стимулирует желание работать в направлении совершенствования знаний по языку и его употреблению в речи [4, с. 97].

При подготовке кейса следует ориентироваться на такие составляющие, как:

- цель создания кейса: все элементы заданной ситуации должны отвечать цели и согласовываться между собой;

- ориентированность на работу в группе: если вы работаете с большим классом, то пусть каждый участник группы будет ответственен за свою часть (место, время, возможности), чтобы никто не остался в стороне;

- подходящий уровень сложности: обучающиеся прошли грамматические темы и лексику, необходимую для обсуждения вопроса, но могут использовать и другие знания;

- возможность множества решений задачи;

- актуальный кейс: проблема должна быть понятна и интересна, учитывать возраст и интересы обучающихся.

Применение кейсовой технологии на уроках преследует взаимодополняющие цели:

- совершенствование коммуникативной компетенции;

- совершенствование лингвистической компетенции;

- совершенствование социокультурной компетенции.

Структура урока может быть построена по следующим направлениям:

    1. Вводные или разминочные упражнения (Starting up). Они имеют дискуссионный характер. Упражнения нацелены на обучение лексике, а также навыкам говорения.
    2. Аудирование (Listening). Упражнения направлены на развитие навыков аудирования и письма. А также данное направление способствует освоению новой лексики.
    3. Чтение (Reading). Чтение включает два текста. Данный раздел урока нацелен на развитие навыков чтения и понимание текста, на освоение новых лексических единиц по теме урока.
    4. Повторение грамматики (Language Review). Этап посвящен грамматической теме урока. Он включает всего три упражнения, которые имеют следующие формулировки заданий:
  • «Объясните, какие времена английского глагола используются для обозначения действий, повторяющихся в настоящем, имеющих результат в настоящем, продолжающихся в настоящий момент, имеющих место всегда».
  • «Найдите глагольное время в следующем абзаце прочитанного текста… и объясните значение этого времени».
  • «Используя приводимые ниже записи, напишите предложения по теме урока».
    1. Исследование проблемы (Case Study). В его начале приводится описание проблемы, поднятой в начале урока.

Рассмотрим кейс-метод по теме «One School Day in the Life of an Average Pupil». Задания для обучающихся могут быть следующими:

- to decide on the menu for a lunch box (обсуждение меню для школьного обеда);

- to discuss the pupil’s lessons, homework, he has to do, books, he has to take with (обсудить расписание на день, домашнее задание, которое ученик должен сделать, учебники, которые он должен взять с собой);

- to discuss where pupil will go after school with his friends (куда пойдет ученик после школы со своими друзьями).

Таким образом, преимуществом кейсов является возможность оптимально сочетать теорию и практику, что представляется достаточно важным при подготовке обучающегося. Наличие в структуре кейс-метода споров, дискуссий, аргументации тренирует участников обсуждения, учит соблюдению норм и правил общения.

References

1. Avdeeva, T.I., Vysokos, M.I. Primenenie metoda case-study v prepodavanii // Gumanitarnye, social'no-ekonomicheskie i obschestvennye nauki. - 2015. - No10-2. - S. 81-83.

2. Bortnikova, T.G. Ispol'zovanie case-study v hode obucheniya osnovam mezhkul'turnoy kommunikacii // Social'no-ekonomicheskie yavleniya i processy. - 2014. - No4. - S. 145-149.

3. Goncharova, M.V. Keys-metod v obuchenii inoyazychnomu obscheniyu menedzherov // Student i uchebnyy process: inostrannye yazyki v vysshey shkole. Sbornik nauchnyh statey / Pod red. Yu. B. Kuz'menkovoy. - M.: Centr po izucheniyu vzaimodeystviya kul'tur FIYa MGU im. M.V. Lomonosova, 2004.

4. Aykina, T.Yu. Metod keysov v formirovanii kommunikativnoy kompetencii studentov // Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. 2013. No 1 (129). S. 58-60.

5. Geyhman, L.K. Distancionnoe obrazovanie v svete interaktivnogo podhoda / L.K. Geyhman // Mater. II Mezhdunarod. Nauch.-prakt. konf. (Perm', 6-8 fevralya 2007 g.). - Perm': Izd-vo PGTU, 2006. - C.25-32.

6. Kitaygorodskaya, G.A. Intensivnoe obuchenie inostrannym yazykam: teoriya i praktika / G.A. Kitaygorodskaya. - M., 2009. - 205 s.

Login or Create
* Forgot password?