Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье определены возможные экономические перспективы для муниципалитетов Иркутской области от введенного с 01 января 2025 года туристического налога с учетом выявленных проблем, опираясь на статистические данные в области развития туристического бизнеса региона

Ключевые слова:
туристический налог, коллективные средства размещения в Иркутской области, туристический поток в Иркутской области
Текст
Текст (PDF): Читать Скачать

Туристический налог был введен в действие с января 2025 года во всех регионах России. Цель введения налога – увеличение поступлений в местные бюджеты и развитие внутреннего туризма. В Иркутской области налог введен на территории 34 муниципальных образований.

Оценивать эффект от введения нового налогового режима можно будет через год, но предположить перспективы в части ожидаемых поступлений представляется возможным. Ожидаемый уровень собираемости туристического налога можно определить, исходя из показателей, характеризующих деятельность гостиниц и других коллективных средств размещения, а также изучив динамику туристического потока региона. Опираясь на отчеты Федеральной службы государственной статистики России (Росстат), рассмотрим значения данных показателей (таблица 1,2) [1, 2].

Как видим, по оценке Росстата, с 2020 года после эпидемии коронавируса и кризиса туристического бизнеса отмечается ежегодный рост числа реализованных турпакетов населению региона и рост числа поездок в регион. При этом, только за 2023 год по отношению к данным прошлого года, прирост туристического потока по числу поездок составил 14%. В 2024 году имеются данные по туристическому потоку в Иркутскую область в количестве 1 565 224 ед., что на 1% больше, чем в 2023 году. Тем самым наблюдается рост данного показателя.

Таблица 1

Показатели деятельности туристических фирм и оценки туристического

потока в Иркутской области за 2020-2023 гг.

Показатель

2020 г.

2021 г.

2022 г.

2023 г.

Число турфирм, шт.

217

267

250

255

Число турпакетов, реализованных населению, шт.

15499

45863

57469

60017

Оценка туристического потока по числу поездок за год, ед.

Нет данных

Нет данных

1 370 720

1 553 341

Оценка туристского потока по количеству ночевок, ед.

Нет данных

Нет данных

4 633 671

4 485 123

 

Рассматривая число коллективных средств размещения в Иркутской области также отметим рост числа данного показателя (таблица 2) [3].

Таблица 2

Показатели деятельности коллективных средств размещения

в Иркутской области за 2020-2024 гг.

Показатель

2020 г.

2021 г.

2022 г.

2023 г.

2024 г.

Коллективные

средства

размещения (КСР), шт.

395

497

491

481

549

Численность граждан, размещенных в КСР за год, тыс. чел.

609,6

878,4

923,7

1108,6

1287,5

Годовой доход КСР от предоставляемых услуг, млн. руб.

4391,4

6877,6

7003,7

8401,2

10668,5

Среднесписочная численность работников, занятых в КСР, чел.

4402

5220

5452

5565

5843

 

Коллективные средства размещения (КСР) средства размещения (здания, часть здания, помещения), используемые для предоставления услуг средств размещения юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями. К коллективным средствам размещения общего назначения относятся гостиницы и аналогичные средства размещения (гостиницы, мотели, хостелы и другие организации гостиничного типа), специализированные средства размещения (санаторно-курортные организации, дома отдыха, пансионаты, кемпинги, базы отдыха, туристские базы).

По информации пресс-релизов Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Иркутской области «О деятельности гостиниц и других коллективных средств размещения» за 2021-2022 гг., около 70% в численности КСР это КСР общего назначения. При этом, основная доля коллективных средств размещения расположена в областном центре г. Иркутск (131 ед.), а также в Ольхонском, Иркутском, Слюдянском районах (61, 50 и 47 ед. на конец 2022 года) [4].

На сайте ФНС России представлена информация, что туристический налог в 2025 г. введен на территории 34 муниципальных образований Иркутской области: Алымовское, Аршанское, Боханское, Онгуренское, Онотское, Портбайкальское, г. Свирск, Слюдянское, Ульканское, Уриковское, г. Усолье-Сибирское, г. Усть-Илимск, г. Усть-Кут, Утуликское, Ушаковское, Хомутовское, Хужирское, Шаралдай, Шара-Тоготское, г. Байкальск, Баклашинское, Балаганское, Барлукское, Большереченское, Бугульдейское, Голоустненское, Еланцинское, г. Железногорск-Илимский, Казачинское, Каменно-Ангарское, Култукское, Куретское, Листвянское, Молодежное.

На второй квартал 2025 г. в указанных муниципальных образованиях налоговая ставка туристического налога уставлена в размере 1 % (за исключением двух муниципальных территорий – Онотского муниципального образования и Каменно-Ангарского муниципального образования, где размер налоговой ставки – 0,5 %).

Также необходимо обратить внимание, что только три муниципальных образования предоставили свои, дополнительные льготы по уплате налога. Были исключены из налогооблагаемой базы стоимости услуг по временному проживанию следующие категории физических лиц: 

- в Железногорске: лица, не достигшие возраста 18 лет; многодетные семьи, состоящие из родителей (усыновителей, опекунов, попечителей, мачехи или отчима) или единственного родителя (усыновителя, опекуна или попечителя), трех и более детей, в том числе усыновленных (удочеренных), пасынков, падчериц, детей, находящихся под опекой или попечительством, не достигших возраста 18 лет;

- в г. Усолье-Сибирское: лица, не достигшие 18 лет;

- в г. Усть- Илимске: члены семей лиц, принимающих (принимавших) участие в специальной военной операции, лиц, выполняющих (выполнявших) возложенные на них задачи на территориях Украины, Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области в период проведения специальной военной операции [5].

Как видим, достаточно большое количество муниципальных образований региона заявили о введении нового налога.

Проблемой остается количество организаций, не классифицировавших свой гостиничный бизнес. Так как в состав налогоплательщиков туристического налога включены организации и физические лица, оказывающие услуги по предоставлению мест для временного проживания физических лиц в средствах размещения, включенных в специализированный реестр [5]. Установленный реестр размещен на официальном сайте Федеральной службы по аккредитации в разделе «Реестры в сфере туризма». Но ситуация такова, что по данным на апрель 2022 года в Иркутской области официально размещено 668 гостиниц. Из них только чуть больше 230 прошли классификацию. В самом Иркутске на тот момент классификацию прошли 109 объектов размещения туристов. К концу 2022 года их число возросло до 131 единицы. Проблемы остаются на объектах, размещенных на Байкале. Так, в Иркутском районе находится 165 коллективных мест размещения, официально при этом работают только 72, из них классификацию прошли 28, из них в посёлке Листвянка и по Байкальскому тракту – 19. В Большом Голоустном – ни одного. В Ольхонском районе – более 650 коллективных средств размещения, легально из них работают только 18%, а классифицировано лишь 25 [6]. Следовательно, для полноценной работы и достижения результатов по собираемости нового введенного налога необходимо усилить работу по прохождению всеми КСР процедуры классификации.

Учитывая приведенные нами данные по количеству классифицированных коллективных средств размещения и по динамике размера доходов, приносящих КСР, можно предположить реальные объемы поступлений по туристическому налогу в бюджеты муниципальных образований. Если предположить тот факт, что все места массового размещения граждан будут обязаны пройти классификацию, то размер потенциально возможной собираемости туристического налога будет гораздо выше.

По данным, приведенным в статье Рубан-Лазаревой Н.В., прогнозные оценки доходов от минимального туристического налога методом прямого счета, индексации, экстраполяции при минимальной величине 100 руб. за сутки проживания и количестве суток, сопоставимых с прошлым годом, в 664,59 млн. ед. позволят получить стране 66,46 млрд. руб. в 2025 г. [7].

В заключение отметим, что удорожание стоимости проживания в местах временного размещения за счет введения туристического налога отрицательно отразится на развитии туристического бизнеса. Еще до введения налога гостиницы Иркутской области повысили цены на свои услуги на 8,2%, особенно заметно подорожало проживание в 1-3-звездных отелях (на 10-11%) [8]. Это может привести к тому, что туристы начнут искать приемлемые по цене варианты для отдыха, арендуя жилье в частном секторе, объекты которого не будут находиться в реестре либо не подпадают под действие туристического налога. 

Как видим, выявленные проблемы в регионе, такие как достаточное количество непрошедших классификацию КСР и ожидаемое удорожание стоимости проживания в местах временного размещения, могут вызвать трудности с качественным администрированием туристического налога в Иркутской области. Полученные выводы могут быть использованы при выработке решений по взиманию туристического налога, дальнейшей разработке законопроектов по совершенствованию положений, регулирующих данный вопрос.

Список литературы

1. Основные показатели деятельности туристских фирм по Российской Федерации и субъектам Российской Федерации (с 2004 г.). – Текст: электронный. – URL: https://rosstat.gov.ru/statistics/turizm (дата обращения: 08.05.2025).

2. Оценка туристского потока с 2022 г. – Текст: электронный. – URL: https://rosstat.gov.ru/statistics/turizm (дата обращения: 08.05.2025).

3. Основные показатели деятельности коллективных средств размещения по Российской Федерации и субъектам Российской Федерации, годы (с 2002 г.). – Текст: электронный. – URL: https://rosstat.gov.ru/statistics/turizm (дата обращения: 08.05.2025).

4. О деятельности гостиниц и других коллективных средств размещения за 2022 год. – Текст: электронный. – URL: https://38.rosstat.gov.ru /new/document/212363 (дата обращения: 10.05.2025).

5. Туристический налог. – Текст: электронный. – URL: https://www.nalog.gov.ru/rn38/taxation/taxes/tourist_tax/ (дата обращения: 08.05.2025).

6. Об этом сообщает ИА «Телеинформ». – Текст: электронный. – URL: https://i38.ru/obichnie-ekonomika/v-irkutskoy-oblasti-tolko-tret-iz-ofitsialnich-gostinits-klassifitsirovani (дата обращения: 10.05.2025).

7. Рубан-Лазарева Н.В. Прогнозирование доходов от туристического налога / Н.В. Рубан-Лазарева. – Текст: электронный // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2024. – № 10-1. – С. 83-90. – URL: https://vaael.ru/ru/article/view?id=3780 (дата обращения: 11.05.2025).

8. Об инфляции в июне 2024 года. – Текст: электронный. – URL: https://38.rosstat.gov.ru/new/document/240993 (дата обращения: 10.05.2025).

Войти или Создать
* Забыли пароль?