ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ МОДЕРНИЗАЦИЯ ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЯ ДЛЯ ДОБЫЧИ И ТРАНСПОРТИРОВКИ НЕФТИ И ГАЗА
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Экспериментально подтверждено, что технологическая модернизация по внедрению частотно-регулируемых электроприводов не только оптимизирует энергопотребление, но и повышает надежность оборудования за счет снижения механических и тепловых нагрузок, обеспечивая минимизацию экстремальных режимов работы и интеграцию системы с предиктивной аналитикой

Ключевые слова:
экспериментальное подтверждение, технологическая модернизация, внедрение, частотно-регулируемые электропривода, оптимизация энергопотребления, повышение надежности
Текст
Текст (PDF): Читать Скачать

Объекты нефтегазовой отрасли представляют собой стратегически важные объекты, обеспечивающие перемещение колоссальных объемов углеводородного сырья на значительные расстояния. В условиях современной энергетической парадигмы, характеризующейся повышенным вниманием к экологическим аспектам и энергоэффективности производственных процессов, многие объекты нефтегазовой отрасли становятся объектами интенсивной технологической модернизации. Современные установки, включая системы управления, электродвигатели, генераторы и автоматизированные комплексы контроля, функционируют в экстремальных условиях: от высоких температур и давления до воздействия агрессивных сред и механических вибраций. Эти факторы повышают риски внезапных отказов, которые могут привести к остановке производства, экологическим катастрофам, значительным финансовым потерям и угрозе жизни персонала.

Так как эксплуатация электрооборудования в нефтегазовой отрасли сопряжена с экстремальными нагрузками, возникает потребность во внедрении частотно-регулируемого привода (ЧРП), являющимся эффективным мероприятием по технологической модернизации [1-4]. ЧРП – это электронное устройство, предназначенное для точного управления скоростью вращения электродвигателя. Оно регулирует частоту и напряжение электрического тока, подаваемого на двигатель, позволяя адаптировать его работу под текущие технологические требования [5-9].

Принцип работы ЧРП и его роль в обеспечении надежности:

1. Выпрямление переменного тока:

  • На вход ЧРП подается стандартный переменный ток промышленной частоты (например, 50 Гц).
  • Выпрямитель преобразует переменный ток (AC) в постоянный (DC).

2. Фильтрация и сглаживание:

  • Постоянный ток проходит через фильтр (конденсаторы, дроссели), который устраняет пульсации и стабилизирует напряжение.

3. Инвертирование в регулируемый переменный ток:

  • Инвертор преобразует постоянный ток обратно в переменный, но с изменяемой частотой и амплитудой напряжения.
  • Частота выходного тока (от 0 Гц до сотен Гц) определяет скорость вращения двигателя.

4. Управление через микропроцессор:

  • Микропроцессорная система анализирует сигналы с датчиков (нагрузка, температура, скорость) и задает оптимальные параметры тока.

5. Точная регулировка скорости:

  • Скорость двигателя меняется в зависимости от потребности (например, при снижении давления в трубопроводе насос замедляется).

Это приводит к тому, что:

  • Снижается износ деталей.
  • Уменьшается энергопотребление.
  • Обеспечивается защита от перегрузок

Функциональные качества ЧРП позволяют повысить надежность:

  • Плавный пуск и остановка.
  • ЧРП исключает резкие скачки тока при запуске двигателя (пусковые токи в 5–7 раз выше номинала).

Это предотвращает:

  • Перегрев обмоток.
  • Механические удары в муфтах и подшипниках.

Также ЧРП автоматически отключает двигатель при перегреве, коротком замыкании, превышении допустимого крутящего момента.

На объектах нефтегазодобычи проведены исследования, определены параметры и представлены результаты применения ЧРП, которые структурированы в таблице 1.

Таблица 1

 

Результаты проведенных исследований применения ЧРП на объектах
нефтегазодобычи

 

Объект исследования

Параметры

Результат

Насосная станция магистрального нефтепровода

Внедрение ЧРП + система IoT-мониторинга.

Снижение аварийных остановок на 60%,

экономия 420000 кВт·ч/год.

Газоперекачивающий агрегат

ЧРП с частотным диапазоном 5–100 Гц.

Устранение вибрации ротора, увеличение КПД на 18%.

Подводное оборудование шельфовой платформы

ЧРП с защитой от коррозии IP66.

Отказоустойчивая работа в соленой воде на глубине 50 м.

 

В таблице 2 представлены результаты проведения экспериментальных исследований по различным методикам мониторинга и анализа параметров ЧРП в реальном диапазоне их изменения.

Таблица 2

 

Экспериментальные исследования частотно-регулируемого привода

 

Параметры

исследования

Методика

проведения

Результаты

Выводы.

Рекомендации

Энерго-эффективность

Измерение потребляемой мощности двигателя с ЧРП и без него при различных нагрузках.

Снижение энергопотребления на 38% при нагрузке 60% от номинала.

ЧРП эффективен для оптимизации энергозатрат в условиях переменных нагрузок.

Температурный режим

Мониторинг температуры обмоток двигателя при работе на фиксированной и регулируемой скорости.

Снижение перегрева на 15–20°C за счет исключения работы на максимальных оборотах.

ЧРП предотвращает тепловую деградацию изоляции, продлевая срок службы.

Вибрация и механический износ

Анализ вибрации подшипников с использованием акселерометров (до и после внедрения ЧРП).

Уровень вибрации снижен на 45% при плавном пуске и регулировке скорости.

Уменьшение механических повреждений, увеличение межремонтного интервала.

Надежность в экстремальных условиях

Испытания ЧРП при температуре окружающей среды от -40°C до +35°C (имитация условий Сибири).

Отказы наблюдались только при -50°C (выход за диапазон эксплуатации).

Требуется использование морозостойких моделей ЧРП с защитным кожухом.

Срок службы оборудования

Сравнение наработки на отказ электродвигателей с ЧРП и без него (на примере 20 установок).

Увеличение среднего срока службы двигателей на 25–30%.

Регулировка скорости снижает циклические нагрузки, уменьшая износ

 

Экспериментальные данные подтверждают, что ЧРП не только оптимизирует энергопотребление, но и повышает надежность оборудования за счет снижения механических и тепловых нагрузок, минимизации экстремальных режимов работы, интеграции системы с предиктивной аналитикой.

Это не просто инструмент регулирования скорости, а основа для цифровой трансформации нефтегазовых активов. Их применение позволяет перейти от реактивного обслуживания к превентивному, сокращая риски аварий и формируя устойчивую инфраструктуру. Однако успех зависит от системного подхода: сочетания технологических инноваций, грамотного управления и инвестиций в обучение персонала. В условиях ужесточения экологических норм и роста конкуренции на энергетическом рынке, ЧРП становятся обязательным элементом современных промышленных решений.

Список литературы

1. ЧРП [Электронный ресурс] URL: https://www.vesper.ru/presscenter/articles/chastotno-reguliruemyy-elektroprivod/.

2. Приводы нефтегазовой промышленности [Электронный ресурс] URL: https://www.neftegaz-expo.ru/ru/articles/privody-neftyanoj-otrasli//.

3. Устинов, Д.А. Оптимизация режима пуска приводов рудоразмольных мельниц горно-обогатительных комбинатов / Д.А. Устинов, Ю.В. Коновалов // Обогащение руд. 2013. № 2(344). – С. 42-45.

4. Чаронов, В.Я. Электродвигатели насосных станций как потребители-регуляторы активной и реактивной мощности / В.Я. Чаронов, А.Н. Евсеев, Б.Н. Абрамович, Ю.В. Коновалов, А.С. Логинов // Нефтяное хозяйство. 1990. № 5. – С. 9.

5. Арсентьев, О.В. Особенности проектирования частотнорегулируемых асинхронных двигателей / О.В. Арсентьев, Ю.В. Коновалов // Сборник научных трудов Ангарского государственного технического университета. 2007. Т.1. № 1. – С. 90-92.

6. Konovalov, Y.V. Optimization of power supply system reactive power com-pensation at the oil field electrical substation / Y.V. Konovalov, D.N. Nurbosynov // 2017 International Conference on Industrial Engineering, Applications and Manu-facturing, ICIEAM 2017 - Proceedings. electronic edition. 2017. – С. 8076228.

7. Чаронов, В.Я. Совершенствование режима потребления электро-энергии на нефтедобывающих предприятиях / В.Я. Чаронов, Б.Н. Абрамович, В.П. Ганский, Ю.В. Коновалов, А.С. Логинов // Нефтяное хозяйство. 1988. № 7. – С. 7-9.

8. Крюков, А.В. Применение интеллектуальных технологий для электро-технических комплексов на нефтегазодобывающих предприятиях / А.В. Крюков, Ю.В. Коновалов // Сборник научных трудов Ангарского государственного технического университета. 2018. Т.1. № 15. – С. 162-169.

9. Коновалов, Ю.В. Математическое моделирование процесса пуска электродвигателей переменного тока / Ю.В. Коновалов // Вестник Саратовского государственного технического университета. 2012. Т. 4. № 1(68). – С. 146-149.

Войти или Создать
* Забыли пароль?