Russian Federation
The article examines one of the intensive methods of teaching a foreign language – method-cases. The author considers the main goals of the method and determines the main directions in which the English lesson can be built
case method, teacher, student, interaction, group work, communicative competence
В современных условиях внедрения ФГОС, в период возрастания объема информации и знаний, накопленных человечеством, обучение должно быть личностно-ориентированным. Обучение также должно учитывать способности, потребности, особенности обучающегося и должно быть развивающим, мотивированным и т.д. Современный обучающийся должен обладать определенной суммой знаний, умений и навыков. Также обучающийся должен иметь богатый внутренний потенциал, способствующий самоактуализации, самообразованию в процессе учебной деятельности. Поэтому, в связи со стремительным развитием образования осуществляется поиск новых эффективных методов обучения. Появляется необходимость в совершенствовании процесса обучения. Специалисты обращаются к интенсивным методам. Метод кейсов является одним из интенсивных методов обучения и широко используется в системе образования.
Вслед за Г.А. Китайгородской, мы понимаем под интенсивным методом организованное обучение, в ходе которого происходит ускоренное познавательное обогащение и активное развитие личности через систему управляемых групповых взаимодействий [6, с. 10].
Кейс-метод – это метод активного обучения на основе реальных ситуаций. В переводе с английского языка case – случай, а case study – это обучающий случай. Суть метода заключается в использовании конкретных учебных ситуаций, описаний определенных условий из жизни организации, группы людей, ориентирующих обучающихся на формулирование проблемы и поиск вариантов ее решения с последующим разбором на учебных занятиях.
Кейс представляет собой некоторую ролевую систему. Под ролью понимают совокупность требований, предъявляемых к лицам, занимающим определенные социальные позиции. Высокая концентрация ролей в кейсе приводит к превращению кейсовой технологии в ее крайнюю ролевую форму – игровой метод обучения, сочетающий в себе игру с тонкой технологией интеллектуального развития и тотальной системой контроля. Действия в кейсе либо даются в описании, и тогда требуется их осмыслить (последствия, эффективность), либо они должны быть предложены в качестве способа разрешения проблемы. Но в любом случае выработка модели практического действия представляется эффективным средством формирования профессиональных качеств обучаемых.
По мнению Т.И. Авдеевой, данный метод основан на активном использовании мультимедийных технологий, видеоматериалов, презентаций [1, с. 81].
Т.Г. Бортникова определяет цель метода как анализ ситуации и нахождение конкретного решения. Окончание процесса анализа – обсуждение и выбор лучших стратегий в контексте поставленной проблемы [2, с. 147].
С помощью кейс-метода представляется возможным развить творческие, исследовательские и коммуникативные навыки работы в группе; развивается самостоятельность мышления, умение аргументировать и учитывать чужое мнение. Основанный на конкретной ситуации и содержащий фактический материал кейс требует от обучаемого подробного анализа и решения. Работа в группе позволяет принимать общие решения.
Важно помнить, что при решении кейса могут быть использованы различные решения, вопросы не имеют одного единственно верного ответа. Таким образом, кейс-метод даёт возможность не воспринимать готовое знание, а находить истину самим в процессе решения задачи.
Преподаватель исполняет роль ведущего. Преподаватель должен направлять беседу, поддерживать живой интерес к обсуждению вопроса и фиксировать ответы. Преподаватель оценивает результат работы с точки зрения объективности, обоснованности, систематичности и оптимальности [3].
Одной из основных задач преподавателя, использующего кейс-метод, является вовлечение обучающихся в анализ, обсуждение и решение проблем. Для этого очень важно выполнение двух условий: материал кейса должен представлять для обучающихся профессиональный интерес. Он должен предусматривать возможность личного вклада обучающегося в своё образование и в образование своей «команды». Интересный материал и возможность применения профессиональных знаний стимулирует участие в дискуссии. Желание решить проблему побуждает обучающихся не просто прочесть кейс, но тщательно его изучить, овладеть фактами и деталями. В ходе такого изучения обучающийся овладевает новой лексикой, идиомами, новыми синтаксическими структурами, которые очень часто встречаются в тексте. Обучающимся приходится выступать перед группой, обосновывать свое мнение на иностранном языке. Апробирование своих коммуникативных способностей в ходе дискуссии даёт возможность каждому участнику обнаружить свои слабые стороны. Данный метод стимулирует желание работать в направлении совершенствования знаний по языку и его употреблению в речи [4, с. 97].
При подготовке кейса следует ориентироваться на такие составляющие, как:
- цель создания кейса: все элементы заданной ситуации должны отвечать цели и согласовываться между собой;
- ориентированность на работу в группе: если вы работаете с большим классом, то пусть каждый участник группы будет ответственен за свою часть (место, время, возможности), чтобы никто не остался в стороне;
- подходящий уровень сложности: обучающиеся прошли грамматические темы и лексику, необходимую для обсуждения вопроса, но могут использовать и другие знания;
- возможность множества решений задачи;
- актуальный кейс: проблема должна быть понятна и интересна, учитывать возраст и интересы обучающихся.
Применение кейсовой технологии на уроках преследует взаимодополняющие цели:
- совершенствование коммуникативной компетенции;
- совершенствование лингвистической компетенции;
- совершенствование социокультурной компетенции.
Структура урока может быть построена по следующим направлениям:
-
- Вводные или разминочные упражнения (Starting up). Они имеют дискуссионный характер. Упражнения нацелены на обучение лексике, а также навыкам говорения.
- Аудирование (Listening). Упражнения направлены на развитие навыков аудирования и письма. А также данное направление способствует освоению новой лексики.
- Чтение (Reading). Чтение включает два текста. Данный раздел урока нацелен на развитие навыков чтения и понимание текста, на освоение новых лексических единиц по теме урока.
- Повторение грамматики (Language Review). Этап посвящен грамматической теме урока. Он включает всего три упражнения, которые имеют следующие формулировки заданий:
- «Объясните, какие времена английского глагола используются для обозначения действий, повторяющихся в настоящем, имеющих результат в настоящем, продолжающихся в настоящий момент, имеющих место всегда».
- «Найдите глагольное время в следующем абзаце прочитанного текста… и объясните значение этого времени».
- «Используя приводимые ниже записи, напишите предложения по теме урока».
- Исследование проблемы (Case Study). В его начале приводится описание проблемы, поднятой в начале урока.
Рассмотрим кейс-метод по теме «One School Day in the Life of an Average Pupil». Задания для обучающихся могут быть следующими:
- to decide on the menu for a lunch box (обсуждение меню для школьного обеда);
- to discuss the pupil’s lessons, homework, he has to do, books, he has to take with (обсудить расписание на день, домашнее задание, которое ученик должен сделать, учебники, которые он должен взять с собой);
- to discuss where pupil will go after school with his friends (куда пойдет ученик после школы со своими друзьями).
Таким образом, преимуществом кейсов является возможность оптимально сочетать теорию и практику, что представляется достаточно важным при подготовке обучающегося. Наличие в структуре кейс-метода споров, дискуссий, аргументации тренирует участников обсуждения, учит соблюдению норм и правил общения.
1. Avdeeva, T.I., Vysokos, M.I. Primenenie metoda case-study v prepodavanii // Gumanitarnye, social'no-ekonomicheskie i obschestvennye nauki. - 2015. - No10-2. - S. 81-83.
2. Bortnikova, T.G. Ispol'zovanie case-study v hode obucheniya osnovam mezhkul'turnoy kommunikacii // Social'no-ekonomicheskie yavleniya i processy. - 2014. - No4. - S. 145-149.
3. Goncharova, M.V. Keys-metod v obuchenii inoyazychnomu obscheniyu menedzherov // Student i uchebnyy process: inostrannye yazyki v vysshey shkole. Sbornik nauchnyh statey / Pod red. Yu. B. Kuz'menkovoy. - M.: Centr po izucheniyu vzaimodeystviya kul'tur FIYa MGU im. M.V. Lomonosova, 2004.
4. Aykina, T.Yu. Metod keysov v formirovanii kommunikativnoy kompetencii studentov // Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. 2013. No 1 (129). S. 58-60.
5. Geyhman, L.K. Distancionnoe obrazovanie v svete interaktivnogo podhoda / L.K. Geyhman // Mater. II Mezhdunarod. Nauch.-prakt. konf. (Perm', 6-8 fevralya 2007 g.). - Perm': Izd-vo PGTU, 2006. - C.25-32.
6. Kitaygorodskaya, G.A. Intensivnoe obuchenie inostrannym yazykam: teoriya i praktika / G.A. Kitaygorodskaya. - M., 2009. - 205 s.