ECONOMIC PREREQUISITES AND PROBLEMS OF USING THE PROGRESSIVE PIT SCALE IN RUSSIA
Abstract and keywords
Abstract (English):
The article discusses the principles and approaches to reforming the personal income tax collection system, compares various models of a progressive tax scale, examines the tax experience of other states, substantiates the economic prerequisites and problems of personal income tax collection in the conditions of modern economic realities

Keywords:
personal income tax, progressive taxation scale, the principle of social justice, reform of the personal income tax collection system, living wage
Text
Publication text (PDF): Read Download

Налог на доходы физических лиц (НДФЛ) занимает наибольший удельный вес в консолидированном бюджете РФ и, таким образом, выполнение им фискальной функции весьма существенно. НДФЛ – это федеральный прямой налог, представляющий собой изъятие части доходов физических лиц в бюджетную систему РФ для последующего перераспределения. Особенностью НДФЛ при этом является то, что он не поступает в федеральный бюджет. Согласно Бюджетному Кодексу РФ, зачисление НДФЛ в региональный или местный бюджет зависит о того, кто является плательщиком данного налога. В бюджет субъекта РФ зачисляется 85% от суммы НДФЛ, уплаченного на территории области, республики, города федерального значения, а оставшиеся 15% НДФЛ зачисляются в местный бюджет [1].

Значимость НДФЛ при выполнении социальной функции – функции перераспределения и выравнивания доходов населения – не вызывает сомнений и особенно очевидна при использовании прогрессивной шкалы налогообложения. Поскольку уровень и ставки НДФЛ являются элементом воздействия государства для достижения поставленных социальных задач, постольку они являются предметом обсуждения и пересмотра в практике взимания налогов многих государств.

Предметом рассмотрения данной статьи являются принципы и подходы к реформированию системы взимания НДФЛ в России в соответствии с актуальной задачей нынешней ситуации: пополнения бюджета государства. Как известно, эффективная налоговая политика может быть достаточно оперативным и доступным способом решения данной задачи.

Некоторое время, с 1992 по 2000 годы, в РФ действовала прогрессивная шкала налогообложения, которая часто корректировалась с учетом значительной в тот трансформационный период инфляции. Следующий довольно длительный период, с 2001 по 2021 год, НДФЛ взымался в соответствии с плоской шкалой по ставке 13%. Относительно недавно, с января 2021 года, в РФ снова стали применять прогрессивную шкалу, однако, большинство граждан России не почувствовали изменений, поскольку прогрессивная ставка в 15% стала применяться только в отношении тех доходов налогоплательщиков, которые превышают отметку в 5 млн. рублей в год, что относится к незначительной доли населения [2]. Введенную в 2021 году прогрессию можно назвать мягкой и либеральной. Можно согласиться с мнением исследователей, которые отмечают, что прогрессивная ставка НДФЛ, введенная в 2021 году, применяемая только в отношении доходов, существенно превышающих средний доход, не нарушает принцип социальной справедливости, не ставит граждан на грань выживания [3].

В России идея увеличения степени прогрессии НДФЛ регулярно выходит в поле обсуждения, в настоящее время власти публично заявили о готовящейся налоговой реформе. В правительстве обсуждают цифры, которые станут новыми рубежами налоговых ставок. По предварительным данным, первым таким рубежом может стать годовой доход, превышающий 1 млн. рублей, для превышающей этот рубеж суммы обсуждается возможность обложения по ставке 15%; следующим рубежом предлагают сделать сумму 5 млн. рублей, для превышающей этот рубеж суммы предлагается ставка 20%. Эксперты и обозреватели, опираясь на материалы обсуждений Государственной Думы, называют предложенную трехступенчатую шкалу НДФЛ с пороговыми значениями дохода в 1 млн. и 5 млн. рублей в год наиболее вероятной, а дополнительные поступления в бюджет оценивают приблизительно в 1,2 трлн. рублей. Существуют предложения более радикального реформирования системы взимания НДФЛ с выделением семи ступеней при построении прогрессивной шкалы налогообложения и варьировании ставки от 0% (для доходов не выше прожиточного минимума) до 30% (для доходов выше 12 млн. руб. в год) [3].

Подобная многоступенчатая шкала налога на доходы применяется в ряде государств. Например, в Германии используется пятиступенчатая шкала налогообложения с прогрессивной налоговой ставкой от 0 до 45%, соответственно, с установлением безналогового прожиточного минимума для беднейших слоев населения [4].

В качестве обоснования целесообразности усиления прогрессии в шкале НДФЛ называют тот факт, что в России большие различия между отдельными социальными группами по показателю уровня заработной платы и иных доходов. На наш взгляд, было бы целесообразно изучить и использовать многолетний успешный немецкий опыт администрирования с учетом сложившейся в их практике довольно сложной модели подоходного налогообложения: кроме выделения пяти ступеней доходов, в Германии выделяют классы налогообложения для безналогового минимума, дифференцированного для одиночек и семей (лица, не состоящие в браке и без детей, родители-одиночки, семейные пары и другие). Иcследователями подсчитано, что в результате реализации такого подхода богатые люди уплачивают в бюджет до четырех раз больше, чем бедные, что является реализацией первого базового принципа налогообложения – принципа справедливости Адама Смита, сформулированного в 1776 году [4].

Конечно, усложнение и дальнейшая дифференциация прогрессивной шкалы НДФЛ имеет отрицательные последствия для налоговых органов и граждан. При наличии нескольких видов доходов, разнообразных вычетов и различных налоговых ставках граждане могут испытывать трудности с самостоятельным определением налоговой базы расчётом суммы налога к уплате. Для налоговых органов усложнится администрирование, усложнится проверка правильности начисления НДФЛ, повысится трудоемкость налогового контроля.

Таким образом, модели прогрессивной шкалы могут отличаться количеством ступеней и величиной ставок. Однако, можно отметить, что реформирование НДФЛ, по какой бы модели оно бы не осуществилось, назрело и актуально для России. Как было отмечено выше, фискальная значимость этого налога высока, поэтому, предполагаем, что в ближайшее время граждане ознакомятся с нововведениями в области НДФЛ. При высокой вероятности принятия новой прогрессивной шкалы в текущем году, уверенно постулируются некоторые основополагающие принципы:

1. Сохранение минимального уровня налоговой нагрузки для наименее обеспеченных граждан. В рамках национального проекта по борьбе с бедностью в России было бы логично и своевременно установить необлагаемый минимум доходов для освобождения от НДФЛ лиц с доходами на уровне прожиточного минимума и ниже.

2. Сохранение налоговых вычетов: стандартных, социальных, имущественных, инвестиционных, профессиональных. Возможное расширение перечня расходов, которые можно вычитать из налогооблагаемого дохода физического лица целью стимулирования той или иной профессиональной деятельности или потребительского спроса на определенные товары и услуги: недвижимость, образование, лечение, физическую культуру и спорт, т.е. на социально-значимые направления. Дальнейшее сохранение тренда на стимулирование инвестиций, пенсионных накоплений с помощью освобождения от уплаты НДФЛ.

3. Обеспечение справедливости и прозрачности расчетов по НДФЛ, легализация теневых доходов, качественный учет доходов – т.е. меры, позволяющие при введении прогрессии не получить разрастание теневого сектора экономики.

4. Гибкость и постепенность внедрения нововведений, закрепление новой устоявшейся работающей системы налогообложения на достаточно длительный период.

Итак, введение прогрессивной шкалы налогообложения актуально и отвечает реалиям сегодняшней российской экономики, поскольку позволит, в первую очередь, выполнить фискальную функцию. Необходимые поступления в бюджет, а также сглаживание социального неравенства – ожидаемые позитивные результаты налоговой реформы. При этом нельзя не отметить, что предстоят достаточно серьезные изменения в администрировании сложной системы налогообложения: необходима модернизация налогового законодательства, определение критериев для ранжирования общества на социальные группы, квалифицированная оценка экономических, социальных и политических последствия реформирования системы взимания НДФЛ.

References

1. Rossiyskaya Federaciya. Zakony. Byudzhetnyy kodeks Rossiyskoy Federacii ot 31.07.1998 g. № 145-FZ (red. ot 26.02.2024). Sobranie zakonodatel'stva RF. – 1998. – № 31. St.56 – Tekst : neposredstvennyy.

2. Rossiyskaya Federaciya. Zakony. Nalogovyy kodeks Rossiyskoy Federacii (chast' vtoraya) ot 05.08.2000 g. № 117-FZ (red. ot 24.074.2023) – Tekst : elektronnyy – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc _LAW_28165/ (data obrascheniya: 16.04.2024).

3. Bubnov, A. V. Progressivnaya shkala NDFL: vozmozhnosti i problemy / A. V. Bubnov – Tekst : neposredstvennyy // Transport business in Russia. – 2021. – № 6. – S. 64–66.

4. Zhil'cova, Yu. V., Kuznecova V. D. Sravnitel'nyy analiz nalogooblozheniya nalogom na dohody fizicheskih lic v Rossii i Germanii / Yu. V. Zhil'cova, V. D. Kuznecova. – Tekst : neposredstvennyy // Buhgalterskiy uchet v byudzhetnyh i nekommercheskih organizaciyah. – 2021. – № 5 (509). – S. 13–25.

Login or Create
* Forgot password?