Abstract and keywords
Abstract (English):
Key issues that are discussed within the philosophy of psychology are examined, such as the problems of the origin of the psyche, the nature of human logic of discovery, the nature of induction, the nature of knowledge, criteria for assessing scientific progress, the concept of paradigm and evaluation of theories

Keywords:
philosophy, psychology, problems, psychoanalysis, psyche
Text
Text (PDF): Read Download

Философия психологии – раздел философской науки, занимающийся исследованием и изучением методологии и оснований психологии. Философия психологии занимается анализом полученных знаний в рамках психологии, проверяет психологические теории на предмет их научности и достоверности, исследует природу устанавливаемых ими психологических законов, семиотически анализирует положения теорий.

Несмотря на то, что психология выделилась как наука из философии, влияние философских учений на неё до сих пор сильно (как, например, влияние феноменологии на гештальтпсихологию или марксизма на культурно-историческую психологию), так что для полноценного понимания современных психологических теорий необходимо изучение взаимосвязи философии и психологии.

Философия психологии развивается созданным в 1963 году и насчитывающим в настоящее время более 500 членов «Обществом теоретической и философской психологии» (Society for Theoretical and Philosophical Psychology).

По мнению А. Г. Маклакова, к числу проблем, которые можно решить только при сотрудничестве психологов и философов, относятся проблемы эпистемологии:

Объективна ли интроспекция?

– Возможно ли рациональное познание внутреннего мира?

– Каково происхождение психики?

– Бессмертна ли душа?

Рациональное познание внутреннего мира – это сложный и многогранный вопрос. Вот несколько аспектов, которые стоит рассмотреть в данном контексте:

1. Субъективность опыта. Внутренний мир каждого человека уникален и субъективен. Эмоции, мысли и переживания трудно поддаются объективному анализу, что делает их рациональное познание проблематичным.

2. Методы исследования. Психология использует различные методы, такие как опросы, интервью и наблюдения, чтобы понять внутренний мир. Хотя эти методы могут дать ценную информацию, они всё же зависят от самосознания и честности респондента.

3. Когнитивные искажения. Люди часто не осознают свои собственные мотивы и эмоции, что может затруднить рациональное понимание своего внутреннего мира. Когнитивные искажения могут влиять на то, как мы интерпретируем свои переживания.

4. Философские подходы. Разные философские школы предлагают различные взгляды на возможность рационального познания внутреннего мира. Например, экзистенциализм акцентирует внимание на субъективном опыте, тогда как позитивизм стремится к объективности.

5. Интроспекция – это метод самонаблюдения, который может помочь в понимании своего внутреннего состояния. Однако её надёжность и валидность часто ставятся под сомнение.

6. Нейронаука. Современные достижения в нейронауке позволяют исследовать связь между мозговой активностью и психологическими состояниями. Это открывает новые горизонты для понимания внутреннего мира с рациональной точки зрения [1].

Таким образом, хотя рациональное познание внутреннего мира возможно в определённых пределах, оно сталкивается с множеством ограничений и вызовов. Полное понимание требует интеграции различных подходов – как общенаучных, так и философских.

Происхождение психики – это сложный вопрос, который исследуется в различных областях, таких как психология, нейробология, философия и антропология. Основные аспекты происхождения психики рассматриваются в эволюционной перспективе. Психика человека развивалась на протяжении миллионов лет в процессе эволюции. У предков человека возникали сложные формы поведения и когнитивные способности, которые способствовали выживанию и адаптации к окружающей среде.

Психические процессы связаны с работой мозга. Нейронные сети, химические вещества и электрическая активность в мозге играют ключевую роль в формировании мыслей, эмоций и поведения. Психика также формируется под воздействием социальных факторов. Взаимодействие с другими людьми, культура и общественные нормы влияют на развитие личностных черт и когнитивных процессов.

В философии существуют различные теории о природе сознания и психики, включая дуализм (разделение ума и тела) и материализм (ум как продукт физического мозга). Разные психологические школы (психоанализ, бихевиоризм, гуманистическая психология и др.) предлагают свои объяснения о том, как формируются психические процессы и личность.

Таким образом, происхождение психики является результатом сложного взаимодействия биологических, социальных и культурных факторов.

Вопрос о бессмертии души является предметом философских, религиозных и научных дискуссий на протяжении веков.  Многие религии, такие как христианство, ислам и иудаизм, утверждают, что душа бессмертна и продолжает существовать после физической смерти. В этих традициях часто обсуждаются концепции загробной жизни, реинкарнации или вечного блаженства.

Философы, такие как Платон, считали душу бессмертной, утверждая, что она существует отдельно от тела. Современные философы могут придерживаться различных взглядов, включая материализм, который отвергает идею бессмертия души. Научный подход обычно основывается на эмпирических данных и не поддерживает концепцию бессмертной души. Наука рассматривает сознание и психику как продукты работы мозга, и с точки зрения науки, после смерти физического тела сознание прекращает существование. Мнения по этому вопросу могут сильно варьироваться в зависимости от личных убеждений и жизненного опыта. Некоторые люди поддерживают идею бессмертия души, в то время как другие считают, что жизнь имеет смысл только в рамках ее физического существования. Таким образом, вопрос о бессмертии души остается открытым и зависит от индивидуальных взглядов и верований.

Рассмотрим, как отражаются философские проблемы в основных направлениях психологии.

В рамках функционализма психика трактуется как производная от деятельности внешних стимулов, лишенная её сущностной автономности, отрицается свобода воли, что повлияло в дальнейшем на развитие бихевиоризма. Одним из создателей функционализма был Джеймс, по своим взглядам близкий также к прагматизму, в котором действие человека ставится важнее вопросов и сомнений о сущности мира и самого человека.

Психоанализ. Созданное Фрейдом учение, названное им метапсихологией, должно было на основе анализа бессознательного в ходе диалога с психологом давать человеческому «Я» большую свободу от инстинктивных и неразумных желаний. В дальнейшем произошел раскол психоаналитического движения, часть его стала трактовать психоанализ как практику работы с архетипами (аналитическая психология), часть стала критиковать социальные ограничения бессознательного (фрейдомарксизм), позднее появился структурный психоанализ Лакана, интерпретировавший бессознательное как язык [2].

Феноменологическая психология. Эдмунд Гуссерль отказался от физикализма большинства психологических учений своего времени, начав понимать сознание как единственную доступную надежному познанию реальность. Его ученик Хайдеггер добавил к этому утверждение о принципиальной конечности человека и угрозе потере аутентичности в техническом мире, чем положил начало экзистенциальной психологии.

Структурализм. Общепризнанный создатель психологии как науки В. Вундт описывал изначальные структуры психики, которые определяют восприятие и поведение, но столкнулся с проблемой невозможности прямого доступа к этим структурам и расплывчатости их описания. Спустя полвека его идеи в сочетании с семиотикой Соссюра сильно повлияли на общегуманитарное течение структурализма и появившиеся из него постструктурализм и постмодернизм, где структуры трактовались как лингвистические инварианты.

Проблема природы человека и проблема философии науки – две философские проблемы психологии, вокруг которых группируются все остальные проблемы. Попытки отдельных ученых создать теорию человечества нельзя признать удачными, несмотря на впечатляющую эрудицию, которой отмечены усилия этих одиночек. Эта проблема столь сложна и многогранна, что ее решение потребует огромной команды ученых-теоретиков, представляющих все науки, начиная от физики, биологии, соц. наук и кончая гуманитарными науками. Если смотреть на человека как на машину, чем нередко грешат естественные науки, то следствием становится его детерминистское описание. Однако если считать человека экзистенциальным существом, типичным будет его описание с позиции свободы воли. Это противопоставление также стоит за философскими предпочтениями, разделяющими гуманистическую психологию и научную психологию [3].

Решение проблемы часть-целое и проблемы ценностей также зависит от решения проблемы природы человека. Если целое может быть полностью описано и объяснено на основании его частей, значит, оно всего лишь конгломерат, который может быть разделен на составные части (такова, например, груда кирпичей). Однако если целое не делится на составляющие его части, оно имеет эмерджентные свойства, т. е. свойства, которые нельзя объяснить свойствами его частей (например, вода при нормальных условиях – жидкость, а кислород и водород при нормальных условиях – газы). Элементаризм (elementism) утверждает, что целое – всего лишь сумма частей, а холизм исходит из того, что целое больше суммы частей. Что же касается природы ценностей, то основная проблема состоит в том, являются ли они относительными или абсолютными. Например, как следует рассматривать моральную ценность, выраженную словами «убийство – преступление»? Является ли оно заповедью на все случаи жизни (абсолютистская позиция) или зависит от обстоятельств (релятивистская позиция)?

Остальные философские проблемы психологии относятся к разряду философских проблем науки. Сюда входят такие проблемы, как логика открытия, природа индукции, природа знания, критерии оценки научного прогресса, концепция парадигмы и оценка теорий [4].

Проблема индукции связана с тем, что философы не смогли точно описать концептуально-логическую основу способности учёного делать достоверные выводы из эмпирических наблюдений. Например, нет никакой гарантии, что наблюдаемая выборка n+1 даст тот же уровень достоверности, что и предыдущие n выборок. Основной эпистемологической задачей является выявление критериев, соответствие которым оправдывает притязание на знание.

Эволюционная теория исходит из того, что наука – это непрерывная деятельность, прогресс которой – результат проб и ошибок и значительного числа постепенных, кумулятивных по своей природе шагов. Революционная теория считает науку прерывистой формой активности, которая прогрессирует в результате относительно малого числа больших скачков, связанных со сдвигом парадигмы или изменением мировоззрения, обеспечивающими более широкое и глубокое представление о реальности. Сторонники обеих теорий для подтверждения своей правоты приводят примеры из истории науки. Скорее всего, создание полной картины научного прогресса возможно только на базе отдельных аспектов обеих теорий. В своем самом широком понимании проблема оценки теорий является синонимом философии науки, так как конечная цель последней – внесение ясности в концептуальные основы науки, а теории как раз и являются воплощением концептуальных основ. Однако, в своем более узком смысле термин «оценка теорий» означает разработку набора критериев для сравнительной оценки достоинств и недостатков разных доктрин. Подобная оценка распространяется на все свойства последних, включая и их философские основы. Важнейшей целью оценки теорий является создание метода отбора относительно небольшого числа теорий, имеющих наибольший потенциал и способных активно повлиять на развитие той науки, в недрах которой они сформировались [5].

Таким образом, философия психологии представляет собой важный раздел философской науки, который исследует методологические и теоретические основы психологии. Она не только анализирует существующие психологические теории на предмет их научности и достоверности, но и рассматривает более глубокие вопросы, касающиеся природы психики и методов её познания.

Среди ключевых вопросов, которые обсуждаются в рамках философии психологии, выделяются: возможность рационального познания внутреннего мира, происхождение психики, природа души и врождённого знания. Эти вопросы требуют междисциплинарного подхода, объединяющего психологов и философов. Например, вопрос о рациональном познании внутреннего мира сталкивается с проблемами субъективности, когнитивных искажений и ограничений методов исследования. В то же время достижения нейронауки открывают новые горизонты для понимания связи между психическими состояниями и мозговой активностью.

Происхождение психики также рассматривается с различных точек зрения: от эволюционной перспективы до нейробиологических основ. Эти аспекты подчёркивают сложность и многогранность изучаемых вопросов, а также необходимость интеграции научных и философских подходов для более глубокого понимания человеческой психики.

Таким образом, философия психологии не только способствует критическому анализу психологических теорий, но и углубляет наше понимание природы человеческого сознания и поведения, подчёркивая важность сотрудничества между различными дисциплинами.

References

1. Dzheyms U. Psihologiya / U. Dzheyms. – M.: Akademicheskiy proekt, 2011. – 320 s. – Tekst: neposredstvennyy.

2. Leybin V. M. Freyd, psihoanaliz i sovremennaya zapadnaya filosofiya / V. M. Leybin. – M.: Politizdat, 1990. – 397 s. – ISBN 5-250-00366-4. – Tekst: neposredstvennyy.

3. Frankl V. Chelovek v poiskah smysla: sbornik: per. s angl. i nem. / F. Viktor, L. Ya. Gozman; pod red. D. A. Leont'eva; vstup. st. D. A. Leont'eva. – M.: Progress, 1990. – Tekst: neposredstvennyy.

4. Leont'ev A. N. Evolyuciya, dvizhenie, deyatel'nost' / A. N. Leont'ev. – M.: Smysl, 2012. – 560 s. – Tekst: neposredstvennyy.

5. Uznadze D. N. Filosofiya. Psihologiya. Pedagogika / D.N. Uznadze. – M.: Smysl, 2014. – 368 s. – Tekst: neposredstvennyy.

Login or Create
* Forgot password?