В статье рассматриваются процессы проникновения цифровых технологий в кластеры, связанные с индустрией спорта. Предпринимается попытка рассмотреть процессы цифровизации как драйверы кластерообразования и развития. Рассматриваются примеры цифровизации в спортивной индустрии
цифровизация, кластеризация, спортивный кластер
В современных условиях физическая активность и спорт все в большей степени проникают в повседневную жизнь людей, повсеместно возрастает количество спортивных клубов и спортивных организаций, увеличивается число людей, приобщающихся к спорту, растет количество специализированных и массовых магазинов экипировки, одежды, снаряжения, количество занятых в сфере оказания спортивных услуг, спортивных средств массовой информации. Возрастающая популярность здорового образа жизни и интерес к спорту со стороны различных категорий населения стали толчком к развитию нового кластера – бизнеса, связанного со спортом и здоровым образом жизни, ядро которого могут составлять массовые фитнес-клубы, отдельные спортивные ассоциации и федерации, крупные производители спортивной одежды и снаряжения, а на периферии могут быть более мелкие поставщики услуг, связанных со спортивной сферой, производители специального питания и т.п. Сфера физической культуры и спорта стремительно развивается на территории Российской Федерации. На сегодняшний день на федеральном уровне закреплён как часть национального проекта «Демография» проект «Спорт – норма жизни», задача которого к 2030 году увеличить количество систематически занимающихся физической культурой и спортом жителей России до 70%. А в соответствии с другим проектом – «Цифровая экономика» – планируется создание благоприятных условий для развития и внедрения цифровых технологий на основе отечественных разработок.
Сильная конкуренция в динамично растущем сегменте бизнеса требует от его участников умения «идти в ногу со временем». Вопросы цифровизации спортивной индустрии имеют очень большое практическое и прикладное значение. Цифровые технологии сегодня активно внедряются во все отрасли, и спорт не является исключением. Одним из направлений, позволяющих повысить эффективность любого бизнеса и снизить трансакционные издержки, связанные с поиском клиентов, ведением переговоров, подготовкой и организацией сделки, является цифровизация. Кроме гибкости и эффективности процессы цифровизации обеспечивают возможность получения большого количества дополнительной информации, в том числе маркетинговой.
Целью данной статьи является изучение тенденций цифровизации спортивной индустрии, рассмотрение этого процесса как драйвера образования устойчивых развитых кластеров и инновационного развития экономики в целом.
В России почти 1,5 млн. спортсменов-разрядников, около 400 тысяч тренеров, более пяти тысяч спортивных школ, десятки тысяч объектов спорта, сотни общероссийских спортивных федераций, десятки миллионов граждан, занимающихся физической культурой и спортом [1] .На все это работает бизнес, удовлетворяющий потребности в экипировке, питании, организации спортивных мероприятий разного масштаба, проведении тренировок, обучении, проведении анализа результатов. Таким образом, существуют структуры, работающие по принципу сетевого взаимодействия, т.е. кластеры, которые как раз представляют собой многоотраслевые сетевые экономические структуры и в наилучшей степени подходят для описания, изучения и внедрения процессов цифровизации.
Уже сложившаяся в практике хозяйствования кластерная структура, построенная по сетевому принципу, хорошо подвержена процессу цифровизации, потому что объединяет отрасли, людей и устройства, обеспечивает уникальные маркетинговые аналитические возможности, поскольку цифровизация, как подход, успешно реализуется на принципах сетевых связей и позволяет сделать процессы взаимодействия между всеми участниками быстрыми и удобными. Цифровизация, при условии, что она создает среду развития кластеров, может рассматриваться как драйвер экономического развития. Эффективность этого драйвера заметна, на наш взгляд, в спортивной индустрии, обладающей ярко выраженной кластерной структурой и поэтому поддающейся процессу цифровизации. Спортивная индустрия, безусловно, уже давно и успешно движется в направлении цифровизации: например, мобильные приложения, так или иначе связанные со спортом, широко распространены. Так, лидерами в области скачивания и установки являются разнообразные мобильные приложения, связанные со спортом и физической культурой (таблица 1).
Таблица 1
Примеры мобильных приложений в индустрии спорта
Функциональная область мобильного приложения |
Примеры |
Количество скачиваний в России и в мире |
Приложения, осуществляющие навигацию, обработку и аналитику физической активности |
Strava, locus map, garmin, guru maps |
50-100 млн. |
Приложения для организации тренировки в домашних условиях |
leap fitness group |
более 100 млн. |
Приложения крупных спортивных сетевых магазинов |
Спортмастер |
более 10 млн. (в РФ) |
Приложения крупных фитнес клубов |
World Class |
более 50 тыс. (в РФ) |
Относительно такого сектора, как спорт, отметим, что существуют идеи его цифровизации не только путем внедрения мобильных приложений, обслуживающих этот кластер, но и путем его управления и администрирования на федеральном уровне. Например, единая платформа «Цифровой спорт» позволяет повысить эффективность управления отраслью физической культуры, спортивными организациями, а также повысить качество оказания услуг в сфере физической культуры и спорта за счёт цифровых сервисов, реестра спортсменов и тренеров, интерактивной карты региона с зарегистрированными спортивными объектами, конструктора мероприятий, отчётности, интеллектуального видеонаблюдения и других [1].
Рисунок 1 – Схема взаимосвязанных элементов единой цифровой платформы
ГИС «ФКиС»
Также Минспорт России разрабатывает один из самых главных проектов – «Цифровизация государственной системы подготовки и управления в сфере физической культуры и спорта», где планируется объединить все модули Российского спорта: модуль «ГТО», модуль «Система учета спортсменов», модуль «Электронная судейская книжка», модуль «Тренерская деятельность» и другие, а также будут связывать все подсистемы: «объекты спорта», «спортивные школы, центры подготовки», «спортивные соревнования», «спортивные федерации», «документооборот» и др.
Успешность обозначенных в данной статье направлений цифровизации спортивной индустрии будет обеспечиваться при реализации ряда принципов:
1. Правильная фокусировка на неудовлетворенной потребительской потребности, которая обеспечивает необходимость к использованию цифровой платформы или приложения на регулярной основе.
2. Лаконичность и простота интерфейса. При этом имеется в виду не упрощение функционала платформы или приложения, а обеспечение легкости в использовании цифрового ресурса.
3. Обратная связь (feedback). Требуется подумать о создании встроенных в приложение или платформу инструментов связи, чтобы обеспечить отправку отзывов. Для маркетологов мобильное приложение или цифровая платформа – очень мощное место для общения с целевой аудиторией.
Формирование кластеров в разных сферах экономики осуществляется по различным сценариям. В некоторых случаях имеет место эволюционный процесс становления кластеров в условиях рынка, в других – это происходит благодаря активной правительственной политике. Возможно, применительно к спортивной индустрии следует заявить о необходимости сочетания взаимодействия государственных инструментов экономической политики в рамках национальных проектов, а также рыночных сил, лежащих в основе образования спортивных кластеров.
1. Найда М.С. Цифровизация физической культуры и спорта в России / М.С. Найда. – Текст: электронный // Актуальные проблемы, современные тенденции развития физической культуры и спорта с учетом реализации национальных проектов: мат-лы III Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. – URL: https: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=46155519 (дата обращения: 11.05.2025).